slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«За базар отвечаю»

Вы прислушиваетесь к разговорам прохожих на улице? Я это делаю с единственной целью – услышать правильный русский разговорный язык. И с печалью отмечаю, что он слышен всё реже и реже. Особенно удручают разговоры школьников и студентов – почти сплошь полу-уголовное арго. Впечатление, что Пушкин и Баратынский в нашей стране никогда не рождались… Как же так? Ведь мы добились свободы печати и информации!

В советское время хорошие и интересные книги хоть и издавались заоблачными для наших дней тиражами, но «достать» их можно было не всегда. На них подписывались, ездили на Кузнецкий мост с абонементами, за них сдавали макулатуру. Никогда не забуду, как мы с мамой собрали на 4 тома Джека Лондона 80 килограммов макулатуры и 10 килограммов где-то потеряли. К счастью, мама была зав школьной библиотекой и обёрточной бумаги у нас всегда было вдосталь.

Советский дефицит, в том числе и книжный, вызывал стойкое раздражение, совмещённое с мечтами, чтобы «всё это», наконец, кончилось и можно было бы свободно купить в магазине хоть Булгакова, хоть Бродского, хоть Кафку с Прустом. Вот тогда и заживём привольно и свободно, думалось. И мечты сбылись. Дефицита нет уже лет 30, очередей тоже, книжные магазины забиты любыми книгами доверху. И при этом почти пусты…

Но литературную русскую речь на улице практически не услышишь.

Взрослые, наши ровесники, уже давно бьют тревогу, но вот вопрос: слышит ли их власть? Безразлично ли ей это? Или… страшно предположить – выгодно?

На сайте «Ответы» поисковика «Мail.ru», где часто ведутся интересные споры о современной жизни, нашёл неподписанное, но заставляющее поверить в свою подлинность, письмо женщины:

«В общем, дело вот в чём — у мужа на работе работают ребята по 18–19 лет. Не знают, ни кто такой Ленин, ни где находится Австралия, ни «Аврору», даже есть такие, кто «СССР» расшифровать не могут, даже Москва не знают, что столица... Это учителя ничего в головы не вложили, или просто современным деткам больше «бухать» нравится, чем на уроках сидеть?»

Какие уж тут Кафка и Пруст… Видимо, да, нравится больше «бухать». Несколько лет назад я ехал в плацкартном вагоне по Тверской области, поздно вечером, в коридоре за столиком бормотали молодые люди лет по 20, а мне, уже лёгшему, не спалось, и я незаметно их слушал. Часа два они говорили только о самогоне, кто как варил, кто как «набухался», кого как поднимали и где. Не о девушках, не о футболе, я уж не говорю о Достоевском и Толстом, о которых непременно начали бы спорить их ровесники в начале двадцатого века.

Снова комментарии в «Ответах» поисковика: «Современным деткам просто делать больше нечего. Когда мы учились, было немного соблазнов, нам много не нужно было, чтобы увлечься чем-то. А что сейчас? Современный школьник перепробовал уже в жизни всё, ему ничего не интересно, тем более школа. Карманных денег школьников и хватает только на бутылку, они не могут позволить себе сходить в тренажёрный зал, поиграть в бильярд и т.д. Уличных развлечений теперь нет, как было у нас, все бывшие футбольные поля раскуплены под торговые центры. Вот и подумайте».

Да, на месте нашей районной городошной площадки у метро, где я когда-то школьником показывал класс распечатывания «пушек» и «писем», теперь именно торговый центр. И кругом такие же. Власти сие прибыльнее и выгоднее…

Подростки «чатятся» в соцсетях, комментируя друг друга с жутким количеством орфографических ошибок. Из-за обилия мусорной информации мозг просто не усваивает необходимую для совершенствования. На литературу, настоящую, русскую и мировую, большую литературу, развивающую речь и интеллект, уже не хватает ни сил, ни времени...

И проблема стоит намного острее, чем я своим «старорежимным» языком, который и в школе не пожелал стать дворовым сленгом, пытаюсь её описать. Гораздо доходчивее будет сайт «Егоршинские вести», рассказывающий о буднях небольшого города Артёмовска Свердловской области:

«Да, именно безрассудные и бессовестные молодые парни и девчонки порой рушат, ломают построенное, нарушают выполненное другими благоустройство. Но и податься подросткам некуда, негде выплеснуть избыток энергии. Нет в городе ни одного кинотеатра, нет хотя бы примитивного скейт-парка, нет молодёжных клубов (не все хотят ходить в военно-патриотические)».

Ниже рассказывается, как в Волчанске 13-летний подросток написал о схожих проблемах Владимиру Путину, и городу выделили деньги на досуговый центр, где и музыкой заняться можно, и кружки разные есть. Значит, можно всё устроить нормально? Но почему же городские власти не написали «наверх» за того парня: помоги казною, батюшка! Загибаемся!

В старинном русском городе Пскове, где уж, казалось бы, каждый камень — предмет гордости и патриотических чувств, растёт число случаев вандализма. И если бы просто били лампочки фонарей — повредили лестницу Кузнецкого моста, солнечные часы у Мирожского монастыря.

«Движет вандалами отсутствие культуры, которое они недополучили в школах и в семьях. Бороться с этим можно только одним путем — повысить зарплаты учителям. Я убежден, что от увеличения зарплат учителей, их отношение к работе и качество образования у нас повысится, да и внимание к каждому ребёнку увеличится. Я хотел бы обратиться ко всем родителям и призвать их воспитывать в детях уважение к нашему городу, к нашим памятникам и достопримечательностям, другого пути тут нет. Нет здесь ни кнута, ни пряника. Только культура и образование», — уверен депутат псковского областного собрания Андрей Маковский.

«В первую очередь родителям, семьям необходимо показывать положительный пример трепетного отношения к родным местам, — считает депутат Псковского областного Собрания, директор средней общеобразовательной школы №12 в Великих Луках Елена Даньшова. — Нужно также привлекать детей к участию в жизни города, тогда они больше будут его ценить. И видеокамер побольше, конечно. Куда же сейчас без них?»

Вроде бы, к педагогу со стажем в городе прислушиваются…

«Моё мнение, — продолжает она, — в первую очередь это идёт от культуры, воспитанности или невоспитанности. Второе — все идёт из семьи. Если в семье не прививаются навыки культурного поведения, бережного отношения к своему дому, к своей улице, к своему родному городу, то говорить о высоком уровне воспитания детей очень сложно. Например, если мама идёт с ребенком и бросает бумажку мимо урны, не донеся её, ребёнок сделает то же самое. Дети видят все это с малых лет, поэтому первое — это, конечно, воспитание культуры в семье.

Второй шаг, естественно, это работа со школьниками. Я сама педагог, мы много внимания посвящаем этому, но работать нужно в направлении того, чтобы дети были более причастны к устройству своего родного города. Два года пандемии, конечно, нас выбили из колеи. Да, сейчас мы, конечно, выходим из этого состояния, проводим субботники, уборки, организуем совместный труд, занимаемся волонтёрством, устройством общественных пространств. Мы к этому возвращаемся, но два года, к сожалению, потеряны. Другая сторона медали — это бесконтрольность и безнаказанность. Видеокамеры, тотальный контроль и наказание.

Я была в Калининградской области, где есть небольшой город Гусев, который был обычным, нормальным провинциальным городком со своими недостатками. Там сменилась программа благоустройства, облагородили скверы, городские пространства, и тут же поставили общегородскую систему видеонаблюдения и тотального контроля. Буквально за один год вандализм в городе прекратился, сама лично с мэром разговаривала. Поймали, наказали, и другим неповадно».

Такие усилия отрадны, но сколько же потеряно лет! И главное: как относилась к молодёжным проблемам наша власть в период разгула «свободы и демократии»? Казалось бы, ушли от «советского тоталитаризма», цензуры нет, разноголосица мнений и убеждений, границы открыты — вот культура народа и расцветёт! Наивность этих надежд, и моя в том числе, меня теперь просто поражает.

Не нужна была умная и образованная молодёжь либералам. Ну, торгуют вчерашние школьники водкой и турецкими куртками. Ну, составляют массовку на митингах «ихнего дома — Россия». И чего ещё? А на гуманном, либеральном Западе молодёжная политика есть? В США, например? Ищите — не найдёте. В отдельных штатах домотканые программы, а государственной, волевой, последовательной молодёжной политики нет. Во Франции, ФРГ есть кое-что. Правда, что там ныне творится с культурой, сексуальным воспитанием и религией — не мне вам рассказывать.

В РФ же, в «святые девяностые», Комитет по делам молодёжи закрывали шесть раз и открывали шесть раз. Денег было — в кармане вошь на аркане. Только усилиями региональных чиновников, не растерявших русской памяти и русской чести, таких, как псковичи Маковский и Даньшова, хоть что-то делалось. А потом Комитет закрыли на несколько лет, оставив лишь департамент, который занимался этой проблемой в Минобразования. К счастью, Владимир Филиппов, министр образования в те годы, подходил к ней очень серьёзно. Он действительно хотел понять, что это такое — современная молодёжная политика, как её решать и с чем работать. Но настоящего исполнительного органа, который бы напрямую решал поставленные вопросы, не создавали до последних лет, когда инициативу стали перехватывать низы, через волонтёрские движения.

Зря министры не торопятся понять, что надо делать с молодёжью, потому что, если не поймут они, ей займутся некие другие министры — Ллойд Остин, например, или Урсула фон дер Ляйен. Молодых ребят с неустоявшимися убеждениями, внушаемых, легко манипулируемых при посредстве политических и психологических технологий, использовали, как «мясо революции» в распадавшейся Югославии, в отваливавшейся от России Чечне, на Украине, в Белоруссии, Киргизии. Толпа манкуртов, лишённая национального мышления, накачанная злобными идейками, должна сокрушить неугодную власть. А потом про неё можно снова забыть. «Это же быдло», кому оно нужно?

Взрывоподобного молодого электората хватает и у нас. Стабильность — субстанция обманчивая. Включите Youtube, наберите «нападение подростков на полицию». Будет что поглядеть, уверяю вас. Ареал – от Смоленска до «Владика».

Только бы не свалиться снова в либерализм, к чему толкали нас разные болотные площади. О сильной социально ориентированной политике можно будет вообще забыть, если уж сейчас она появляется лишь спорадически, после призывов «с самого верха», а потом всё как-то незаметно гаснет снова.

Подозреваю, что властям просто жаль денег. На молодёжную политику нужны огромные суммы. Много ли среди наших руководителей энтузиастов? Поискать бы… Тем более, что в Куршавель теперь не очень-то поездишь. Есть у них ещё дома дела.

И дела эти огромны. А иначе – племя младое, незнакомое, не владеющее нормальным языком своих предков, не знающее, где находится Австралия и чья столица Москва, может стать толпой манкуртов, мясом очередной революции. И всё, в очередной раз отстроенное, рухнет, кому-то на радость.

За «базар», так сказать, отвечаю.

Антон ВАСИЛЬЕВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: