slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Коллективный Смердяков и «немецкие деньги»

Нефронтовые мысли с линии фронта

«…Кабы нас тогда покорили эти самые французы: умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе.

Совсем даже были бы другие порядки-с…»

«Братья Карамазовы»,
Ф.М. Достоевский.

Внезапно

Спустя 50 дней после начала специальной военной операции на Украине, внезапно, «разрешили» критику. Не то, чтобы поощрили, но не запретили. Блогеры и военкоры как основное и самое оперативное «СМИ о войне» начали выкладывать разное, в том числе, не всегда бодрое. Это касается и десятитысячников, и полумиллионников. У всех накопилось. Кто-то видел и видит своими глазами, кто-то получает сигналы.

Все свои, все в деле. Как минимум, с «Русской весны». Её добросовестно пытались оскопить «минскими соглашениями» и переименовать в «Крымскую». Не получилось. Внезапно – выяснилось, что Администрация Президента мировой историей не управляет. Что над Главнокомандующим ВС РФ тоже есть Главнокомандующий. И спустя восемь лет Русская весна продолжилась…

Войны очень хотели избежать. Настоящей. Высокой интенсивности. Той, что идёт теперь. Грозились, проводили манёвры, гоняли танки и «мотолыги», вырабатывали ресурс, жгли солярку. Пугали. Чертили «красные линии».

Да, конечно, помнили, что где-то там идёт «тоже война», да гибнут мирные жители, дети. Но мы – за прекращение огня и выполнение полного комплекса мер, предусмотренного «Минскими соглашениями».

Сегодня говорят – готовились к столкновению с коллективным Западом, дублировали системы жизнеобеспечения, модернизировали армию.

Возможно. И даже скорее всего. Хотя и видел я те же «мотолыги», обложенные мешками с песком, с бойцами и РПК на броне. И стальные каски времён ВОВ (на ополченцах). Да, на «второстепенных» участках фронта. И всё же на фоне назойливого многолетнего медиаписка о «не имеющем аналогов в мире» оружии – неожиданно.

Но я не хочу нести свою ложку дёгтя в дозволенную бочку критического мёда. И даже не потому, что «дозволенного». Мне, если честно, просто непонятно.

А чего вы хотели? Что после 24 февраля всё волшебным образом изменится? Что перестанут воровать на гуманитарке и крысятничать на таможне? Перестанут саботировать выполнение нужнейших решений и указов? Перестанут втирать Верховному про «безболезненную и бескровную военную операцию»? Перестанут имитировать деятельность и осваивать бюджеты?

Не буду о ВПК, этим пусть занимается прокуратура и государственная безопасность, потому что вопрос, что это: «жадность или предательство?» в её компетенции. Но вот был недавно «Год литературы», кто-нибудь помнит? Привезли на встречу с Президентом оторопевших от административной импровизации потомков русских классиков, поговорили о пользе каторги для познания глубин народной жизни, всё. Бюджет освоили. Ладно, скажете, это в баснословные и тучные времена было. Но началась война. Именно – началась (кто был на фронте, знает, остальным придётся верить на слово). Потому что уже говорил, не хотели, тянули до последнего, выматывали личный состав и технику в бесконечных и грозных учениях, надеялись. Но – началась.

И что же? На фоне боёв проходит присуждение Национальной премии им. В.Г. Распутина. Распутина! Который летал в Чечню на боевом вертолёте, выступал перед ранеными бойцами. Был со своей армией и со своим народом. В номинантах — Михаил Тарковский, глубокий, подлинный, русский. Который с первых дней СВО выступил в газете «Завтра» с поддержкой нашей армии и Верховного, из тайги написал. И кому дают? Посмотрите сами. Но точно — не Тарковскому.

И дело не в премии, дело — в жесте. В манифестации. Можно ведь и не кричать, как поуехавшие, «мне стыдно быть русским» (а вот американским или израильским быть не стыдно), можно тихонечко проголосовать за пацифиста во время войны, а можно надавить на преподавателя Литинститута, который попенял навальнятам на своём семинаре. И тоже тихонечко. С ласковой улыбкой. Тихой сапой. Не вынося сор из избы.

Только сору скопилось слишком много…

Много сегодня толков о кадыровцах на нынешней войне, о преувеличении их роли, чрезмерном пиаре и т.д. А я хочу о другом. Все видели, как экипированы бойцы Росгвардии из Чечни? Бронежилеты, разгрузки, шлемы, тактические рюкзаки, наколенники с налокотниками. Автоматы с коллиматорными прицелами и планками Пикатини, теплики и ПНВ. А мобилизованных бойцов НМ ДНР тоже видели? В стальных касках, плащ-палатках и с вещмешками времён Гражданской войны? Деньги на них выделялись такие же. И это не Кадыров выковырял из их бронежилетов титановые пластины и продал как лом на миллионы долларов. И даже не старуха с клюкой. Потому что это (в стране с многомиллиардным военным бюджетом) – не разруха. Это предательство. И оно – в тренде. Самый ожидаемый фильм 2022 года – «Одиннадцать молчаливых мужчин». Самая ожидаемая столичная постановка – мюзикл «Шахматы». И то, и другое – о предательстве. Своей страны. В розовых тонах и с кружевными трусиками.

И всё это, как мы помним и как нам говорят – снимается и ставится накануне (в разгар) подготовки к противостоянию коллективному Западу. Так кто же это всё творит у нас и за наш же счёт? Что это – глупость или?..

«Золото партии» и «немецкие деньги»

Ты просвещением

свой разум осветил,

Ты правды лик увидел,

И нежно

чуждые народы возлюбил,

И мудро свой возненавидел.

А.С. Пушкин

Эти строки «золотого сечения русской жизни» (а именно так называл Пушкина покойный П.В. Палиевский) народная молва озаглавила «Российскому либералу». Поэт при жизни не отредактировал стихотворение, написанное осенью 1831 года, оно осталось неизданным.

Увы, минувшие без малого двести лет русской жизни не отредактировали и сути пушкинских строк; как клеймо на лбу проступает у адресатов стихотворения это: «и нежно чуждые народы возлюбил», «и мудро свой возненавидел». А также «руки потирал от наших неудач» из того же недописанного отрывка.

Портрет готов. Знаком до тошноты. Тридцать лет на всех телеэкранах страны, в лучшее эфирное время. Перечислять имена и цитировать русофобские высказывания не буду, раскрасьте сами.

Важнее другое, что единственным по сути «внутренним портретом» этого персонажа нашей общественной жизни стал герой Достоевского – Павел Фёдорович Смердяков, лакей-с. Большой либерал! Цитата из него предваряет статью.

Посему раз уж в нашу жизнь прочно уже вошло направленное вовне определение «коллективный Запад», то и с характеристикой его опоры внутри тоже пора определиться. И название этому явлению – «коллективный Смердяков».

Пускай не двести, но уж как минимум двадцать лет назад на страницах «Российского писателя» я так описывал его в цикле «Письма Смердякову»:

«Разумеется, так же, как и вы, я не мог не задаваться вопросом – кто же такой Смердяков и этот его постоянный корреспондент? Читая и перечитывая приходившие письма, я всё яснее и яснее начал понимать, кто они.

Ну, во-первых, фамилия – случайно или умышленно, но в ней оказался и ключ к вопросу: кто они? Здесь уж ничего не поделаешь – можно только руками развести и в очередной раз признать посмертную правоту Достоевского! Ведь именно он описал первого Смердякова – родоначальника сей печально знаменитой фамилии. Надо признаться, что уже и во время его жизни – Смердяковых было не мало, что уж говорить про ХХ век, в котором племя это приумножилось и весьма усилило свое влияние, особенно в так называемой культурной сфере.

Поэтому, говоря дальше о Смердякове, будем понимать, что за этим именем стоит не он, а они.

Итак, кто он – Смердяков? Безусловно, это сугубо российский тип. Не русский, потому что быть русским и носить фамилию Иванов не одно и то же. Даже напротив, можно быть русским в полном смысле этого слова и при этом носить фамилию Гоголя, Багратиона, Левитана или Блока. Смердяков и не еврей, как это многим могло бы подуматься, потому что ему совершенно чуждо неукоснительное почитание скрижалей Завета, чадорождение и жизнь в общине, отстранившейся от безумств современного мира. Смердяков может в равной степени иметь и «сомнительное» еврейское происхождение, и «безупречное» рязанское, беда в том, что он вообще вненационален или точнее – он лицо современной национальности. Если можно так выразиться, он есть абсолютная физическая проекция своей собственной весьма необычной духовности.

Уже и внешность одного-то человека, пожившего на белом свете, расскажет опытному наблюдателю очень многое о страстях, этого человека боровших, а уж что говорить про аккумуляцию специфических свойств целыми поколениями. Это подтверждают и новейшие разработки российских генетиков, в частности — исследования ДНК, напрямую отвечающей за сохранность генной информации. Суть их сводится к тому, что даже изначально здоровая генетическая информация получает необратимые изменения в ходе человеческой жизни, если эта жизнь отдаёт себя во власть «отрицательных эмоций», а ещё точнее – во власть зла. И наоборот, уже повреждённые коды ДНК восстанавливаются… молитвой.

Но это — тема уже совсем другого разговора. Мы же должны просто констатировать, что Смердяков к концу ХХ века стал таким, каким и должен был стать — т. е. внешне полностью соответствующим своей духовной природе.

Я его мог бы назвать американцем, ну, или точнее — потенциальным американцем, ибо, где бы он ни жил — в России, Израиле или на Украине, он всегда и всюду будет мечтать только об Америке. И, разумеется, потихоньку гадить своей родине или стране, временно его приютившей, именно за то, что она не является его «духовной родиной» и не соответствует его специфическим по отношению к ней требованиям.

Повторю, что это сугубо российский тип — именно в России 18-19-го вв. зародившийся, а к концу 20-го получивший наиполнейшее своё развитие. С середины 80-х гг. прошлого века Смердяков стал расползаться по миру, но таков уж он — ему нигде не хорошо. И совсем недавно мы столкнулись с таким поразительным явлением, как реэмиграция Смердякова, и стали свидетелями уже множества возвращений тех, кто на волнах перестройки уже навсегда было слинял за длинным долларом или шекелем.

Может быть, так тянет преступника на место преступления? Не знаю, думаю, что навряд ли — это слишком красиво, чтобы быть правдой. Скорее всего, дело в другом, и мне кажется, что Россия сегодня даже в большей степени Америка, чем сама Америка, поэтому-то она больше (стараниями того же Смердякова) и соответствует его самым сокровенным мечтам об этой стране.

А это и не сложно. Ведь реальной России он не знает, Смердяков простодушно её презирал всю свою жизнь, когда мечтал об Америке. Поэтому Россия сегодняшняя — виртуальная — она и есть его единственная Родина, он ей истово служил диссидентом, он её защищает и созидает теперь – киловатт за киловаттом, мегабайт к мегабайту. Она – его детище, в ней всё – его, Смердякова, родное: Президент, Государственная Дума, проплывающая за тонированными стёклами его покойной машины Москва со всеми её киноконцертными залами и ночными клубами. Это всё его, выстраданное, он этого и не скрывает — смотрите, вот он щедро улыбается плотоядными губами в масле, вытирая их хрустящей белоснежной салфеткой, вот он игриво хлопает по заду проходящую мимо немолодую эстрадную диву, а она ему в тон мило грозит пальчиком. Как хорошо-то, Господи! Ведь именно об этом он мечтал всю свою итээровскую молодость, всю свою деятельную зрелость — проходившую в бесконечных чаепитиях в бесчисленных московских редакциях. Ведь именно эта певичка в синеватом экране его вожделённого «Рекорда» некогда символизировала для него ту высшую, ещё только мечтаемую жизнь, и вот — на тебе! Да ещё и эдак запросто. Кстати, а она ведь до сих пор недурна, можно с ней и того… Одним словом, хорошо-то как!

В общем, что я вам про него всё рассказываю да рассказываю, вы все его прекрасно знаете, каждый день видите, повсюду слышите: по телевизору, на думской трибуне, в совете директоров, на страницах газет. Где бы он ни объявился – его сразу становится чересчур много, он занимает собой весь экран, весь эфир, всю полосу. Только, ради Бога, не называйте его «западником» или «либералом». Это всё равно, как если бы на весь свет объявлять, что снег — белый, а листва — зелёная. Не надо пошлости, господа! Говорите просто: вот Смердяков с прокламацией в руках подбивает русских солдат к неповиновению в окопах Первой мировой, а вот он же – на трибуне Императорской Государственной Думы от имени кадетской партии обвиняет Царское правительство в измене национальным интересам, а вот он подписывает Брест-Литовский мир, дальше — он же приказывает затопить баржи с белыми офицерами в Крыму, а чуть-чуть повыше — он самый у руля транспортов Антанты с оружием и обмундированием в помощь армии адмирала Колчака. Вы всмотритесь-всмотритесь, ведь это же он, Смердяков, строчит погромные статьи про «кулацких поэтов» и он же руководит чисткой НКВД от «космополитов». Он везде на месте, всюду при делах: вот он ваяет самые что ни на есть авангардистские формы, а вот он за рычагами бульдозера, эти формы сминающего. О, он величайший путаник! Он нижет, как заяц, свои петли в истории России – и вот он уже шепчет анекдотцы про дряхлеющего вождя, а вот громит новых «врагов Революции», вставших на защиту русских рек и лесов от его преобразовательных аппетитов. Вот он в Политбюро – твёрдый ленинец, а вот на «танке демократии» – убеждённый антикоммунист, вот... впрочем, чего я, в самом деле – щёлкните пультом телевизора, зайдите на новостной сайт в Интернете, и наблюдайте сами за его победной мимикрией сколько угодно. Главное не унывать, главное понять, что на самом-то деле – Смердяков смешон в своём воображаемом «могуществе», жалок в своей мнимой «образованности», наг и дрожащ в своей вульгарной «роскоши и комфорте», слюняв и зарёван в своем долгожданном «торжестве». Он икает от страха по ночам, и в каждом окне ему мерещится оптический прицел, каждый пьяный подросток представляется ему скинхедом, а летящий низко самолёт — очередным камикадзе. И чернота и повседневный ужас этой теневой половины его жизни, вряд ли покрываются блеском и сладострастием лицевой.

Тем не менее, Смердяков в России надолго. И не потому, что он силён, а потому, что мы слабы. Не Смердяковых стало много (как раз плодятся-то они, по крайней мере, естественным путём, не важно), а подлинно русских стало мало, неизмеримо меньше, чем русскоговорящих. И это — уже сугубо наша проблема…».

Что добавить к портрету коллективного Смердякова, написанному мною ещё в 2002 году?

Первое и самое важное: выяснилось, что Президент – не его. Это самое главное открытие для Смердякова. Весьма неприятное. И хотя не только в тылу, но и на фронте многие до сих пор гадают «включат заднюю, не включат», «сольют, не сольют», с Президентом Смердяков просчитался. Была надежда на Думу, но и здесь не «склалось». Конечно, есть-есть у него свои и в Думе, и в Правительстве. А уж в министерствах и ведомствах, тут и говорить нечего!

Но в целом – былого, торжествующего тону сегодня у Смердякова шибко поубавилось!

Поэтому второе — вытекающее из первого — это его новый, давно, впрочем, ожидаемый вид мимикрии: коллаборанты-переобуванты. Я бы так это назвал. Сегодня Смердяков патриот, государственник, чуть ли не основная несущая конструкция государства; именно его сосуществование с нами, пишет некто Бячин, стало «залогом выживания русского народа в ХХ веке», именно его путаная генеалогия спасла нас. «Грузинские, армянские, еврейские инъекции», как утверждает имярек. Не знаю насчёт пользы инъекций (расистскими теориями не увлекаюсь), а про вивисекции сказать могу. Которые уполовинили русский народ в начале и в конце ХХ века. За ними действительно стоят и грузинские (Джугашвили, Берия), и еврейские (создатель ГУЛАГа Френкель, цареубийца Свердлов, питерский мясник Урицкий, палач казачества Троцкий), и польские (Дзержинский, Менжинский) фамилии. Однако Смердяков-государственник вовсю борется именно с «русским национализмом», цитирует вслух Ленина («О национальной гордости великороссов»), но в душе-то (промеж своих) жмурится от ленинского же: «Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови». Смердякову без Ленина никак, у него без Ленина (Троцкого, Горбачёва, Ельцина, Гайдара, Чубайса) нет с нами общей истории.

А где Ленин, там сразу же встаёт (никуда не денешься) вопрос «о немецких деньгах» («золоте партии», американских грантах, швейцарских вкладах). Куда же Смердякову без Ленина!

У него всё начинается с Ленина и возвращается к нему. 1980-е — «вернёмся на ленинский путь», помните? 1990-е — «социализм с человеческим (читай, ленинским) лицом», не забыли? 2000-е – «право наций на самоопределение». А под шумок всех этих лозунгов — распил, раздрай и геноцид русских! 2010-е — «национальный вопрос» и борьба с экстремизмом, 282-я статья.

И вот новый лозунг: «мы сохраним нормальную демократию». В противовес американской, ненормальной. Нормальную – это какую? Вечевую, новгородскую – с распадом на удельные княжества? Или московскую с ярлыками на княжение (уже не из Вашингтона, а из Пекина)? Или пресловутую суверенную (памяти Владислава Суркова)? Или же вернёмся к… ленинской, «проверенной», к Пятому Интернационалу?

Беда не в том, что Смердяков на все лады (с Лениным или с Леви Строссом, Фукуямой, Хантингтоном и т.д.) перепевает всегда одно и то же, дескать, хорошо бы, чтоб «умная нация покорила бы весьма глупую-с и присоединила к себе», беда в том, что в русском народе (чеченском, аварском, якутском), воюющем сегодня на Украине, у него родственников нет. Там не гибнут его дети, братья, племянники. От слова совсем.

Потому что главная тайна Смердякова в том, что он паразит. Это его национальность, вероисповедание и классовая принадлежность одновременно. Он не проливает свою кровь, он питается чужой.

И вопрос изживания Смердякова из русской жизни – это сегодня вопрос жизни и смерти. Если мы действительно говорим о столкновении даже не цивилизаций, а добра и зла, русского народа-богоносца и коллективного Антихриста. И готовых рецептов Достоевский нам не оставил.

Поэтому если вернуться к словам Президента о самоочищении, то мне представляется только один образ этого – чудо обновления икон, когда икона самостоятельно очищается от многовековых наслоений олифы, копоти и прочего. Для всех, кто понимает, что Россия – это икона и земной прообраз Царства Небесного в таком сравнении не будет ничего удивительного. Но здесь — самое важное понять — что обновление не зависит ни от настоятеля прихода, ни от пожеланий прихожан. Потому что это чудо. А «чудо есть чудо, и чудо есть Бог», как писал русский поэт Борис Леонидович Пастернак. Который к паразитам не принадлежал, потому что был труженик. И любил свой русский народ. И желал больше всего не «возвращения к ленинским принципам», «инъекциям» и «вивисекциям», а «родным в родную речь войти».

Что же касается «дозволенной критики», то нужна не она, а кадровые и уголовные выводы. Чтобы за лобовые атаки Авдеевской Промки и Светлодарской дуги, за Харьковскую окружную и утопленный крейсер ответили не погонами, а головами.

Потому что идёт война. Между добром и злом. На уничтожение. И в покое нас не оставят. Договориться не удастся.

Горловка,

апрель 2022 года.

Алексей Шорохов

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: