slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Золотой телец губит страну

Демография

Моя мама была пятнадцатым ребёнком в крестьянской семье в рязанской глубинке. Она родилась в 1926 году. Жили трудно, но ни один ребёнок не умер от голода, все выросли здоровыми… Трое мужчин погибли в Великую Отечественную. Остальные дети прожили достойные жизни и состоялись как личности. Моя мама умерла последней, как самая младшенькая. Отношения между ними были дружные, по жизни помогали друг другу. В их детстве младший донашивал одежду за старшим, когда тот или та вырастал из неё. Но это не делало их несчастными.

Как-то, как мне рассказывали, одна из дочерей — моих будущих тёток — заявила моей бабушке Екатерине Михайловне: «Мама! Ну что ты плодишь нищету? Хватит рожать!» Бабушка на это ответила: «Буду рожать детишек столько, сколько Бог даст. А тебе, Маша, с такими суждениями, не жить в жизни, а тлеть». И вправду, жизнь у Маши оказалась нелёгкой. Такое заявление дочери было для матери оскорбительным. Вот такие умонастроения у русских женщин были ещё недавно. И не только у моей бабушки… А наличие или отсутствие денег было тут ни при чём…

Прошло время. В 1970-1980-е годы в Советском Союзе рожали меньше, но прирост населения всё же был, хотя жили люди небогато. Наступили иные, капиталистические времена 1990-х годов. Постепенно, год за годом всё настоятельнее давал о себе знать золотой телец. Деньгами стали мерить практически все области российской жизни: и медицину, и культуру, и науку, и общественные отношения. И вообще всё в нашей державе. С Запада к нам проник «взгляд на жизнь» – «если ты такой умный, то почему такой бедный». Вообще много чего чуждого нам пришло оттуда…

В XXI веке редкий прирост сменялся убылью населения. Ныне идёт неуклонное сокращение численности населения России. Правительство бьёт в набат. Во властных кругах идут споры о том, как исправить ситуацию, в противном случае — уже в недалёком будущем некому будет удерживать наши огромные территории. А желающих отщипнуть куски наших земель предостаточно и на Западе, и на Востоке. Споры эти интересны и поучительны. Бедных и нищих у нас множество, говорят чиновники, надо им дать денег, тогда будут рожать. Один аналитик заявляет: «Лично у меня в голове не укладывается – почему это народ должен входить в положение правительства, а не правительство – в положение народа? У нас же не война, не массовый голод. Предложенный кабмином бюджет попросту убивает наш народ и разрушает устойчивость страны, ведь получается замкнутый круг – женщины не рожают, потому что падают доходы и ВВП, а ВВП падает, потому что некому становится поддерживать платежеспособный спрос». Наконец, появился «материнский капитал»: «Женщины, вот вам деньги! Только, пожалуйста, рожайте!» Проще говоря, призыв к женщинам рожать за деньги.

Не отрицаю, деньги играют немаловажную роль в семье, да и вообще в жизни, но далеко не решающую. Осмелюсь заявить, что, в России такой подход к проблеме не является столь уж эффективным, и статистика подтверждает это. Если вдруг ВВП поскачет вверх, едва ли женщины наши будут рожать больше. Суть проблемы лежит в иной плоскости!

Обратимся к опыту Запада. Жил в прошлом веке некто Эдвард Бернейс, блистательный специалист по науке массового убеждения, основанного не на разуме, а на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами людей. Он стал как бы «отцом общественных отношений». В 1920-е годы Бернейс помог табачной промышленности заработать баснословные деньги. А сделал он простую вещь. Женское курение ассоциировалось тогда с низшим классом, даже с проститутками. Женщины подвергались арестам, если их, курящих, находили в неподобающих местах. А Бернейс стал пропагандировать курение среди женщин как символ свободы, эмансипации, борьбы за права. Прошло несколько лет и менталитет, или умонастроение, говоря по-русски, изменился на 180ᴼ. Теперь курение вошло у женщин в моду, они стали безудержно «смолить», они теперь свободны! А табачные компании наживают миллиарды. Ловкий делец за несколько лет кардинально изменил человеческую психологию.

Подобная история была и с газом фреоном. Когда одна американская компания насытила рынок этим инертным газом и стала терять прибыль, конкурируя с другой компанией, она стала утверждать, что фреон вреден для человечества, уничтожает озоновый слой земной атмосферы. Многолетняя реклама этого «вреда» привела к тому, что большинство стран стало запрещать его, заменять другими веществами. Прошло время, это заявление учёные опровергли, зато компания зарабатывала на обмане свои миллиарды.

Но вернёмся в Россию, вернее в Советский Союз. Ленин, его основатель, назвал кино «важнейшим из искусств». Почему? Да потому, что оно одним своим сеансом воздействовало на сотни тысяч людей, влияло на их умонастроение, могло формировать необходимый взгляд населения на те или иные явления жизни. Пропаганда и агитация делают чудеса. Понимают ли это в современной России? Полагаю – да.

Но посмотрим, что творится у нас в средствах массовой информации, на телевидении в частности? 70% эфирного времени заполнено развлекательными программами и детективами не самого высокого уровня. Помогают ли они росту народонаселения? Отнюдь! На многочисленных телевизионных шоу крайне редко показывают счастливые семьи. Главным образом неудачные или неполные браки, где над детьми издеваются, избивают, разлучают, а телевидение выступает в роли благотворителя, которое «наказывает» непутёвого родителя и прочее, и прочее. Ежедневно часами на разных каналах показывают, как в российских городах и весях орудуют преступники, где стрельба, кровавые разборки, трупы – всё это, я бы сказал, «угнетает желание людей к деторождению».

Наши СМИ формируют психологию потребительства, создают негативный социально-психологический фон в стране. Вот в такой атмосфере рождается потребитель, который не хочет что-то создавать, а хочет только брать. Зачем ему дети? На них надо тратиться. Людей методично, упорно годами переформатируют. Сначала карьера! Потом заработать как можно больше денег. А если есть «бабло», то надо хватать больше удовольствий от жизни, «кайфовать». И во всём этом океане наслаждений так не хочется унылой прозы: пелёнки, бессонные ночи, кори, краснухи и прочее. Зачем всё это?! И ради чего?!..

Эти настроения проникли даже в школу. Один бывший (слава богу!) министр просвещения во всеуслышание заявил: нам не надо воспитывать в школе творцов, нам нужды потребители! Вот так! Только одними деньгами не решить проблемы рождаемости. Надо менять менталитет россиян, умонастроения людей. Надо возрождать ценности семьи, счастья иметь не одного, а много детей. Показывать радость от их воспитания, становления. А наши СМИ с упорством маньяка всё гонятся за рейтингами, чтобы подороже продать рекламу, заработать деньги. И годами «гонять» в эфир примитив. Посмотрите – что пропагандируют «рейтинговые» передачи. Как разводятся и как делят своё имущество «знаменитости», кто кому и как часто изменяет, кто сколько наворовал и на что истратил… Чем скандальнее ведут себя «герои» этих передач, тем больше времени отводит им телевидение.

В правительственных кругах немало людей, радеющих за настоящее и будущее России. Почему они до сих пор не озаботятся пагубным влиянием наших СМИ на общество? Давно пора на телевидении уменьшить количество тлетворных передач, сделать акцент на семейных ценностях, на счастье иметь детей, рассказывать об удачных семьях, а не об уродливых пародиях на них.

Один из моих племянников давно живёт в Бельгии. Там депопуляция началась ещё в 1980-е годы. Бельгийские власти долго ломали голову и придумали — завозить в страну марокканцев, поскольку в тамошних семьях самое малое – 5-6 детей. Они понадеялись, что и в Бельгии марокканцы будут жить большими семьями. Но прошли годы, мода на «child free», т.е. на то, чтобы жить без детей и в своё удовольствие, сыграла с африканцами злую шутку. Марокканцы, усвоив «европейские ценности», перестали рожать детей. И возросший достаток не помог. Так невесело закончился в Бельгии марокканский эксперимент. Из него надо сделать правильные выводы. Нужно больше уделять внимания умонастроению людей!

В заключение приведу цитату замечательного писателя Василия Аксёнова из его романа «Остров Крым»: «Приятно видеть, в самом деле, на телеэкране хорошо отдохнувшую, мило одетую женщину … Такие лица могут незаметно, год за годом, десятилетие за десятилетием, изменять психологическую структуру населения». Автор сего очерка тоже хочет надеяться, что в нашем эфире наконец появятся иные веяния, иные люди, чтобы семья и дети стали главной ценностью россиян!

Александр СОКОЛОВ,
член-корреспондент Академии российской словесности.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: