slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Новый, старый дом

В фокусе — городок писателей

В одном из номеров «Слова» (№ 20 / 2020) мы публиковали заметку о Доме творчества Переделкино в связи с его реконструкцией. Обещали вернуться к этой теме.

В приснопамятные времена Дом творчества Переделкино отвечал своему прямому назначению – создавал максимальные условия для плодотворной работы и отдыха писателей всей страны. В годы перестройки Дом заметно сник, потерял былое величие. Директора сменялись, как перчатки, не говоря уже о сиротинушке библиотеке, знаменитой уникальными изданиями, разворованной в пух и прах лицами с подозрительными биографиями, коим очень нравилось играть на бильярде.

В летние месяцы Дом заполнялся до отказа, главным образом, литераторами и членами Литфонда. Но с каждым годом ряды их редели, заполняя вакуум вдовушками, молоденькими поэтессами, во все глаза глядевшими на классиков. Особенно было интересно наблюдать за компанией, которую собирала писательница Наталья Арбузова. Непременно в августе и обязательно по субботам. Ближе к сумеркам сходились на балконе второго этажа. Переносили кресла и стулья из холла. На столике были фрукты, орешки, вино. Порядок, установленный Арбузовой, незыблем: каждый из присутствующих должен прочитать что-нибудь своё – стихотворение, рассказ или отрывок из повести. Заглядывали «на огонек» поэтесса Инна Кабыш с мужем, актёром театра и кино Николаем Сахаровым. Пел он собственные сочинения, зычным и красивым голосом. Шансоном ему вторил Александр Севастьянов, публицист и историк, широченный, с голубыми глазами, заядлый бильярдист.

Нечто схожее происходило в бывшем гараже Дома-музея Корнея Чуковского и тоже по субботам. Алла Рахманина — инициатор творческих встреч с писателями. За большим столом собирались тамошние жители посёлка и приезжие из Москвы. Автор читал свои произведения, размышлял о литературе, о творчестве коллег по перу. Шли дискуссии, споры. Обстановка несравнима с подобными встречами в Малом зале ЦДЛ — она доверительная и душевная. В старом корпусе и коттеджах жили писатели Мариэтта Шагинян, Владимир Солоухин, Евгений Чернов, Ярослав Голованов, актёр театра и кино Михаил Казаков; в старом — Василий Субботин, Эдуард Асадов, Михаил Рощин, Кирилл Ковальджи, Сильвия Капутикян из Еревана, Владимир Блинов из Екатеринбурга. Нельзя забывать их, перечисляя лишь такие хрестоматийные имена, как Арсений Тарковский, Булат Окуджава, Валентин Катаев, Белла Ахмадулина и других писателей, которые, кстати, не жили в старом корпусе. Это означает — сужать представление о сообществе писателей, живших в посёлке, пусть разных взглядов и степени значимости в истории советской и русской литературе.

О посёлке можно рассказывать немало интересных историй, связанных с судьбой дачников, давно минувших и нынешних дней. Возникают вопросы, на которых трудно получить ответы, от кого — неясно. Например, на улице Серафимовича и Довженко жили на дачах писатели-фронтовики. Ко Дню Победы вывешены имена Тарковского, Липкина, зато о не менее знаменитых, прошедших войну, как Егор Исаев, Михаил Луконин, участник двух войн — Финской и Отечественной, ни строки. Не хотелось бы слыть ворчуном, и всё же невольно думаешь о тенденциозном отношении создателей нового облика писательского городка и Дома творчества, искажении ими объективной картины истории литературы, нелёгкой, но очень яркой. Видимо, кому-то важнее всего форма, а не содержание, которое резко контрастирует с былинной, загадочной аурой Дома творчества. Может быть, мы, «уходящая натура», ничего в этом не понимаем, отстаём от «веяний времени»?

Сайт «Культурный центр Дома творчества Переделкино» информирует пользователей: «Юрий Сапрыкин, основатель проекта «Полка», обозреватель издания «Коммерсантъ Weekend» читает лекции цикла «Родное слово» «Курт Воннегут «Сирены Титана». И далее: «На этот раз мы будем обсуждать новеллу «Джамхух – Сын Оленя, или Евангелие по-чегемски», входящую в роман Фазиля Искандера «Сандро из Чегема». Ведущим выступит Михаил Фаустов, создатель чемпионата мира по чтению вслух «Открой рот».

Всё это очень любопытно, и, может быть, интересно слушать с открытым ртом литературные пассы «доктора» Фаустова. Но где же писатели, жившие и живущие поныне в Переделкине? Пренебрежительное отношение к старикам и ушедшим от нас в мир иной писателям — типичная картина нашего времени, когда речь идёт о русской культуре, уходящей корнями в глубину веков. Навязанные нам западными доброхотами ценности, нет-нет да проскальзывают в наше сознание и быт, даже в мелочах.

Да, согласен — парк Дома творчества стал ухоженным, опрятным, любо-дорого посмотреть. Но вот возле пруда поставлены морщинистые корячки арт-деревьев, исполненные художником без учёта традиционной графики парка. В лексике буклетов, афиш изобилуют иностранные слова, коих общественность не приветствует и, слава богу, тема избавления от этой порчи и сохранности русского языка витает на законодательном уровне. В рекламации читаем: «Сегодня Переделкино — живой творческий центр с резиденциями, пространствами для работы и отдыха». Слово «резиденция» крайне редко используется на бытовом уровне, в основном как «место пребывания высокопоставленного лица». Таковых здесь, кажется, мы не наблюдаем.

Зато интересные мастер-классы, Книжные ярмарки, которые действуют на территории Дома творчества, разумеется, хорошее начинание. Правда, смущает изобилие книг, альбомов иностранных авторов; если он российский, то смакует в своих сочинениях постмодернизм в изобразительном искусстве и в литературе, близким и понятным очень узкому кругу читателям. Холодно от них: сплошные «измы», «конструктивизм», «подкаст»…

Пользователь сайта Сергей Н. точно подметил: «Коворкинг и лэнд-арт с Домом Творчества несовместимы... Зае..ли англогизмы...». не следует умалять достоинства организаторов новодела и его кураторов в новаторских поисках. Они, безусловно, есть: в кафе и баре, ресторане, куда за вкусным кушаньем ломится очередь; в удачно спланированном плане территории, ухоженными дорожками, уютными скамейками. Мне близок девиз – ВОЗРОЖДЕНИЕ, упоминаемый в буклетах. Как известно, возрождение связано невидимой нитью с прошлым и не подвержено, подобно птице Феникс, самосожжению. Не разорвать бы её…

Путник, ты ступил на территорию старинного парка, подойди поближе к дому с дорическими колоннами, взгляни на балкон второго этажа, и вообрази, хотя бы на мгновенье: сквозь ропот листвы, опалённой закатом, что слышишь голоса писателей, пение и лёгкий смех…

Хорошо должно быть на душе.

Соб. инф.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: