slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Смена мизансцены

Культурный фронт

Гамлет: «Как это случилось, что они странствуют? Осёдлость была для них лучше, и в смысле славы, и в смысле доходов».

Розенкранц: «Мне кажется, что их затруднения происходят от последних новшеств».

У. Шекспир. «Трагическая история
о Гамлете, принце датском».

4 июля истёк срок контракта с «Гоголь-центром», переделанным из Московского драматического театра имени Гоголя в 2012 году, его художественного руководителя Алексея Аграновича. Продлён он не будет. Сам «Гоголь-центр», в его нынешнем виде, закрывается. «С точки зрения искусства – это убийство» — написал в Telegram режиссёр и основатель театра Кирилл Серебренников, два года назад осуждённый условно по запутанному делу о хищениях в «Седьмой студии» 129 миллионов рублей и после снятия судимости эмигрировавший. Сам Агранович на процедуре закрытия театра согласился с тем, что «таковы реалии времени».

Руководители центра будто сами провоцировали силовые структуры на жёсткое обращение с ними – для отечественной интеллигенции подобное поведение традиционно со времён Российской империи. Серебренников неоднократно ругал российскую власть и СМИ «за ложь и пропаганду», называя Россию страной неотменённого рабства. «Неладно что-то в датском государстве», иными словами. Как мы помним, чтобы добиться своих целей, Гамлет разыгрывал сумасшествие. Судя по прилагаемым фото, гоголевцы весьма одарены в этом направлении.

Перед условной посадкой «отец-основатель» давал интервью французскому изданию L`Officiel: «Мы яркие и свободные… городская интеллигенция, которая через некоторое время будет формировать действительность… Нас называют недобитыми либералами: «Да, вот эти, либералы, окопались». Ну да, либералы, да, окопались. Вот так». (Они хулиганят, нарушают всевозможные табу, идут не в ту сторону, куда идут остальные, и пр., и пр.).

«Гоголь-центр» публично высказывался против специальной военной операции на Украине. Последним спектаклем «формирующего действительность» театра был, вполне ожидаемо, «Я не участвую в войне», по стихам Юрия Левитанского. Любопытно, а когда по Донецку гвоздили «Точками-У» с кассетной начинкой, труппа разражалась гневными постановками? По Юлии Друниной, например, «У войны не женское лицо»? Писатель Захар Прилепин в своём Telegram-канале написал, что, если бы на территорию какого-либо столичного театра приземлился бы на парашюте сбитый украинский лётчик, то в 45 из 50 театров Москвы его бы приласкали, обогрели и спрятали.

В пресс-службе департамента культуры Москвы были не столь категоричны: «Это учреждение культуры, — сообщил ТАСС, — не прекращало быть театром имени Гоголя, когда творческий коллектив начал именовать его «Гоголь-центром». Таким оно по документам и остаётся. Сменится только руководство театра — художественный руководитель и директор. Труппа продолжит работать». Худруком обновлённого ДТ имени Гоголя вместо Аграновича назначен сын известного актёра Юрия Яковлева, Антон. Как он будет управлять коллективом, полностью созвучным прежнему руководству? Тут надо обладать командирскими качествами, как минимум, генерала Лебедя…

На Чистых прудах тоже разразился «грандиозный шухер»: двое театралов украсили здание театра «Современник» траурными венками. Почему? Неужто по поводу снятия «авторитарной властью» худрука Виктора Рыжакова? Вряд ли. Для многих людей, обладающих хорошим вкусом, «Современник» попросту умер. В прошлом году спектакль «невинно обижаемого» театра «Первый хлеб» обрушил на головы зрителей гейские поцелуи и монолог Лии Ахеджаковой с руганью в адрес павших солдат Великой Отечественной: «Раскатали вас тут. Навоевался там? Защитил наше спокойствие? А, говнюк?» В тексте татары не любят казахов, казахи – татар, и все показаны какими-то упырями, и все вместе не любят евреев. Режиссёр Бениамин Коц признался, что влюбился в пьесу с первого взгляда… А глава духовного собрания мусульман России заявил, что Ахеджакова оскорбила татарских женщин. Из монолога героини Ахеджаковой совсем уж неприличные выражения всё же убрали. Один плюс ей, на мой взгляд — любую чушь способна играть на разрыв аорты.

В общем, что-то подгнило и в этом королевстве. Вместо Рыжакова театром будет управлять «Госдума» в виде худсовета. В принципе, так было и ранее — за творческую часть театра отвечали коллективно Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов, Олег Табаков, Галина Волчек, Игорь Кваша… Трудно поверить, что при них могло быть поставлено вышеупомянутое.

Крутые перемены пришли и на Неглинную — в «Школе современной пьесы» сместили худрука Иосифа Райхельгауза. В 2014 году сей «архитектор человеческих душ» и друг Анатолия Чубайса (одессит по рождению!), на телепередаче «Воскресный вечер» публично защищал украинского националиста Гончаренко, в прямом эфире на украинском ТВ заявлявшего о своей причастности к убийству демонстрантов в Одессе 2 мая 2014 года.

Народная артистка РФ Татьяна Васильева отказалась работать с Райхельгаузом после услышанной от него фразы: «Вам ещё привезут ваших детей в гробах. А я буду этому радоваться». В обожаемых нашими либералами Соединённых Штатах за подобные высказывания незамедлительно тащат на цугундер. А «русская тирания» терпела восемь лет. И лишь уволила под благовидным предлогом: контракт закончился. Райхельгауза сменил Дмитрий Астрахан, режиссёр, поставивший более 40 спектаклей.

Слова Васильевой прокомментировала автор канала Swiss Vatnik: «Райхельпукер (именно так я его называю после 2014 года) лично для меня закончился давно. Но меня до сих пор удивляет слишком лояльное, если не комплиментарное, отношение со стороны власти к русофобу, который никогда не выбирает выражений по отношению к стране, с щедрой руки которой кормится».

За поддержку спецоперации на Украине из театра был уволен актёр Марат Башаров. Его приютил МХАТ.

Перемены явно пошли, и пошли с размахом. Мы склонны всегда надеяться на лучшее. Если это так, мы снова полюбим ходить в театры. В последние годы желание совсем пропало…

Александр ЯБЛОНСКИЙ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: