slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Серенада Кремниевой Долины

Кризис

Владимир Маковский. «Крах банка». 1881.

Нас десятилетиями приучали, что законодателями моды в техническом прогрессе, создателями главных новинок и инноваций являются США. Их преимущество во всём, касающемся технических чудес, неоспоримо, начиная с «лунной гонки». Американские вливания в науку и технологию недостижимы для остального мира, учили нас. Однако мы всегда также знали, что, чем выше поднимешься по лестнице, тем больнее с неё падать. Даже у Райкина была такая интермедия…

Что греха таить, эту статью я набираю, пользуясь шрифтовым редактором Word операционной системы Windows, созданной транснациональной компанией Microsoft со штаб-квартирой в Редмонде, штат Вашингтон, США, американцами Биллом Гейтсом и Полом Алленом. С друзьями и коллегами переписываюсь в What`s App, созданной в калифорнийском Маунтин-Вью, материалы для статьи ищу в браузере Google Chrome, изобретённом в соседнем Стэнфордском университете, а распечатываю файлы на принтере фирмы Hewlett-Packard, основанной там же, в Пало-Альто. (Материал рекламным не является).

Что объединяет большую часть вышеописанного?

Эти продукты (три из четырёх) были созданы в Кремниевой Долине, в известном всему миру академгородке близ Сан-Франциско, оказавшем чрезвычайно большое влияние на мировой технический прогресс. Именно здесь, в лаборатории Уильяма Шокли, родились полупроводниковые компьютеры и вообще весь мир IT-технологий. После прорывных изобретений в области полупроводников студенческие стартапы Silicon Valley позже стали колоссальными корпорациями, такими, как Intel и AMD, Apple, Xerox и Oracle, без которых работа в Интернете и просто на компьютере почти невозможна.

А в 1983 году в Калифорнии появился банк (Банк Кремниевой Долины — Silicon Valley Bank или SVB), решивший обслуживать талантливых ребят-стартаперов, которые создавали новые перспективные бизнесы и брали под них кредиты у венчурных (помогающих науке) инвесторов. Бывшая тихая яблоневая долина Санта-Клара стала «рассадником» для быстрорастущих технофирм, которые с начала 90-х гребли деньги буквально снеговой лопатой, создавая скайпы, ватсапы и твиттеры, а «втихую» помогая Пентагону и ЦРУ. Банкир Боб Медеарис, как утверждает молва, придумал идею этого банка, играя в покер со своим коллегой, Биллом Биггерстаффом. Видимо, пришёл ему тогда стрит-флэш с королями и тузами, а красивые идеи часто приходят на радостях.

Очень помогла банку эпидемия Ковид-19, под лозунгом борьбы с которым в финансовую систему США хлынул Ниагарский водопад денег, финансирующих новые медицинские фирмы. Во время сего поветрия, как злого, так и загадочного, непонятно как начавшегося и прекратившегося, Банк Кремниевой Долины более чем утроил объём своих депозитов и к началу 2022 года распух до 200 миллиардов долларов, став вторым по размеру банком Калифорнии и шестнадцатым в Штатах. Казалось бы, не коммерция, а «цимес мит компот».

Как известно, любой банк не держит деньги клиентов мёртвым грузом, он их во что-то вкладывает, раздавая кредиты надёжным компаниям. Да, финансирование в Долину лилось рекой. Но какие у вчерашних студентов-стартаперов залоги — одни чертежи и картинки в портфолио да мечты стать новыми Эдисонами и Теслами. Поэтому Банк Долины решил вкладывать денежки на фондовом рынке, покупая «трэшериз» (облигации) правительства США и долговые ипотечные обязательства с залогами в виде недвижимости.

Однако, во время пандемии ковида Федеральная резервная система сильно уменьшила процентную ставку, так что облигации перестали быть выгодными. Банк почти прекратил платить дивиденды будущим Эйнштейнам и перевёл большую часть депозитов в более долгосрочные бумаги, со сроком погашения 5—10 лет. А это всегда страшный риск: вдруг ставки вырастут? Тогда облигации банк сможет продать, дай Бог, за полцены…

Именно так и вышло: в 2022  году у любящего покер американского Германна вместо туза на руках оказалась пиковая дама. Из-за взрывного роста инфляции ФРС США рекордными темпами повысила ставку процента от почти нуля до почти 5%... «Oops!» На фондовом рынке начались Содом и Гоморра. К концу 22-го года облигационный портфель Банка Кремниевой Долины просел на 17%, что как бы не превысило его собственный капитал. В таких случаях банкиры не торопятся признавать убытки и курс своих облигаций удерживают до последнего.

Облигации банка подешевели к нынешнему марту на 15 миллиардов. Но, большей частью, депозиты банка были до востребования, с возможностью забрать их в любой момент…

Тут быстрые разумом Невтоны, всегда плотно общающиеся между собой, поняли, что дело пахнет углеводородной смесью С9–С16, дающей на выходе нефтяной растворитель под названием «керосин», и всем кагалом побежали изымать из банка свои пречистые. Все операции с Silicon Valley Bank были мгновенно приостановлены. Кто успел, тот не опоздал. А кто был в отъезде или лежал в больнице? Интернет-банк накрылся мгновенно, промедлившие не спасли ни цента. Видимо, правдиво говорят, что учёные — люди не слишком практичные: 89% вкладов, на сумму 175 млрд долларов, даже не были застрахованы.

После всего этого министр финансов США Джанет Йеллен заявила, что власти США этот «трест, который лопнул», спасать не будут, ибо и без него забот хватает (Украине деньги для войны нужны, от себя отрываем). Через пару дней после «кремниевого» рухнули нью-йоркский Signature Bank, обслуживающий малый бизнес, и Silvergate Bank, работающий с электронными деньгами. Три банка менее, чем за неделю, это, как в анекдоте про чукчу: «Третий олень в море упал, тенденция, однако». Проблемы начались и у Первого республиканского банка в Лос-Анджелесе, у дверей которого — орда перепуганных клиентов.

Всё это я к чему? Людей, своими талантом и энергией создававших фирмы и капиталы, очень жаль. После продажи активов они хоть что-то да получат, это не наши
90-е, когда вклады пропадали с концами. Но далее я пишу уже о другом.

Экономист Александр Роджерс прокомментировал интернет-каналу «Кубань-24»: ситуация на рынке США хуже, чем во время кризиса 2007—2008 годов, госдолг больше, инфляция выше, больше дефицит бюджета. «Как по мне — это приличное начало для сдувания всего пузыря». Под пузырём всего Роджерс подразумевает биржевые активы, сильно переоценённые из-за вливания в экономику США ничем не обеспеченных триллионов долларов.

Корпорации Silicon Valley прекращают найм новых сотрудников, многие стартапы начали увольнять людей. Исход опытных айтишников из бывшей благодатной Америки приобретает всё более реальные черты. Налицо начавшийся в сердце экономического чуда США режим кризиса. Производители виртуальных продуктов ещё не так пострадали, а вот производители «железа», компьютерной начинки уже столкнулись с тем, что цены на продукцию придётся поднимать до 30%, либо обеднять, ухудшать характеристики своих Intel Pentium и IPhone. А теперь вспомним, что у простых смертных по всему миру падает покупательная способность. Кому в кризис нужны будут дорожающие электронные шедевры? А вслед за этим посыплется рынок акций этих фирм, это же – как построить замок из домино и потом толкнуть одну «костяшку». Профессор Колумбийского университета Анджела Ли прогнозирует катастрофу для значительного числа американских стартапов: они не могут получить доступ к своим средствам, и компании собираются выйти из бизнеса, чтобы покрыть это. Настроения, утверждает Ли, возникающие в результате этого, будут разрушительными во всём мире. Ведь рухнула и британская «дочка» калифорнийского банка, и доверие к американцам висит на ниточке: многие мировые фирмы были клиентами SVB.

Мы, россияне, настолько периферийны в плане IT-технологий, что нас этот «идеальный голливудский шторм» практически не заденет, нам же даже лицензионные программы Microsoft запрещено покупать. Но мы-то и на «пиратках» проживём, это уже и прохожие в парке говорят. И от доллара наша финансовая система отвязывается.

А вот чемпионы по микроэлектронике, похоже, погорят неслабо.

Америка всегда была сильна в финансировании науки. На инновации и фундаментальные исследования там не жалели грантов, а затем выгодное изобретение быстро и чётко коммерциализировалось. Без венчурного капитала это невозможно. Именно таким финансистом был Банк Долины. В числе его клиентов было представительство Минобороны США, Defense Innovation Unit Experimental, по разработке и поиску новых, продвинутых, оборонных технологий. Инновации SVB были необходимы дядюшке Сэму в конкуренции с РФ и КНР в области обороны и логистики. Насколько ухудшилось финансирование американской обороны? Это ещё предстоит подсчитать, ибо процессы только начинаются. А мировое доверие к доллару? ФРС-то опять станок включать придётся, печатать тонны зелёных бумажек…

Экс-президент Дональд Трамп в соцсети Truth Social также напомнил, что в Америке закрываются банки из-за невозможности платить по счетам. «У нас будет Великая депрессия, гораздо сильнее, чем в 1929 году», — предупредил он.

А тут ещё и Украина выгребает запасы снарядов и «стингеров». Плюс КНР, покупая в Южной Корее массу микрочипов, дышит американцам в затылок. Энергия китайцев в этом плане поражает: они за 20 лет прошли в компьютерных технологиях путь, который мы прошли за 30. Об отставании США в оружейных технологиях уже вовсю трубят в Пентагоне. И оно увеличится ещё больше, если усугубится кризис с деньгами калифорнийского научного сообщества. Венчурные финансы Америки, похоже, поют романсы. Точнее — серенаду Кремниевой Долины…

Антон ВАСИЛЬЕВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: