slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Эффект домино

Продовольственный кризис

С начала перестройки разные «Огоньки» и «Московские Новости» упорно поучали «дремучих советских людей», что без капитализма и объединения с мировыми финансами, прежде всего американскими, мы никогда себя не прокормим, так и будем давиться в очередях, крича друг на друга: «Вас тут не стояло!». А избравшие демократию страны, дескать, очередей не знают, купаются в довольстве, и в магазинах у них ломятся стеллажи от разнообразнейших материальных благ. Поучали так, что мы поверили. Поверил в это и я. Разве я умнее других?

В годы «освобождения от тоталитарного прошлого» мы привыкли, что наша валюта – зелёного цвета, с портретами неких Гранта, Гамильтона, Линкольна… Её покупали, её старались копить, даже поговорка родилась: «Храните деньги в сберегательных баксах!»

И лишь постепенно появилось понимание, что скоро у нас не будет ни своей промышленности, ни своего сельского хозяйства, ни искусства, ни науки своей — страны не будет. Государства, такие, как Сальвадор или ельцинская РФ, нешуточно страдали, если у Штатов начинались экономические проблемы: ведь они теряли возможность регулировать собственную экономику!

Доллар оказался почти непобедимым оружием, которое взломало нашу оборону так, как ни одна дальнобойная натовская система. Я 21 год отдыхал летом в тверской глубинке, где раньше был неплохой совхоз с конезаводом, а позже приехавший из Казахстана фермер построил дорогу между деревнями и хотел завести рыбные пруды. Фермер разорился из-за дороговизны топлива и удобрений, спился и умер, ферму разворовали, оставив лишь бетонные блоки, тонущие в зарослях борщевика, а деревни вокруг все вымерли. Никаким немцам так воевать с нами не удавалось. Кстати, до тех мест война не доходила.

Велика Россия, а отступать некуда… И с середины 2000-х мы начали осознанно «отодвигаться от доллара», стремясь хоть к какому-то суверенитету, вначале весьма робко и медленно. С 2007 года чиновникам было предписано избегать слов «доллар», «евро» или «условная единица», когда речь идёт о ценах внутри России. С 2011 года московские госслужащие уже не озвучивали цены в иностранных валютах. Сейчас это кажется мелочью, а тогда это бурно обсуждали! И я считаю, что санкции на нас начали наваливать именно после этого, а не мстя за Магницкого или Скрипаля.

С 2014 года стало окончательно ясно: дружбы не получится, табачок – врозь, свой выращивать будем. В очень недружественной среде и с опорой на собственные силы. Прежде всего — без зависимости от чужих банкнот со звёздочками в круг и глазастыми пирамидами. С недавних пор доли доллара США и евро в наших валютных резервах сократились с 45 до 35%. Это многих славных путь: КНР, Ирана, Венесуэлы, Сирии, Кубы, КНДР… Многие избрали путь опоры на себя, чтобы не зависеть от заморской «метрополии». Но ни одна из этих стран не богата так ресурсами, как Россия, как бы её ни грабили за предыдущие десятилетия. (КНР выручает гигантское количество трудолюбивого и патриотичного народа, у которого многому не грех поучиться).

Мы обнаружили, что мы сами —
мировая экономика, надо лишь хозяйствовать по-умному. И, если сумеем, то нам незачем прикидываться бедными родственниками: пусть к нам пытаются подключаться, в наш рынок встраиваться. Зарубежным князьям мира сего, возжелавшим стать «золотым миллиардом», такое положение вещей ужасно не понравилось. Нас решили положить на лопатки. Вошли бы мы в феврале на Украину, или нет — ничего бы не изменилось.

Но тут их высокоумные сценарии дали сбой. Такой, что думаешь: не высшие ли силы за нас вступились? Запад ещё может облапошивать наших доверчивых буратино сверхмодерновыми лексусами и инфинити, яхтами и бриллиантами от «Де Бирс», ещё может казаться желанным и манящим. Но вот проблемка: люди три раза в день банально хотят есть. Когда этого сильно хочется — уже не до яхт и «брюликов». А с простой едой на изобильном Западе начались проблемы.

Существует эффект домино: поставьте рядом много костяшек и толкните одну: остальные начнут дружно валиться с тихим шелестом. В роли такой костяшки недавно выступило… простое подсолнечное масло. Около 80% его мирового экспорта приходится на Россию и Украину. Его продажи на Западе решили ограничивать, дав в СМИ, казалось бы, полезный совет: не накупайте больше, чем вам надо, вроде как туалетную бумагу в недавнюю пандемию. Доброхоты, видимо, не знали, как реагируют на такие советы обыватели в любой стране мира… Репортажные съёмки дальнейших событий напомнили «Взятие Зимнего» Эйзенштейна, особенно в темпераментных романских странах.

Как результат, в Италии масла хватило лишь до конца марта (более свежими данными пока не располагаю). А без ароматной вытяжки из подсолнечника встало производство кондитерской продукции, многих соусов и консервов.

А костяшки домино валятся, одна за другой… Начались забастовки дальнобойщиков – из-за антироссийских санкций подорожало топливо. Фуры встали, и продукты в супермаркеты, например, в Испании, попросту не завезли.

В ФРГ магазины ввели ограничения на сахар и муку — немецкие покупатели, несмотря на свойственную этому народу дисциплину, сметают с полок всё, что привозят. На полках нескольких супермаркетов в Штутгарте нет ни подсолнечного масла, ни спагетти, ни муки, а если они появляются, их отпускают не более трёх упаковок в одни руки, вот же дежавю для пожилых иммигрантов из Поволжья! Цены на некоторые товары выросли на 41%, сообщает международный новостной телеканал CGTN.

Я уже писал ранее о том, как аукнулось европейцам прекращение поставок российских и белорусских удобрений. Сейчас — самая посевная. В центре Мадрида многотысячные протесты фермеров и скотоводов, некоторые со своими баранами и козами пришли. Мужиков понять можно — их поля недополучили 70% удобрений, ранее шедших из РФ и Беларуси.

Та же беда — резкий рост затрат на перевозку в связи с подорожанием горючего и упаковочных услуг (из-за подорожания электричества) — постигла и США. Производители скоропортящихся продуктов на западном побережье платят перевозчикам почти в три раза больше, чем пару лет назад, за доставку без простоя таких продуктов, как салаты и ягоды. До простого покупателя могут теперь не дойти говядина, курятина, овощи и фрукты, молокопродукты — мощный скандал из-за дефицита детского питания разразился, например, в штатах Техас, Теннесси, Миссури, Айова.

В американском Twitter даже появился хештег #BareShelvesBiden (Пустые полки Байден). Фотографии пустых полок в «гастрономах» по всей долине Лас-Вегас разместила политик от республиканской партии Кэт Каммак. Ведь фермерские лавки с натурпродуктами, не зависящие от сетевых магазинов, не каждому по карману.

Если бы нам в перестроечные годы сказали, что в США будут перебои с продуктами, мы бы решили, что советский агитпроп пытается взять реванш. Ведь как утончённо издевался тогда с эстрады Хазанов: «С чувством глубокого возмущения мы узнали, что каждый день миллионы американцев недоедают! Мы просим: всё, что они не доедают…»

Сейчас США пытаются решить вопрос с удешевлением бензина потеплением отношений с Венесуэлой. Но венесуэльская нефть — крупнозернистая и сверхтяжёлая, делать из неё автомобильное горючее — семь потов сойдёт, и дорого это очень. Легче было бы сотрудничать с Ираном, но кто же там позволит?

Ещё одна «костяшка», которую хотели толкнуть на нас, но что-то пошло не так. Евросоюз запретил сотрудничество с Новороссийским морским торговым портом, где отгружают на экспорт более 50% нашего зерна. В украинских портах из-за заминированного ВСУ моря застряли около 4,5 млн тонн зерна. Россия и Украина — это 26% мировых поставок пшеницы, а всех злаков — до 30%. А недавно, в мае, поставки 2,2 млн тонн зерна остановила Индия: засуха, неурожай, самим не хватает. Заботясь о своих фермерах, запретила вывоз пшеницы из страны и Венгрия.

С начала этого года цена на пшеницу на мировых рынках выросла на 60%, и только за март — на 22%, так как «основная мировая валюта» — USD — оказалась подвержена эмиссии, причём уже неконтролируемой: так ударно начали её печатать, под предлогом борьбы с финансовым кризисом. В уже далёком 2009 году американский миллиардер Уоррен Баффет предсказал снижение покупательной способности самых знаменитых в мире денег и тогда уже говорил о неконтролируемости их эмиссии. Расходы госбюджета США ещё тогда составляли 185% от его доходов. Баффет призывал Конгресс прекратить печатание долларов после преодоления кризиса. Судя по всему, его не послушались: в наши годы США верстают бюджет с дефицитом по 15%, а чем гасить-то его? Всё той же эмиссией, благодаря которой уровень инфляции в США уже превысил 5% годовых. Представляете, если бы мы несколько лет назад не начали отвязывать экономику от «сберегательного бакса»?

А если без экономических выкладок — в Неаполе пропала из магазинов паста, сиречь макароны. Подумать только: в Италии пропали макароны!

И лёд, кажется, тронулся, господа присяжные заседатели! Уже сейчас США отменили санкции на наши удобрения и разрешили поставки в Россию оборудования —
процессоров, комплектующих, технологий, связанных с Интернетом. А Россия увеличила доходы от продажи энергоресурсов даже на фоне падения общих объёмов их поставок за рубеж…

И даже это не так удивительно, как то, что наш рубль начал расти, невзирая на то, что Россию, фактически, отрезали от международных финансовых потоков! Вот как тут не поверить, что нашу страну оттого ничто не берёт, что она — под прямым управлением Высших Сил? Что она — престол Богородицы? Может быть, кто-то найдёт более рациональное объяснение этому? Мне пока не удалось.

Антон Васильев

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: