slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Памятники – видят и скорбят

Из дневника писателя

В холодный день 1 апреля, когда и не до смеха особенного было, не до розыгрышей — в день рождения великого Гоголя, пришёл в неуютный сквер, к любимому памятнику Николая Андреева.

По московской легенде, памятник, запечатлевший писателя в состоянии скорбной задумчивости, не понравился Сталину и был перевезен в 1951 году на территорию Донского монастыря, а в 1959 году установлен в начале Никитского бульвара, во дворе бывшего особняка графа Толстого, где Гоголь скончался.

Всплыло в памяти, как в начале рокового 2013 года с его майданным завершением, на которое я приехал и подробно описал эту вакханалию, вдруг испытал горечь от сбывшегося предсказания из статьи европейского обозревателя Дмитрия Семушина: «Россия — Евросоюз: итоги кризиса цивилизационной идентичности». Автор делал дальновидный вывод: «За геополитикой «Большой трубы» Украина видится из Кремля как транзитное государство, а не самое большое за пределами России пространство русского языка и культуры. Если Кремль проиграет последнюю битву за Восточную Европу и целостность православной цивилизации, можно будет поставить крест на возрождении великой державы».

Как в воду глядел! — почти проиграл.

Честно скажу, не верю, что военная операция исправит всё, что упущено за годы потакания украинству и наплевательского отношения к русской идее Кремля, АП, лично Суркова, который отвечал за Украину, а сегодня слинял. Говорят, за границу тоже...

Теперь приходится платить кровью и жертвами. А ведь и при Гоголе уже появились свидомые, проникли в учебные заведения, как сегодня утвердились во многих сферах и вузах. Гений вразумлял профессора (!) Московского университета Бодянского: «Нам, Осип Максимович, надо писать по-русски, надо стремиться к поддержке и упрочнению одного, владычного языка для всех родных нам племен.

Доминантой для русских, чехов, украинцев и сербов должна быть единая святыня — язык Пушкина, какою является Евангелие для всех христиан, католиков, лютеран и гернгутеров. Нам, малороссам и русским, нужна одна поэзия, спокойная и сильная, нетленная поэзия правды, добра и красоты. Русский и малоросс — это души близнецов, пополняющие одна другую, родные и одинаково сильные. Отдавать предпочтение одной в ущерб другой, невозможно. Нет, Осип Максимович, не то нам нужно, не то. Всякий, пишущий теперь, должен думать не о розни; он должен прежде всего поставить себя перед лицо Того, Кто дал нам вечное человеческое слово...».

Забыли про Бога, про Церковь нацики и те, кто им потакает...

Гоголь грустно сидит в сквере на Никитском бульваре, печально стоит на киевской Русановке, куда приходит на окраину лишь горстка почитателей...

В газете «Слово» (№6 / 2022) опубликован замечательный очерк Алексея Шорохова «Позывной Харьков», который кончается убийственно: «По возвращении из-под Харькова я дозвонился на Донбасс, в Горловку. Настоятелю Покровского храма в Зайцево, отцу Николаю. Он с семьёй живёт сейчас на квартире у сестры, потому что в его квартиру прилетел украинский снаряд. Батюшка рассказал, как за ним самим охотился украинский беспилотник, выпуская заряды по его очевидно гражданской машине. И вот, после обстрела в Циркунах, после рассказа батюшки, после множества и множества подобных случаев — меня беспокоит только один вопрос: а мы действительно с ними в одного Бога верим? И любой ответ страшен».

Писательский вопрос — пронзительный. Да и весь путевой очерк с передовой — продолжение лучших традиций русской литературы, про которую сегодня за пропагандой навязчивой — просто забыли! А она — продолжает высокую миссию. Например, в том же номере «Слова» прочитал сильное стихотворение Валентина Сорокина, написанное ровно полвека назад, а возвышенные строки — так же волнуют.

Прекрасен

На коне летящем

Торжественный

Богдан Хмельницкий.

Пусть пепел, в сердце

Нам стучащий,

Друзей коснётся,

Самых близких.

Под молодым

И ясным ветром

Для нас взошла

Звезда бессмертья…

Скачи, Богдан,

Лобастый гетман,

Через двадцатое

Столетье!..

1972 г.

Ну что, Богдане, доскакал до 21-го столетья?

И у тебя были минуты слабости, предательства, колебаний. Есть сведения, что сначала ты в 1634 году служил в польском войске при осаде русского Смоленска и получил за храбрость от короля Владислава IV дорогую саблю. Потом и с турецким посольством заключил договор о союзе и взаимопомощи с Турцией, обещая отдать ей часть русской Польши (до Люблина). Но всё-таки православную Украину от ополячивания ты пытался спасти и привести украинцев под покровительство царя восточного от католического Запада. Правда, после воссоединения ты хлопотал уже об устройстве федеративного союза из Малой России и княжеств Молдавии, Валахии и Трансильвании под протекторатом польского короля, готовился перед кончиной к войне с Москвой… Наследнички всё дурное в судьбе и характере твоем — переняли, тягу к «Еуропе» взбодрили, а стержня гетманского — не обрели, про саму «Украйну» — забыли.

Куда ж поскачешь ты с памятника великого русского скульптора Михаила Микешина? Он ведь шире композицию задумал, но из-за сомнений генерал-губернатора Александра Дондукова-Корсакова относительно «целесообразности антипольского и антиеврейского памятника», комитет решил сократить бюджет проекта, оставив только центральную фигуру гетмана. Памятник открыли в 1888 году, к 900-летию Крещения Руси. В 1988 году мы отмечали в Великом Новгороде 1000-летие Крещения Руси под окормлением митрополита Питирима. Все выдающиеся труженики пера на духовном поприще — съехались: от прозаиков Астафьева и Белова до поэтов Кузнецова и Устинова. Помню, пошли Крестным ходом в Детинец по мосту через Волхов, попали в такт дружными величественными шагами, и мост… начал колебаться, чуть вразнос не пошёл. Иконы Богородицы да хоругви с ликом Спаса Вседержителя спасли от обрушения… Разгар перестройки ведь был, смелости в слове и надежд на обновление жизни над бурной водой событий. А мост-то в грядущее был таким же вибрирующим, и держава — рухнула!

Там, в Детинце Новгороде, тоже стоит памятник работы великого Микешина — 1000-летию России. Его ведь тоже «отредактировали» — убрали самого Ивана Грозного, одного из главных строителей державы. Но Владимир Креститель занимает на нём одно из центральных мест.

Понятно, что при новой политике президента Путина памятник князю Владимиру надо было обязательно открывать в Москве, хотя бы потому, что на обезумевшей родине выдающийся памятник работы Петра Клодта мог бы не устоять.

Дважды (!) после майдана и государственного переворота монумент святому равноапостольному великому князю в Киеве подвергался варварскому нападению: скульптура, барельефы и постамент, а также площадка у памятника были сплошь залиты красной краской, а после очистки постамент был изуродован фашистскими символами — свастикой и «волчьим крюком», которым обозначает себя полк «Азов» (запрещён в РФ) и одноимённый «гражданский корпус». А ведь нацистские отморозки не просто верховодили в идейно-политической жизни «незалэжной», а реально при президенте Порошенко пришли к влиянию на власть.

Не стану описывать всех перипетий установки памятника скульптора Салавата Щербакова на Боровицком холме, достойных гоголевского пера. Хотели ж на Воробьёвых горах установить, не рассчитав нагрузку на склон, а у Кремля он задавил бы всю панораму — пришлось укорачивать, согласовывать с ЮНЕСКО. Ещё запомнилось, что после президента Путина и патриарха Кирилла на открытии монумента выступил не писатель, не историк, не творец в любой духовной сфере, а принялась поучать собравшихся… Наталья Солженицына. Кто она и зачем там была? Ну, вторая вдова не самого православного писателя, ну, наследница его издательских, финансовых и политиканских дел. Дальше что? Ведь должна быть у администрации президента или тогдашнего министра культуры Мединского какая-то идея в головах?

Мне она видится только в одном: в 2016 году начиналась антисоветская артпоготовка к 100-летию Великого Октября, как первым назвал его мой кумир Александр Блок.

И вдова — не подвела: как менторски говорила мадам Солженицына, белея сединой над норковым воротником:

«Памятник Князю Владимиру — не просто ещё одно украшение нашего города, на фоне которого будут фотографироваться гости столицы. Это ещё и вызов, вопрос ко всем нам и к каждому из нас: а как мы выглядим на его фоне?». Ну, уж вы с Александром Исаевичем точно проигрывали бы, убеждён. Особенно после такого кухонного пассажа, совета домохозяйки, как поступать всем нам: «Гордиться свершениями народа, его героями и его праведниками. Но это также значит иметь честность и мужество осудить зло, не оправдывать его, и память о нём не заметать под ковер, чтобы не было видно, — таким путем нам не достичь чистоты в нашем Доме».

Вот вы себе представьте: 1853 год, матерь городов русских — Киев, и вдруг перед величественным монументом Клодта после выступления градоначальника и митрополита вылезает какая-то дама, вдова… ну пусть Ивана Яковлевича Франка, который тоже пострадал за убеждения и сидел в тюрьме, и начинает лепетать про веник и мусор в хате. Ведь это гоголевская фантасмагория! А что ж такого стряслось через 163 года? Думаю, правители сознательно или по недопониманию просто решили тогда унизить творцов и деятелей культуры: пусть, мол, бодаются за премии и театральные субсидии, а в державные дела не лезут. Ну, и отбили охоту, заткнули тромбами все каналы, административные и финансовые.

Грянули суровые события — и слова писательского на государственном уровне не слышно: стоят одни и те же «аналитики» в эфирах, повторяют до отупения одно и то же целыми днями (когда им читать, ездить, анализировать?), а дежурные пропагандисты — неумолкаемый Владимир Соловьёв и осипший Дмитрий Куликов перебивают, затыкают любую дерзкую мысль или тревожное суждение. Почему того же Шорохова с передовой не пригласить, не спросить о писательских впечатлениях? Ну, и конечно, замолчала мадам Солженицына, а ведь как призывала у памятника киевскому князю осуждать зло! Или зло-то у них с муженьком только в России, в советском прошлом осталось? Укронацистов лучше не трогать…

Памятники под ледяным ветром краснеть не могут, но самим своим впечатляющим видом навевают тревожные мысли и горькие воспоминания.

Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: