slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Костёр, у которого грелась вся Россия

Оптина Пустынь

Так в прошлом веке говорили об Оптиной пустыни, врачевавшей каждого, кто обращался сюда со своими чаяниями. 35 лет назад святая обитель была возвращена РПЦ.

«Духовной санаторией» израненных душ называл Оптину Павел Флоренский. В дореволюционной России насчитывалось около тысячи монастырей, но именно в сюда тянулись за светом и утешением душе и калики перехожие, и величайшие мыслители. По определению исследователя русского монашества Ивана Концевича, она «была той золотой чашей, куда сливалось самое лучшее духовное вино России».

Кто основал пустынь, неизвестно, по одной из легенд это сделал в IV веке разбойник Опта, вступивший на праведный путь под именем Макарий.

«За несколько верст, подъезжая к обители, уже слышишь её благоухание; всё становится приветливее, поклоны ниже и участья к человеку больше, — пишет Гоголь. — Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует всё небесное. Я не расспрашивал, кто у них как живёт: их лица сказывали сами всё». Гоголь исповедовался в Оптиной старцу Макарию, Достоевский и Толстой приезжали к преподобному Амвросию. Местом притяжения и силы она стала для Константина Леонтьева, Сергея Нилуса, Ивана Киреевского. «В мире хвораем, а в вашей пустыни лечимся», — говорил Игнатий Брянчанинов, считавший Оптину самым благоустроенным монастырем России, а оптинскую братию - «священнолепным братством, истинными подвижниками, благою дружиною иноческою». Наведывались сюда Хомяков, Вяземский, Аксаков, Тургенев, Чайковский, Циолковский, Чижевский, Ахматова, Есенин. В1927-м побывали у старцев Георгий Жуков и будущий Председатель Совмина СССР Георгий Маленков.

Что искали они здесь, что находили? «Стержень, мудрость, святыню, высокий идеал», — поясняет наместник московского подворья Оптиной пустыни, архимандрит Мелхиседек. «Оптина есть... завязь новой культуры, узел, который осуществил ту среду, где воспитывается духовная дисциплина, — указывал Павел Флоренский. — Было бы великим преступлением не перед группою монахов, а перед культурою будущего не употребить всех возможных усилий для охранения Оптиной в её целом, т. е. не как стен или рукописей, а того невидимого и неосязаемого физического водоворота, который во всяком приблизившемся к нему пробуждает острое сознание, что, кроме внешнего отношения к миру, есть ещё внутреннее, бесконечно более важное, дающее ощутить глубины бытия и миры иные».

Тем не менее пришли иные времена, и в 1923-м году обитель была закрыта, 74 насельника претерпели репрессии,
39 были расстреляны, 7 погибли в ссылках и заключениях. Посетивший пустынь в 70-х Валерий Ганичев писал о царившем тут упадке и унынии. Возрождаться монашеская жизнь начала, когда в ноябре 1987-го постановлением Правительства РСФСР обитель вернули Русской Православной Церкви. И теперь это один из крупнейших монастырей России, в нём 192 насельника, более ста трудников, наместник с 29 декабря 2021 года — епископ Иосиф (Королёв). В хозяйстве около 77 га земли, своя ферма, пекарня, мельница, поля и огороды, где высеваются пшеница, рожь, рапс, картофель. Выращенным и произведённым своими руками монахи делятся с семинарией, Патриархией, православной гимназией в Козельске и нуждающимися.

От Москвы до Оптиной 250 км, чуть больше трёх часов на автобусе. Достоевский после смерти сына Алёши добирался на перекладных два дня. Сразу после посещения монастыря он приступил к работе над романом «Братья Карамазовы», где первым в русской литературе создал образ старца. «Феномен старчества его очень интересовал, — говорит профессор МГУ Игорь Волгин. — Это чисто православное явление, возникшее в христианских общинах Палестины. Кто такой старец? В церкви нет такой должности. Его авторитет рождается стихийно. Для Достоевского, никогда не жившего церковной жизнью, это было удивительно. Образ монаха он задумывал давно, что видно по наброску к незавершённому «Житию великого грешника». Любопытно, что у Толстого старец Амвросий отмечал момент высокой гордыни, а о Достоевском сказал: это кающийся. В чём каялся Фёдор Михайлович? Какие внутренние вины чувствовал? Часто мы цитируем его формулу: «красота спасёт мир». Но в записной тетради у него сказано: «Мир красотой спасётся», т.е. чтобы спастись, нужны усилия самого мира, автоматически красота спасения не придёт. Есть свидетельство, что Амвросий не просто выслушивал исповедь Достоевского, а они разговорились, это был диалог. Хотя по воспоминаниям Леонтьева, старцы христианство Достоевского считали розовым. «В Оптиной «Братьев Карамазовых» правильным православным сочинением не признают, и старец Зосима ничуть ни учением, ни характером на отца Амвросия не похож» — писал Леонтьев. Он тоже критиковал христианство Достоевского как посюстороннее: мол, царства божия на земле быть не может, невозможно земное счастье человека, а только в потустороннем мире».

Зосима же, скорее всего, собирательный образ: это и Амвросий, с которого списаны внешность и манера речи, и Тихон Задонский. Что касается поучений Зосимы, то он отправляет Алёшу в мир, чтобы тот принял мирские грехи и испытания. Не исключено, что Достоевский хотел сделать Алёшу революционером, который погибает на эшафоте, и в этом смысле постиг тайну русской революции, куда пошли не только бесы, но и чистые сердцем, такие как Алёша.

Летом 2022 года в Оптиной пустыни впервые прошли дни Достоевского, был заложен камень на месте будущего памятника писателю. Игорь Волгин предложил отныне ежегодно в рамках этих дней устраивать праздник — смотр русской культуры, где бы собирались писатели, поэты, учёные, художники. Его идеей может стать актуальная тема «Русский язык и литература в сегодняшнем образовательном пространстве». Нацию ведь более всего выражают язык, литература и знание своих корней. А уровень грамотности и понимания нашей истории настолько сильно сейчас упали, что это угрожает уже не просто культуре, а национальной безопасности. «Мои студенты делают в курсовой работе по 10—12 ошибок на странице, — говорит Волгин. — Ещё хуже степень проникновения в текст, особенно если он большой». Что-то надо с этим незамедлительно делать.

Представителям Оптиной пустыни предложение приглянулось. «Оптинская братия сознаёт, насколько важно сейчас для России возрождение моральных и нравственных ценностей, — сказал владыка Иосиф. — Мы получили недавно благословение Патриарха на то, чтобы наш монастырь становился площадкой для общественных дискуссий. На основании этого и будем действовать, высоко держа планку просветительства и духовности, падающей всё ниже и ниже». На вопрос не нарушат ли фестивальные мероприятия уединение и пустынность — основу основ монашества, архимандрит Мелхиседек ответил: «Там, где сейчас идут боевые действия, хирурги не смотрят за режимом труда и отдыха. Оптинский монастырь не только санаторий, но и больница для каждого страждущего человека. Наверное, хирург устаёт, но, когда видишь, что ушла гангрена, удачно пересажен орган, в голове что-то поправили или опухоль исчезла — это же всегда радость. Сколько семей было создано и сохранилось, сколько детей родилось благодаря нашим советам и уговорам. А если бы не монастырь, они никогда бы не появились на свет. Паисий Святогорец говорил про монахов: это не просто лампочки, светящие на улицах, чтобы прохожие не спотыкались, а маяки на скалах, указующие путь кораблям. Так что ждём всех».

Когда паломники спрашивают, как пообщаться со старцем, их направляют к святым мощам. Живого старца сегодня не увидишь. «Это высокий сан, который нужно заслужить, —  скромничает о. Иосиф. — Но мы надеемся, что старчество будет возобновлено. Наши священники и иеромонахи ведут ежедневный приём во Владимирском храме и окормляют всех желающих». В главном Введенском храме можно приложиться к раке с мощами чудотворца Амвросия Оптинского, обладавшего даром особой прозорливости, исцелявшего болезни и скорби людские и не устававшего повторять: «любовь к Богу доказывается любовью и милосердием к ближнему». А его выдающиеся наблюдатели-современники замечали, что, если прослеживать течения русской жизни, всегда «приводимся к Оптиной как духовному фокусу, от соприкосновения с которым возжигается дух». Нигде святое братство не имело столь сильного освящающего влияния на свой народ. И советовали за этот невидимый, но могучий вихрь христианской жизни, питавший наши корни, хвататься как за ценнейшее достояние.

Татьяна КОВАЛЁВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: