slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

О русском актёре, мастере, мудреце

Юрий Горобец в фильме «Приходите завтра...»

Юрий Васильевич Горобец, народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, кавалер орденов Дружбы и Почёта 15 марта 2022 г. празднует 90-летие со дня рождения.

Таинственное, волшебное очарование театрального зала, когда зритель захвачен действием и полностью поглощён происходящим на подмостках, когда дыхание каждого в публике сливается с дыханием персонажей, проживающих свою жизнь на сцене, и вам, участнику происходящего, кажется, что эти минуты вашей жизни никогда не забудутся, а то и совершат переворот в вашей судьбе, и это определит дальнейшее её развитие.

О, мы хорошо знаем эти спектакли — они вписаны в анналы отечественных высших достижений национальной культуры, и не одно ещё поколение будет дорожить этим сокровищем.

Сколько бы ни открывался занавес спектакля «Васса Железнова», поставленного по одноимённой пьесе великого драматурга, имя которого носит МХАТ им. М. Горького, появление на этой сцене Ю.В. Горобца, капитана Железнова, зритель всегда встречает аплодисментами. В чём загадка? Да просто — любимый актёр, и встреча с ним — всегда праздник, обогащающий зрителя.

Русский актёр. Далеко не каждому, посвятившему себя этой профессии, удаётся прожить творческую жизнь так, чтобы только одно явление артиста публике, уже вызывало восторг зрителя, явление, обещающее неизменное погружение в таинство настоящего искусства.

Палитра созданного в русской культуре Юрием Горобцом богата и многоцветна. Он по сути своего уникального дарования — актёр театральный, хотя много снимался и в кино. Помнится, как однажды, в минуты доверительного общения, он рассказал мне, как, будучи отроком, пережившим трудное военное детство (город Ефремов Тульской области, где он жил с мамой Устиньей Дмитриевной и двумя сёстрами, Леной и Таисией был оккупирован фашистами, и это оставило в сердце юноши незаживающую рану на всю жизнь) он, Юрка Горобец, неожиданно для себя оказался в театре, и всё, что там происходило произвело на него такое впечатление, так поразило всё его существо, что выйдя из зала, он знал уже наверное, какой будет его дальнейшая жизнь. Он сразу вступил в драматический кружок, и — о, чудо! — заикание, которым наградил его фашистский налёт на город, на сцене — куда-то пропадало. Он читал и читал стихи, без устали работал на сцене, стал лауреатом первого Всесоюзного смотра художественной самодеятельности, и это дало ему моральное право поступать в театральное училище. «В Москву! В Москву!» — таково было окончательное решение.

Юрий Васильевич Горобец окончил ГИТИС в 1955 году. Ему выпала удача - молодой актёр получил распределение в первый русский театр им. Фёдора Волкова в Ярославле. Обращаясь к молчаливым документальным свидетельствам его судьбы, отметим, что служение это способствовало развитию личности артиста: ему не раз выпадало актёрское счастье — он играл в «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого, играл в пьесах В.С. Розова, знаменитом спектакле, возвестившем о рождении Московского художественного театра — пьесе «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, а также — в знаменитой драме Эдуардо де Филиппе «Филумена Мартурано».

Юрий Васильевич, человек серьёзный, достаточно закрытый, не любящий пустых разговоров, но и у него бывает минута откровенности, и тогда он — доверчив, как ребёнок. К памяти о войне, к подвигу народа Юрия Васильевич относится свято: с первым же призывом отец ушёл на фронт и не вернулся. В Архангельском порту случайно получили весточку об отце. «Сидим на узлах с бабушкой, рядом — солдат, читает книжечку «Огонька». Я заглянул через плечо и увидел, что там написано про наш Ефремовский полк и фамилии знакомые. Я попросил солдата продать мне книжечку: «Там про папку написано…». Солдат отдал её мне, денег не взял. Это был очерк Константина Симонова, который позже стал одной из линий романа «Живые и мёртвые». Писатель рассказал, как немцы окружили Ефремовский полк под Могилёвом, и бойцы поклялись стоять до конца. Клятву сдержали…».

Популярность пришла к молодому артисту Юрию Горобцу благодаря кино. В 1959 году состоялся кинодебют его сразу в трёх картинах: «Жажда», «Зелёный фургон» и «Исправленному верить». Затем последовали главные роли в фильмах: «Выстрел в тумане», «Горькие зёрна», «Сыновья уходят в бой». Одна из безусловных творческих удач — роль генерала Деникина в экранизации романа А. Толстого «Хождение по мукам» (1977).

Знакомство с замечательным русским режиссёром Евгением Ташковым принесло не только участие в пронзительном фильме «Приходите завтра…», но и огромную популярность молодому артисту. Ташков пригласил Горобца на роль Кости, товарища главной героини Фроси Бурлаковой, которую играла актриса неповторимого дарования — это принесло картине ошеломляющий успех… Екатерина Савинова была актрисой трагической. Она погибла из-за жестокой болезни, которую вовремя не распознали, и «Катя в минуту отчаянного душевного потрясения бросилась под поезд, как Анна Каренина, монолог которой читала на вступительных экзаменах во ВГИК…», — с горечью, засевшей где-то в глубине его сердца, говорит об этом Юрий Васильевич. Он умеет ценить дружбу, понимает и дорожит человеком, которого считает достойным.

В кино народный артист России Юрий Горобец создал более 70 впечатляющих характеров. Его любили снимать режиссёры, настолько пластично, богато его дарование. Его обожает публика — так убедительны и интересны его герои, как правило, в замечательных фильмах. Многие ведущие киностудии страны с благодарностью произносят это имя — Юрий Горобец, но особенная любовь к артисту живёт на студии «Беларусьфильм». В этом признаётся сам Юрий Васильевич: «Эта студия и режиссёр Виктор Туров сделали мою киносудьбу, многие считали меня даже белорусским киноактёром. Фильмы «Люди на болоте», «Дыхание грозы», «Высокая кровь», «Красный цвет папоротника» вспоминаю с добрым, тёплым чувством. Самой интересной своей работой в кино считаю фильм «Батька» режиссёра Бориса Степанова. Я сыграл реального человека, который создал партизанский отряд в Сураже. Немцы схватили четырёх детей Батьки и предложили в обмен на их жизнь предать партизанский отряд. Батька отказался. Детей расстреляли. Сам Минай выжил чудом. Сейчас детям стоит памятник. А сценарий фильма написал сын Миная, Слава Шмырёв, родившийся уже после войны. Картину снимали там, где происходили события — никто из жителей не остался равнодушным».

Было время, когда Юрий Васильевич работал в драматическом театре Одессы. Там на Одесской киностудии познакомился с Василием Шукшиным, там сошёлся с Марленом Хуциевым и с Петром Тодоровским. Там на сцене увидел работу артиста Юрия Горобца талантливейший режиссёр лучшей поры советского театра Борис Равенских, который в то время был назначен художественным руководителем Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. Он и пригласил Горобца в Москву. Именно здесь, в Театре им. Пушкина, Юрий Васильевич сблизился с Владимиром Высоцким и с Фаиной Георгиевной Раневской. Здесь произошло главное событие его жизни: он встретил Тамару Ивановну Лякину, заслуженную артистку РФ, которую полюбил и с которой прожил более шестидесяти лет в счастливом браке. Много прекрасных спектаклей, где они были партнёрами, запомнилось зрителям, но, пожалуй, один из них был особенным в их совместной артистической судьбе. Это «Старомодная комедия» А. Арбузова, где Юрий Васильевич в роли Родиона Николаевича, будучи неизменно сдержанным в присущей ему грациозной, внутренне предельно сдержанной манере игры, светился изнутри светом покоряющей нежности. Спектакль воспел силу любви.

Отдав девять лет сцене Пушкинского театра, Юрий Горобец ушёл к своему учителю по ГИТИСу в театр им. Маяковского, который возглавлял Андрей Александрович Гончаров. Это был блистательный период в жизни Театра им. Маяковского. Нередко от наплыва зрителей его охраняла конная милиция. Это было в те годы, когда на сцене царствовала Татьяна Доронина. Десять лет они были партнёрами, упоенно играли в легендарном спектакле «Да, здравствует королева, виват!» Болта, где Доронина совершала, казалось, немыслимое, играя одновременно двух английских королев. А легендарный спектакль «Чайка», где Доронина впервые отвела ведущее место в пьесе Чехова Аркадиной, Юрий Горобец был ей опорой, человеком исключительной доброты и мудрости в роли Дорна. Они были вдохновенными партнёрами, и когда, после разделения МХАТ СССР в 1987 году Татьяна Васильевна возглавила МХАТ им. М. Горького, Юрий Васильевич сразу же откликнулся на её приглашение поддержать её в деле восстановления традиций Художественного театра. «Мы прошли очень трудный путь восстановления уникального театра, не было денег, было много хулителей, но мы сделали театр, достойный памяти основоположников», — как-то, вроде бы невзначай сказал мне Юрий Васильевич. Он не любит пафосных слов. Но он умеет отлично работать. Все роли, созданные на сцене МХАТ им. М. Горького, — это творения мастера. В 1989 году Т. Доронина выпускает шедевр — «Доходное место» Островского, и львиная доля успеха спектакля пришлась на роль Юсова в исполнении Ю.В. Горобца. Такого умного, изворотливого, талантливо подлого царского чиновника, образ которого звучал остро современно, трудно было даже вообразить. Но Горобец сделал это!

Вообще, Юрий Васильевич любит играть классику. Все герои его спектаклей — неповторимы. И все будят в зрителе «трудные вопросы», которые заставляют думающих людей болеть проблемой о сущности бытия. В дискуссиях о том, как надо играть классику на современной сцене, он, как правило, не выступает, но убеждение имеет: «Зачем коверкать классику? — как-то однажды сказал он недоумённо. — Я категорически не согласен с мыслью, что искусство не знает границ. Должны быть в сознании творцов чёткие нравственные ориентиры границ дозволенного, а распущенность убивает театр».

Его работы в классических пьесах прекрасны, образы увлекают зрителя, а как они самобытны, с резко индивидуальными характерами при том, что кажутся естественными, рождёнными самой жизнью и обстоятельствами, в которых он действует. Вспомним Дудукина из чудного спектакля Дорониной «Без вины виноватые» или Наума Федотыча Лотохина в спектакле «Красавец мужчина», обратимся к Хеверну, изворотливому персонажу в замечательной пьесе М. Горького «Зыковы», или вспомним блистательного старого фантазёра Крутицкого из пьесы Островского «На всякого мудреца довольно простоты». Отдельный разговор о мастерстве Юрия Горобца заставит нас подумать об образе Поэта, созданном им в пьесе Ануя «Коломба», украшавшей мхатовскую сцену в совместной работе с Татьяной Дорониной под названием «Мадам Александра». И совсем нельзя обойти вниманием виртуозную работу артиста в спектакле М. Булгакова «Зойкина квартира», где Горобец создаёт пронзительный образ безнадёжно влюблённого советского влиятельного чиновника по имени Гусь-Хрустальный.

Одна из примечательных черт характера художника сцены Юрия Васильевича Горобца — его режиссура. Именно здесь проявляется особый дар его таланта — стремление понять глубинные процессы жизни, его потребность философского осмысления тех образов и явлений, которые направляют ход развития современного общества. Назовём работы Юрия Горобца, которые не только остались в памяти поколений, но сыграли значительную роль в осмыслении современной жизни и хода её развития. В первую очередь, мы должны вспомнить спектакль 90-х, созданный по мотивам романа замечательного писателя-фронтовика Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». С чувством глубокой ответственности перед многострадальной Родиной сделан этот спектакль, все повороты сюжета, тайны подтекста, яркие значимые сцены и необычайно умное и тонкое чувство юмора сделали это театральное событие исключительным. Да и название спектакля говорит само за себя — «Как мы со Сталиным обмывали Сталинскую премию». Роль Сталина, конечно, играл Юрий Васильевич Горобец. Эта постановка заставила публику долго вспоминать о себе.

Режиссура последних лет во МХАТе им. М. Горького требует особенного внимания. Теперь Юрий Васильевич не только наполняет свои работы и требует от артистов философского осмысления той жизни, которая представлена в пьесе. Он идёт напрямую к истинному философу из той великой эпохи человечества, которая только ещё познавала истоки сложностей бытия. Он обращается к пьесе М. Андерсона «Босоногий в Афинах», где нарисован образ яркий и выразительный Сократа, и как мудрый исследователь природы человеческой неповторимости Горобец углубляется в познание этой природы. Такой подход к проблемам современной культуры проявляет в режиссёре высокую степень ответственности за состояние современного общества. Создавая такой спектакль, Ю.В. Горобец выходил на передовые позиции познания современного мира. Если говорить о человеческой сущности Ю.В. Горобца, то здесь очень важно мнение артистов, работавших с ним. Кристина Пробст: «Юрий Васильевич Горобец — мощный художник. Работать с ним — одно удовольствие. Это очень живой, хороший человек, умеющий чувствовать боль другого, создающий созидательное, радостное искусство».

Однажды мне удалось наблюдать картинку из повседневной жизни Юрия Васильевича. Мы вместе, в одной служебной машине, ехали на работу, и он попросил шофёра приостановить машину у кондитерской, чтобы он смог купить конфет. Кондитерская не попадалась, он начал нервничать. Наконец, дело свершилось и, вернувшись с пакетом сладостей, он, немного смутившись, объяснил: «Сегодня важная репетиция, и я хочу провести её в непринуждённой обстановке. За чашкой чая». Верно чувствуют актёры: он трогательно любит своих артистов.

В наших разговорах попутчиков не однажды возникала тема арбузовской «Тани». Чуть позже я поняла: разговор о «Тане» не случаен, Юрий Васильевич мечтает поставить этот спектакль. Догадка оказалась верной. И вот работа окончена. Премьера «Тани» состоялась. В главной роли — Кристина Пробст. С большим удовлетворением Юрий Васильевич сказал мне при встрече: «Вы знаете, молодёжи нравится спектакль «Таня», казалось бы, старинная пьеса Арбузова. А они говорят: «Какая современная история — любовь и предательство! Вечная, неувядающая трагедия человеческой жизни». О! Юрий Горобец умеет рассказать об этом, как немногие.

И ещё об одной грани дарования Юрия Васильевича Горобца надо вспомнить. Речь пойдёт о спектакле «Незримый друг», который несколько лет украшал афишу МХАТ им. М. Горького. Это пьеса особого свойства. И тема спектакля особая. В основе пьесы лежит личная переписка, существовавшая много лет между Надеждой фон Мекк и кумиром её жизни П.И. Чайковским. Какое же богатство духовной жизни замечательных людей выплеснулось на страницы этой таинственной переписки! Какая музыка звучит в спектакле! Сколько затаённых мыслей, отважных и робких, передано создателями этого шедевра! Замечательные люди ввели чудо в реальную жизнь! Юрий Васильевич Горобец выступил здесь мудрым, прозорливым психологом, нежным и деликатным художником, посмевшим вмешаться в сложнейшие кружева чувств натур богато одарённых и захватывающе интересных! И каких тонких, блистательных, щедрых на благородство артистов нашёл Горобец, с какой отдачей и пониманием работают Заслуженная артистка Карелии и России Лидия Леонидовна Матасова и заслуженный артист России Андрей Погодин! Низкий поклон им за это.

Дорогой, милый, чудный Юрий Васильевич! Как же мы благодарны Вам за Ваш редкий талант, Вашу любовь, верность нашему театру, за всё, что Вы сделали в русской культуре, за Ваш самоотверженный многолетний труд. Мы сердечно поздравляем Вас с юбилеем, мы гордимся Вами, мы желаем Вам счастья и долголетия.

Храни Вас Господь!

Москва, март 2022 года.

Галина ОРЕХАНОВА


Редакция «Слова» по случаю славной даты присоединяется к многочисленным почитателям Юрия Васильевича Горобца с искренними пожеланиями здоровья и всего самого доброго.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: