slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Украина: игра на грани

Пока вместо внятного ответа на российский проект Договора о европейской безопасности Запад разворачивает очередную атаку в информационной войне. Вселенская истерика насчёт неминуемого российского вторжения на Украину призвана главным образом отвлечь внимание от российских предложений — и одновременно создать «правильный» информационный фон: как можно идти на какие-либо договоренности с Москвой, которая не сегодня завтра нападёт?

А не нападёт — так на Западе будут говорить, что Путин не решился на авантюру только благодаря их твердой позиции, что хозяин Кремля испугался «калечащих санкций». В этом же ряду стоит решение США и НАТО усилить своё присутствие в Восточной Европе. На Украину самолётами перебрасываются тонны натовского оружия, о чём с тревогой заявляет Москва. Пусть в масштабах украинской армии это и не много, и срок годности его истекает, и Киеву придется за него платить, а в обозримом будущем и утилизировать за свой счёт — но пока оно ещё стреляет и для горячих незалежных голов создаёт соблазн пустить его в ход. Что ж, вот, кажется, и ответ на российские предложения. Пока не письменный, как требует Москва, но, кажется, вполне красноречивый.

Из ДНР сообщают о подготовке украинских вооружённых сил к наступлению в Донбассе. На востоке страны ВСУ сосредоточили до половины личного состава, выдвигают туда тяжелую технику. Этой информации не находится места в сообщениях западных СМИ. А представители украинских властей наперегонки заявляют, какие страшные потери грозят России в случае нападения.

Много сейчас говорится о том, что некий «локальный» конфликт был бы выгоден Киеву и его патронам. Действительно, любое российское действие, которое можно было бы представить миру как «вторжение», могло бы привести к полному разрыву связей между Россией и Европой и, соответственно, укреплению позиций США в Старом свете. Для Зеленского в Киеве это означало бы укрепление его режима, пусть даже за счёт ограниченного военного поражения. Но это в теории.

На практике же нетрудно заметить противоречия в позиции США и их украинских подшефных. Записной «ястреб» американской администрации госсекретарь Энтони Блинкен в канун встречи Сергеем Лавровым в Женеве 21 января побывал в Киеве, после чего президент Зеленский выступил с заявлением о том, что никакого российского вторжения не ожидается, так что запасаться солью, спичками и гречкой населению нет нужды. И во всяком случае страны «старой» Европы совершенно не прельщает перспектива какого-либо «локального» конфликта на континенте: во-первых, его легко спровоцировать, но гораздо сложнее потушить. Во-вторых, они, по зрелом размышлении, более заинтересованы в нормализации отношений с Россией, в том числе торгово-экономических. В-третьих, все эти «адовы санкции», которыми грозит России Вашингтон, ударят больно и по Европе. Таким парадоксальным образом США рискуют, напротив, напрочь испортить отношения с ведущими странами Европы, прежде всего с Германией и Австрией.

Тем временем у Британии всё более явственно прорезываются геополитические зубки, которые, казалось, выпали давно и безвозвратно. Пытаясь после Брекзита выступить в качестве самостоятельного игрока на мировой арене (ох, как хочется Борису Джонсону доказать, что пиджак Черчилля ему как раз впору!) вот уже британский премьер выстраивает воинственную ось Лондон-Варшава-Киев, а в перспективе планирует продлить её до Бухареста и Анкары. Британия активничает на Украине не потому даже, что может сыграть там какую-либо стратегическую роль, а скорее, чтобы обратить на себя внимание. В качестве демонстрации субъектности Лондон пригласил было российского министра обороны на переговоры. На это Москва только недоумённо бровью повела. Но вместе с тем на днях было объявлено, что в российскую столицу планируется визит главы британского Форин-офиса Лиз Трасс — надо надеяться, не на танке, как на недавней фотосессии из Эстонии. (Между тем поговаривают, что Джонсон добивается личной встречи с Путиным, а, как утверждают злые языки, Москва условием такой встречи поставила признание, что на самом деле это британцы отравили Скрипалей!).

Возвращаясь к Украине: никто — ни в Киеве, ни на Западе — всерьёз не верит в российское вторжение. Сведущие в военном деле люди сходятся во мнении, что ни численность, ни конфигурация российских сил в относительной близости от границы с Украиной не дают оснований для выводов о том, что Москва готовит наступление. При этом, конечно, Москва внимательно поглядывает за происходящим на рубежах Донбасса. Но по-прежнему и Кремль, и западные кураторы Киева всё же подтверждают, что альтернативы Минским соглашениям нет.

Для Москвы Минские соглашения — это способ сохранить единую Украину, которая в обозримом будущем, вполне возможно — об этом всё чаще говорят и украинские эксперты — сменит однозначно антироссийский вектор на нечто более прагматичное. Поэтому Россия не стремится — пока — признавать и тем более принимать в свой состав ДНР–ЛНР. Если Украина в обозримом будущем останется враждебной страной (о чём говорил и президент Путин), Москве скорее выгодно, чтобы в ней оставались значительные силы, не разделяющие такого курса. Это касается не только Донбасса, но и других районов юга и востока, традиционно тяготеющих к России. А безоглядная ориентация киевских властей на Запад уже приносит и ещё принесёт немало разочарований жителям незалежной.

Но это в будущем. А пока Вашингтон и его наиболее преданные союзники и ставленники используют все возможные средства, чтобы сохранить и усилить напряжённость в отношениях с Россией — другого способа выстраивать отношения они просто не знают. Если информационные пляски с бубнами по поводу «российского вторжения» можно ещё с натяжкой счесть «оценочным суждением», то наряду с этим в западных СМИ распространяются и откровенные фейки.

Агентство «Блумберг» выдало сообщение о том, что Китай попросил Путин отсрочить нападение на Украину до 20 февраля, дня окончания Пекинской Олимпиады. Недаром замминистра Сергей Рябков сравнил «Блумберг» с сыром «рокфор», ибо «слегка воняет». А в Лондоне даже не какое-то агентство, а целая глава Форин-офиса заявила о том, что Москва хочет посадить в президентское кресло свою марионетку. И назначила на эту должность Евгения Мураева, крупного украинского предпринимателя и оппозиционного политика. Он возмутился и заговорил о том, что подаст в суд на британское правительство.

К слову, с Москвой ищет контактов немало ходоков из Киева, пытающихся заручиться российской поддержкой в грядущей политической борьбе. Вряд ли, однако, Кремль планирует какие-либо поспешные ходы: слишком многое должно измениться в украинском политикуме и общественном настроении, прежде чем наши отношения вернутся в некое нормальное русло.

Дмитрий ЛИННИК.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: