slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Фактор жареного петуха

Противостояние

Суровый был в науке славы / Ей дан учитель: не один / Урок нежданный и кровавый / Задал ей шведский паладин.

А.С. Пушкин, «Полтава»

Нас в очередной раз задумали положить на лопатки. Это не красивые слова. Собрали огромные силы. Агентство Reuters, ссылаясь на некий высокий чин из администрации Джо Байдена, сообщило перед самым обострением ситуации вокруг Украины (ну конечно же, не зная об этом заранее), что власти США готовятся перекрыть России доступ к широкому спектру технологий и материалов для многих секторов экономики – автомобиле- и самолётостроения, микроэлектроники, фармацевтики, банковской сферы, что должно весьма пагубно повлиять на российские производство, промышленность и сферу занятости населения. Так и сделали. И Европа не отстаёт…

Россию покидает British Petroleum, выводя из «Роснефти», где она была акционером, свою долю в размере $1,4 млрд. Уходят ExxonMobile и Shell. Авиаконцерны Boeing и Airbus остановили свою инженерную деятельность, поставки запчастей и вообще всю техподдержку российских авиакомпаний, эксплуатирующих их технику. Решила нас оставить без компьютерного обеспечения Microsoft, без телекоммуникационной техники – Nokia. Siemens полностью прекратил поставки. Тайваньские полупроводники, на базе которых производятся российские процессоры, к нам больше не пойдут. Приостановили поставку машин и производство в РФ Volkswagen, Ford, Skoda… да почти все известные европейские и американские автопроизводители. Если Renault-Nissan разорвёт сотрудничество с АвтоВАЗом, мы сможем производить разве что «Нивы», где импортных деталей вообще нет. Правда, президент Франции Э. Макрон на встрече с 15 представителями крупного французского бизнеса, который работает в России, посоветовал им воздержаться от поспешных решений, сообщает Le Figaro.

Целый ряд российских банков, таких, как ВТБ, попал под полные блокирующие санкции с заморозкой активов в США и запретом на работу с ними для всех американских и европейских организаций. В течение месяца в США прикроют все счета «Сбера», транзакции в долларах ему больше не совершать.

Минторг США ввёл запрет на экспорт в Россию высокотехнологичной продукции: компьютеров, полупроводников, телекоммуникационного оборудования.

Кроме того, Джо Байден назвал Путина тираном. Против него и других высших должностных лиц РФ были объявлены санкции, запрещающих, помимо прочего, въезд в Штаты. Ну, решили они, тут мы вообще заплачем и начнём сдаваться. В ответ Москва опубликовала свой стоп-лист. В него попали в том числе президент США Джо Байден, глава Госдепа Энтони Блинкен, глава Пентагона Ллойд Остин, пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки и экс-госсекретарь Хиллари Клинтон.

По нам боятся ударить «Томагавками», ибо мы, слава Богу, не Ливан, не Ливия и не Сирия. По нам решили дать бортовой залп экономически, будучи уверены, что на этом фронте мы менее удачливы, что оборона наша здесь хилая и долго мы не выстоим.

Мы не раз оказывались в похожей ситуации, правда, в основном, на полях боёв, когда казалось, что наше дело пропащее. Нарва, Цусима, 1941-й год.

Но каждый раз нас клевал Жареный Петух, как бы говоря: хватит раскачиваться, мы на краю. Соберитесь! Напрягите все силы!

И силы откуда-то появлялись. И мы собирались в кулак, и каждый раз превозмогали беду. После Нарвы отлили пушки из колоколов. После Цусимы построили 18 крейсеров на народные пожертвования. И Москву отстояли, уже в Химках, на Ленинградском шоссе.

Сейчас – снова такое время, когда спать дальше нельзя. Фронт – не на шведских рубежах и не у берегов Японии, фронт – уже в Москве, Санкт-Петербурге, в Жуковском, в Жигулях, в Набережных Челнах.

Чрезвычайно досадно то, что наша промышленность слишком долго доверяла западным «друзьям-партнёрам», не развивая собственную элементную базу. В прошлом, 2021 году, автопром России зависел от импортных комплектующих больше, чем 10 лет назад — следовательно, программа импортозамещения топталась на месте. Например, у КамАЗа доля импорта в закупках составляла аж 35,5% (в 2012 году, до начала политики импортозамещения, она была не выше 12,1%).

Весьма большое количество важных комплектующих по-прежнему завозилось из-за рубежа, и с началом санкций их стоимость только выросла. Поразительно, о чём только думают наши менеджеры, смотря программу «Время» каждый день. Или им «Дождь» со «Снобом» ближе?

Все лишь два года назад на долю автопрома в РФ приходилось всего лишь 0,4% ВВП, хотя в странах ЕС двумя годами ранее она уже достигала почти 7%.

Сейчас, когда я изучаю дела промышленные, больше всех, пожалуй, внушают надежды производители грузовиков, хотя наши западные «друзья» решили этот сегмент топить, судя по всему, капитально. Фирма Cummins Kama перестала поставлять Камскому автозаводу дизеля – придётся снова переходить на отечественные, разработки 70-х годов, V8 740-й серии, на которых КамАЗы ходили ещё на БАМе и в Афгане. Шведская SKF остановила поставки подшипников, другие западные партнёры – коробок передач ZF. Заморозил свою деятельность на Волге концерн Daimler, совместно с камазовцами создававший перспективные модели грузовиков. Крутитесь, непокорные русские, как хотите.

Но они, похоже, подтвердили слухи о своей непокорности, уже подготовив к запуску огромный литейный завод в Кустанае, рессорный — в Белорецке, а на всём Южном Урале – целый автомобильный кластер.

Над группой ГАЗ угроза санкций нависала несколько последних лет, и предприятия группы уже своими силами делают двигатели, коробки скоростей, мосты и многое другое, а для импортных деталей и узлов нашли замену. Подчёркиваю: когда прижало…

Американские и японские поставщики ещё задолго до украинских событий прекратили поставлять России композитные материалы для крыльев нового отечественного среднемагистрального самолёта МС-21. Президент РФ, человек, обычно, крайне выдержанный, назвал это поведение хамством. Нам пришлось переходить на собственные композитные материалы, разработанные, в частности, Росатомом, но пару лет это у нас точно отняло.

Максимальное импортозамещение необходимо и для «Сухого-Суперджета-100», на что Минпромторг выделил почти 15 миллиардов рублей. Серьёзно нам аукнулась технологическая кооперация с Западом, зависимость от французских двигателей и радиоэлектронного оборудования фирмы Honeywell: любые санкции - и сущая беда с запчастями… Разработка же собственной, импортозамещённой, модели обойдётся России примерно в 130 млрд. рублей. И деваться некуда. Либо арендовать борты у китайцев и во всём от них зависеть. Как-то гордость не позволяет. Европе, между прочим, «смертельные санкции» против России не очень-то и выгодны, ибо придётся возвращать себе все арендованные «эрбасы», которыми нам больше пользоваться нельзя, а что с ними делать, они не знают… Кроме того, Россия способна перекрыть авиаперелёты над 1/3 частью Евразии, лететь, например, из Лондона в Токио уже не 12 часов, а двое суток с несколькими пересадками. Европейское авиасообщение вполне может стать неконкурентоспособным…

Но почему наши так запустили ситуацию?!

Принято считать, что уж где мы отстали, так в микроэлектронике и компьютерных технологиях: лишат нас западного ПО, и пропадём мы, лапотные, окончательно. Но вот, скажем, Росатом начал переход на отечественные продукты сразу по нескольким направлениям. В частности, сбежавшую Microsoft может заменить программа Astra Linux, чьих лицензионных копий закуплено почти на 800 миллионов рублей, кроме того, американское программное обеспечение начали заменять российской программой Postgres Pro, а офисные приложения Microsoft – на российские МойОфис. Меня лишь удивляет, почему это было сделано так поздно, ведь некоммерческий Linux, продукт множества разработчиков-альтруистов и альтернатива Microsoft, известен с начала 2000-х годов! Мы давным-давно могли себя обезопасить! Видимо, Жареный Петух — это явление в нашей истории хроническое…

Уже появились вузы, имеющие комплексную стратегию перехода к компьютерной импортонезависимости. В частности, Воронежский государственный технический университет запустил программу цифровой трансформации — на компьютерных программах создаются сервисы для студентов и абитуриентов. Вуз подключен к программе Astra Linux для образовательных организаций — она направлена на бесплатное оснащение компьютерных классов аналогами западных операционных систем.

Федеральное казначейство заместило офисное программное обеспечение отечественным пакетом «Р7-Офис. Профессиональный», чем обеспечено более 30 тысяч рабочих мест.

Как вы к нам — так и мы к вам: глава государства поручил правительству за два дня определить страны, которых коснётся запрет на ввоз и вывоз из России определённых видов продукции и сырья. Что это означает? Мы — ресурсонезависимы, Европа – наоборот. У нас дешёвая энергия и рабочая сила, а также, после ухода целой оравы западных фирм, освободится громадная потребительская ниша, которую надо будет заполнить. Свято место пусто не бывает. То-есть, намечается потенциал к увеличению производства. Мне ещё лет 10 назад тверской фермер говорил, что он бы Бараку Обаме орден дал за санкции — власть, наконец, вспомнила про своё сельское хозяйство… Плюс незабытые со времён СССР серые схемы получения технологий — думаете, не включат их? Уже прошла информация, что легализуют пиратское компьютерное обеспечение, всякие «ру-трекеры», даже прохожие в парке говорят об этом…

Помните, какая в Европе началась истерика, когда Россия прекратила импорт польских фруктов и овощей? Российский запрет обозвали «репрессиями», в ответ на санкции, которые Польша сама же и лоббировала. Плохо у господ санкционеров с нервной системой. И лучше не будет.

Если Россия, хотя бы временно, перестанет быть для Европы фабрикой по добыче ресурсов, есть также надежда, что восстановится экология. Не будем страдать от супер-жаркого лета. Но это пока лишь мечты.

В Европе ситуация обратная: энергия и ресурсы стремительно дорожают и при этом теряется огромный российский рынок. То-есть, желающие нас удавить санкциями получили обратный эффект и вынуждены сокращать производство. Моё конспирологическое сознание подозревает, что Европу в этом году кинули под каток и списали за ненадобностью. Поглядим…

В Канаде, кстати, цена на бензин уже к двум долларам подползла, и это за литр. В некоторых районах Франции он в начале марта стоил два евро. В Соединённом Королевстве стоимость бензина превысила отметку в 1,5 фунта. В США и того пуще, побит исторический максимум: на 8 марта, в среднем, он стоил 4,17 доллара за галлон, а дизельное топливо – 4,85. Второго марта биржевая цена на газ взлетела на 59% и установила новый «рекорд». В случае остановки российского экспорта голубого топлива цена на него вырастет вообще заоблачно.

Цены на пшеницу в последние недели выходят из-под контроля, она уже сейчас стоит 400 долларов за тонну, а в перспективе перевалит и за 500. Продовольственная инфляция в дополнение к высоким ценам на нефть может вызвать потрясения даже в самых развитых странах. Н днях правительство России временно запретило экспорт зерновых в ЕАЭС (чтобы не было «обходных путей» вывоза) и сахара в третьи страны. Ограничения по зерну будут действовать до 30 июня, по сахару — до 31 августа. Нужно будет — продлим. В отношении зерновых запрет относится к пшенице и меслину (смеси пшеницы и ржи, обычно два к одному), ржи, ячменю и кукурузе. Германское издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten допустило, что мир ждёт голод без российского зерна.

Ещё поглядим, кто первым мира-то запросит…

История показывает, что терпеливее – мы.

Александр Яблонский

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: