slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Русские романы» Жюля Верна и Александра Дюма

Московское издательство «Вече» продолжает книжную серию «Мастера приключений», которая состоит из прозы классиков остросюжетного жанра. В этом обзоре я хотел бы представить читателям несколько очередных, изящно оформленных и, (что немаловажно для книг этого жанра), проиллюстрированных рисунками художников, которые являлись современниками знаменитых писателей, томиков коллекции.

Начнём с книг Жюля Верна. Он искренне обижался, когда его причисляли, причем вполне заслуженно, к почетной когорте детских писателей. Жюль Верн хотел, и это у него блистательно получилось, стать вровень с Дюма-отцом, только не в истории, это было бы эпигонством, а в географии. Его серия «Необыкновенные путешествия», которую писатель создал вместе с издателем Пьером-Жюлем Этцелем, принесла ему славу самого читаемого писателя не только во Франции, но во многих странах, в том числе в России.

Кто бы знал сегодня третьесортного драматурга Жюля Верна? А ведь первые литературные опыты мэтра мастера приключенческого и фантастического жанра относятся к сочинению водевилей, опереточных либретто, позднее исторических драм, которые раскритиковал даже благожелательный Дюма-отец.

Жюль Верн, о творчестве которого уничижительно отзывался тогдашний властитель дум французского общества Эмиль Золя, вошёл в пантеон мировой литературы вместе с детьми капитана Гранта, чудаковатым натуралистом Паганелем, капитаном Немо, инженером Сайрусом Смитом и его друзьями, с мужественным юношей Диком Сэндом. Эти герои оставались с новыми подрастающими поколениями на протяжении полутора столетий. И будем надеяться, останутся и в будущем.

«Путешественник по мирам и планетам» последние тридцать лет своей жизни почти безвылазно провёл в тихом провинциальном Амьене, что, впрочем, не мешало ему быть повсюду на земле, под водой и в небесах.

Его жизнь не была столь фееричной как жизнь Дюма-отца, впрочем, не была она и мрачной. История Франции его времени была бурной и изменчивой.

Он обожал путешествия, но его морские прогулки на яхтах «Сан-Мишель» ограничивались каботажным плаванием, на кругосветку не хватало времени. Оно без остатка отдавалось литературному труду, тем самым незабываемым путешествиям и приключениям, которые все мы совершали вместе с героями Жюля Верна, пребывая в стране по имени Детство.

Его творческое наследие хотя и уступает литературной фабрике «Александр Дюма и компания», однако же состоит из 66 романов (в том числе неоконченных или опубликованных лишь в конце XX века); более 20 повестей и рассказов; более 30 пьес; а также несколько документальных и научных работ.

Роман «Дунайский лоцман» — произведение, начатое мэтром и завершённое его сыном, которому кстати и принадлежала идея книги о великой европейской реке. Между 1898 и 1902 годами Мишелю Верну довелось побывать в Австрии, Венгрии, Румынии, Болгарии и плавать по Дунаю. Отцу беседа с сыном о том, что было дорого его сердцу и напоминало те времена, когда он работал над романом «Матиас Шандор», доставила несомненное удовольствие. А потому богатое воображение с готовностью перенесло писателя к мутным водам великой реки. Спуститься по ней от самых её истоков до Черного моря — вот основная задача нового его романа, который поначалу был назван «Прекрасный жёлтый Дунай», а потом уже «Дунайский лоцман»… Сюжет историко-криминальный и в то же время это — роман-путешествие. Как и роман «Агентство Томпсон и К°».

О принадлежности романа перу Жюля Верна до сих пор ходят споры. Жан-Жюль Верн, внук писателя, не выражает сомнений в авторстве книги. Между тем имеются веские основания считать истинным автором книги Мишеля Верна, сына писателя. В письме от 12 октября 1895 года Верн-старший сообщает своему брату Полю: «Мишель только что провел восемь дней у меня, после работы над романом, идею которого подсказал ему я».

В основе сюжета — хроника морского круиза по островам Атлантического океана, в ходе которого с героями книги случаются самые невероятные происшествия. В книге много юмора, но гораздо меньше жюльверновского блеска «Детей капитана Гранта».

Есть в его коллекции «Необыкновенных путешествий» и роман про Россию. «Михаил Строгов» — приключенческий роман Жюля Верна, написанный в 1874–1875 годах. Назвать историческим этот роман нельзя, поскольку у него нет реальной исторической подоплёки. Некоторые исследователи считают, что под именем бухарского эмира Феофар-хана Жюль Верн описал Кенесары-хана, который действительно поднимал восстание против российских властей в 1840-х годах. Однако восстанием Кенесары Касымова была охвачена территория Казахстана. В романе же восставшие захватывают всю Сибирь от Урала до Иркутска. В романе практически нет никаких фактических и исторических реалий, однако с избытком хватает приключений.

Почти как у Дюма, который в свою очередь отметился «русским» романом «Записки учителя фехтования».

У этой книги интересная судьба. Написанный на основе мемуарных «Записок» Огюстена Гризье, который давал уроки фехтования некоторым декабристам, роман получился вполне «продекабристский», за что и был Николаем I запрещён в России.

В книге «Путевые впечатления. В России» о своём путешествии по России летом 1858 года Дюма вспоминал, что ему рассказала княгиня Трубецкая, подруга Императрицы:

«Николай вошёл в комнату, когда я читала Императрице книгу. Я быстро спрятала книгу. Император приблизился и спросил Императрицу:

— Вы читали?

— Да, Государь.

— Хотите, я вам скажу, что вы читали?

Императрица молчала.

— Вы читали роман Дюма «Учитель фехтования».

— Каким образом вы знаете это, Государь?

— Ну вот! Об этом нетрудно догадаться. Это последний роман, который я запретил».

Надо сказать, что у великого Дюма на литературной ниве были и достойные конкуренты. Один из них Поль Феваль — автор популярных приключенческих романов (так называемых «романов плаща и шпаги»), при жизни пользовался не меньшим успехом, чем Бальзак и Дюма.

Правда, литературное наследие Феваля в разы меньше, чем у автора «Трёх мушкетёров». Главное его произведение — цикл романов «Горбун» о шевалье Лагардере, знаменитом фехтовальщике и дуэлянте, образ которого в разное время воплотили на экране столь же разные актеры Жан Маре и Даниэль Отой.

Во Франции книги Феваля знамениты не менее мушкетёрских романов Дюма. В России они были популярны в начале прошлого века, потом напрочь забыты, а ныне этот классический исторический роман «плаща и шпаги» стараниями редакторов «Вече», кажется обретает «третью жизнь».

Виктор ПРИТУЛА,

литературный обозреватель газеты «Слово».

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: