slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Медаль за город Будапешт

22 июня – День памяти и скорби

Памятник советским воинам-освободителям в Будапеште

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд.

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Михаил Исаковский.

Эту медаль среди других боевых наград Великой Отечественной войны Ярослав Харитонов хранил почему-то особо. Может, потому, что далась она в очень тяжелейшем бою, в котором он едва не погиб. Хотя и остальные медали даром не давались. Все они рядовым солдатам, бывших всегда на передовой, даром не давались. Но эта, видимо, ценилась им особенно, и он ей гордился. В том бою за Будапешт, он был тяжело ранен и едва выжил. Там, на подступах и в самой венгерской столице шла страшная кровавая бойня, век бы её не видеть. Горело всё: и земля, и железо, и воздух, казалось, и Дунай пылал.

Так что заплатил солдат Харитонов за эту медаль дорого. Кровопролитной была операция наших войск по освобождению сильно укреплённого Будапешта от гитлеровцев. Началась она 29 октября 1944 года, 26 декабря части Красной Армии окружили город, но Будапешт так искусно расположен и застроен, что взять его было не просто. Немцы развернули здесь кровавый террор против евреев, коммунистов и всех, кто ненавидел их, и венгерским солдатам и офицерам из дивизии СС «Мария Терезия» и «Флориан Гейер» приказали сражаться до последнего патрона. Они и дрались до конца и почти полностью полегли. Остатки пошли на прорыв, но из 5о тысяч эсэсовцев и венгерских пособников вырвались из котла окружения только несколько сот человек. Ведя жестокие уличные бои, красноармейцы освободили около 70 тысяч евреев из центрального будапештского гетто, спасши их от явной смерти в концлагере Освенцима. И за их освобождение многие советские солдаты-герои заплатили своей жизнью. Всего же во время Холокоста в нацистских лагерях смерти было убито более полмиллиона венгерских евреев.

— Страшно вспоминать что тогда творилось в городе, — заговорил Ярослав Акимович. — Стрельба почти не прекращалась, взрывы, всюду огонь и пожарища, пули прямо касаясь тела, пролетали со свистом. Не знаю, как и живым остался.

Он привстал, опираясь на клюку.

— Нога, хоть и не гнётся, но своя осталась. Собирались отрезать, как только не колдовали хирурги, и спасли. Слава им! На своих хожу. И бедро долго ныло, несколько осколков вынули.

Далее он рассказывал, как они — будапештская группа войск — после жарких боёв штурмом овладели Крепостной горой, где находилась Будайская резиденция королей и водрузили там Красное Знамя. На дворе стояло 13 февраля 1945 года. Одолеть эту гору, надо было обладать недюжинной силой и храбростью, чтобы одолеть этой Крепостной горой. Солдаты карабкались по её кручам, одолевали укреплённые бастионы, пробирались по подземным лабиринтам, задыхаясь в огне и чёрном густом дыму. И всё вокруг горело и гремело от взрывов, а враг оказывал отчаянное сопротивление. Фашисты маскировали здания и подходы к ним, каждое здание оказывало сопротивление обстрелом и гранатомётным огнём, всё мужское население было собрано для обороны.

В том штурме и был тяжело ранен и контужен боец Харитонов. Санитары подобрали его и доставили в госпиталь в бессознательном состоянии.

— Вот и шрамы-медали на лице от того боя, — провёл он рукой по лицу. — Разукрасили хорошо эти осколки-косметологи.

На лбу, щеках, подбородке лежали глубокие шрамы.

— И на теле есть, — тихо произнёс он, и взял в руки медаль, подержал её на ладони, как бы взвешивая, — несколько рёбер было перебито.

Что и говорить, кровью давались награды солдатам. Враг был очень силён, ведь почти вся Европа обеспечивала гитлеровцев всевозможным оружием и живой силой. «8 иностранных дивизий насчитывалось в вооружённых силах Германии, а в войсках СС — 26 добровольческих дивизий, в которые входили венгры, голландцы, албанцы, бельгийцы, датчане, французы, литовцы, латыши, эстонцы, чехи, украинцы и граждане других государств», — писал немецкий историк К. Пфеффер в своей книге «Итоги Второй мировой войны». Так что Красная Армия воевала на всех фронтах с грозным и вооружённым до зубов противником, и взять его было не просто, отчего и тратилось немало времени.

Вот и, здесь, в Венгрии, 108 суток непрерывных боёв вели войска 2-го и 3-го Украинских фронтов, и разгромили десятки дивизий и бригад врага в предпоследней ставке фюрера, с которой он связывал большие надежды, пытаясь остановить победное продвижение советских воинов к Берлину. За победу пришлось заплатить 140 тысячами убитых, и сколько было раненых...

К сожалению, нынешние европейские политиканы всячески пытаются забыть на чьей стороне были их страны, кому помогали в войне против СССР. Тогда снова напомним, что во Второй мировой войне Венгрия выступала на стороне фашистского блока, её войска участвовали в оккупации русских территорий, три дивизии СС были сформированы из венгерских солдат, отличаясь своей жестокостью. И вступила Венгрия в войну против СССР с указки диктатора Миклоша Хорти. «Двадцать два года я ждал этого дня. Я счастлив», — в восторге сообщал он в телеграмме от 22 июня 1941 года в Берлин Гитлеру в связи с началом войны.

Но возмездие пришло! Враг был повержен. Наши доблестные вооружённые силы, понеся большие потери, освободили от фашизма не только свои земли, но и европейцев, которые встречали красноармейцев — своих освободителей от фашистской чумы с радостью и цветами. И это помнил красноармеец Ярослав Харитонов. Но сегодня благодаря лживой пропаганде об этом стараются забыть, и представляют наших солдат-освободителей оккупантами. А надо помнить и резко говорить правду, что именно немцы отводили Будапешту роль смертника, толкая венгров сопротивляться до последнего дома и патрона. Вот и был город превращён в руины, все 7 мостов через Дунай были взорваны и взлетели на воздух, а на них находились люди. Прежний облик города, вложив много сил и средств, восстанавливали целых 30 лет не только Венгрия, но и Советский Союз, помогая венгерскому народу восстанавливать разрушенное, когда у самого всюду зияли раны от войны и нуждался в подобной помощи.

— Да, руин у нас хватало по горло, — говорил бывший воин. — Я глазам своим не верил, когда возвращался домой, до чего же была испоганена наша земля. А вернулся в свою рязанскую деревню, увидел такую разруху, что чуть не заплакал. Вот как поиздевались гитлеровцы...

Он снова коснулся медали и добавил:

— И когда прекратятся войны и наступит вечный мир на Земле? Ведь война прекращает людей в диких зверей. Столько пролили крови. Море... Все матери эти войны прокляли.

— Разум свой потеряли те, кто начинает войны, — отвечал я. — Не различают добро и зло. А наивысшее благо — это покой и мир, который спасёт только правда.

— Верно говоришь, за ней надо гнаться и не врать.

О многом мы говорили в ту нашу встречу, и тогда я рассказал, не раз слышанную, одну мудрую и чудесную притчу. Два диких племени, жившие в джунглях, долго воевали друг с другом, истребляя себя. И наконец, опомнившись, заключили перемирие и подписали нерушимый договор: перед объявлением войны вождь племени, которое хочет начать войну, сначала должен был убить своего сына. И войны прекратились. Соблюдался мир.

— Мудро поступили, — удивился бывалый солдат, сжимая в руках клюку. — Вот это дикари! А нынешние учёные политики и поныне ведут войны, и продолжают нам угрожать. Да только кишка у них тонка, мы защитим себя, и снова будут драпать, как драпали от нас в войну, которую они и развязали.

Молчали. Но каждый из нас думал о всё той же войне, на которой погибло так много наших людей, и погибли самые лучшие, коренной цвет нашей страны. Но они не дали стереть с лица земли Россию, и спасли неблагодарную и забывчивую Европу и не только её. Гордиться надо этими советскими людьми, положившими на алтарь Победы свои жизни. Но, к сожалению, находятся недоумки, всякие недоброжелатели и издеваются над нашей Победой и победителями, выгораживая фашистов. Льют грязь, выливают потоки своего злобного словесного поноса на наших солдат-героев, командиров и военачальников. Все эти продажные мелкотравчатые представители пятой колонны исходят ядовитой желчью, которую они, пользуясь гласностью и безнаказанностью, выплёскивают на российское общество через свои русофобские, пропитанные ложью средства массовой информации. И этим мерзавцам, ненавистникам всего русского, всё сходит с рук. Зато судят наших истинных патриотов, кто выступает против этих слюнявых пачкунов и мерзавцев.

До каких же пор мы будем слушать и терпеть их клевету на великую нашу Победу и победителей?! Ответа нет. А он должен быть и очень громкий.

Поговорив какое-то время просто о нашей беспокойной жизни, Ярослав Акимович вышел меня проводить. Опираясь на клюку, двигался он тяжело, но старался держаться бодрым, устремляя взгляд куда-то вдаль, может, вновь видел тот военный и горевший Будапешт, и слышал взрывы снарядов и бомб, под которыми, через огонь и дым, минуя подземные лабиринты, карабкался по Крепостной горе к Будайской крепости — резиденции венгерских королей, чтобы водрузить над ней победное Красное Знамя. А может, ещё что-то видел...

Пройдя ещё несколько медленных шагов, мы расстались.

Сейчас моего героя уже нет в живых, нет и его родной деревеньки — вымерла. Осталась только память благодарных потомков.

Николай ОФИТОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: