slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Идеи и люди у Ф.М. Достоевского. Продолжение

Взгляд современника

Илл.: С.С. Косенков

Начало в № 22/2021

Должен вам сказать, что все эти дни я перечитывал Достоевского, и это было нелёгкое занятие. Трудность состояла не только в том, что его романы населены людьми с комплексами. Дело в том, что я лишний раз убедился в правоте своего прежнего мнения: Достоевский не столько поэт или художник (впрочем, это не касается его последнего романа. Там у него просыпается художество), а идеолог. Как только в романе появляется новое лицо, оно должно непременно изложить свою концепцию мира, своё отношение к Богу, церкви, атеистам и т.д. Сами по себе рассуждения достаточно интересные, если их читать раз в месяц, но у Достоевского несколько страниц подряд идут идеологические исповеди по поводу взглядов персонажей. Это, конечно, отягощало моё чтение, но, тем не менее, я все-таки дошёл до конца, перечитав основные вещи Фёдора Достоевского, которые я вам сейчас озвучу.

 Первая вещь, которую вы, наверняка читали и я читал давно, – это повесть «Бедные люди», напечатанная в 1846 году в «Петербургском сборнике». Касаться я её не буду, потому что говорил о ней в прошлый раз. В 1860 г. в газете «Русский мир» напечатаны «Записки из Мертвого дома». Достоевскому было тогда 35 лет. Позже я скажу свое мнение об этой вещи. В 1861 г. (год освобождения крестьян) он печатает роман «Униженные и оскорбленные» в своем собственном журнале «Время». Я пройду мимо этого романа, потому что он не соответствует уровню других вещей Достоевского.

В 1866 г. Каракозов стреляет в Александра II. Достоевский выпускает роман «Преступление и наказание». На тот момент писателю — 45 лет. В 1868 г. появляется роман «Идиот». Достоевскому — 47 лет.
1873 год чрезвычайно важен для понимания смысла романа «Бесы», который появляется в этом году. Достоевскому — 52 года. И, наконец, последний роман — «Братья Карамазовы», в котором я обнаружил Достоевского-художника. Он написал его в 59 лет. Достоевский скончался в январе 1881 года, за два месяца до убийства императора Александра II.

Я не случайно упоминаю даты русской истории. Романы Достоевского не такие, как романы Тургенева, которые следуют вдоль истории России, заканчивая свой путь романом «Новь», где изображены народовольцы. Федор Михайлович идёт глубоким внутренним путем, разрешая свои проблемы. В сущности, это касается каждого писателя и всех произведений литературы, не только русской. Автор пишет не только о том, что он видит, слышит или читает — он пишет о самом себе.

Достоевский мучительно ищет выход из своего неверия. Лев Николаевич Толстой, прочитав «Бесов», сказал, что всё это декаденты, имея в виду персонажей романа. Персонажами «Бесов» являются даже не революционеры, а просто шайка террористов-мошенников, которые собираются под эгидой Ставрогина, возвеличиваемого ими лица. Ставрогин должен воплощать в себе идеи террора, безразличие к человеческой жизни, самовлюбленность и нежелание прислушиваться к чужим мнениям. Льву Толстому понравились только два персонажа: Шатов, которого в романе убивают бандиты, и Степан Тимофеевич Верховенский — отец главного мошенника Петра Верховенского. Петр Тимофеевич — человек 40-х годов, который иначе смотрит на историю и жизнь, нежели его озверевший сын.

Начнем с «Записок из Мёртвого дома». Вновь обращусь к авторитету Льва Николаевича, который назвал её самой христианской книгой Достоевского. У Достоевского много романов, и Толстой их все прочитал. О «Записках из Мёртвого дома» он высказался так, и я думаю, что это правда. Как известно, Достоевский был отправлен на каторгу за участие в кружке Петрашевского и чтения письма Белинского к Гоголю, которому он сочувствовал всей душой. Что касается ответа Гоголя Белинскому, Достоевский его, к сожалению, не знал. Никто в России не знал ответа, потому что письмо было опубликовано только после 1917 года, мелким шрифтом в дополнение к собранию сочинений.

Гоголь ответил Белинскому большим развернутым письмом, которое он и разорвал, но рвал так аккуратно, что его биограф Кулиш склеил его. Это письмо существует и оно, конечно, во многом предваряет проблематику романов Достоевского в отношении к цивилизации, Богу и насилию. Я держал это письмо в руках. Оно находится в Научной библиотеке Киевского университета.

«Записки из Мёртвого дома» посвящены пребыванию Достоевского в Омском остроге. Четыре года он находился там среди убийц, грабителей и насильников маленьких детей — короче говоря, осужденного на каторгу отребья. Достоевский, как дворянин и верующий человек (по крайней мере, он хотел верить) должен был относиться к ним с презрением или отчуждением. Толстой считал «Записки из Мертвого дома» единственной христианской книгой Федора Достоевского, потому что в ней автор пытается понять душу каждого человека, который проводит с ним рядом четыре года. Достоевский старается понять душу убийцы, грабителя и разбойника. Он пытается духовно приблизиться к самому негодному человеку, но не для того, чтобы оправдать или простить его. У Достоевского есть огромное желание понять, вникнуть и жалеть этих людей. Чувство сожаления к страшному и отвергнутому миру преступных людей сделало «Записки из Мёртвого дома» самой христианской книгой Достоевского. В ней проявилась искренность его христианского мировоззрения.

Накануне приезда в острог они остановились, как я говорил, в Тобольске, и жена декабриста Фонвизина подарила Федору Михайловичу Евангелие, которое он имел право читать на каторге (все остальные книги запрещались). Это Евангелие сопровождало его всю жизнь и даже лежало на столике возле его кровати, когда он умирал. Сейчас вышел двухтомник Евангелия с пометками Достоевского, в издании которого принимал участие замечательный филолог по фамилии Захаров. Он работает в Петрозаводском Университете, возглавлял группу, которая расшифровывала пометки Достоевского. Я был на презентации этого издания, и мне его подарили.

Это, действительно, замечательный документ внутренней жизни Достоевского. Поэтому Евангелие не случайно вошло во все романы Достоевского, как книга, которую цитируют, и книга, которая даёт автору главные идеи его прозы.

Достоевский часто ставит эпиграфом к своим сочинениям строки из Евангелия. В частности, к своему последнему роману «Братья Карамазовы» он поставил следующие слова: «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода» (Евангелие от Иоанна (глава XII, 24).

Эти знаменитые слова, которые потом часто будут встречаться у Толстого и других писателей, выбиты на металлическом постаменте, на котором стоит бюст Достоевского на его могиле в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре в Петербурге. Федор Михайлович похоронен на самом краю этого кладбища, и его бюст практически упирается лбом в стену. На меня это произвело впечатление, потому что во всех своих книгах Достоевский часто оказывался в этом положении: когда желание веры в нем смешивалось с неверием.

«Записки из Мёртвого дома» действуют не отталкивающе и не раздражающе. Они вызывают чувства сожаления по поводу того, что человек может совершить такое и оказаться в обстоятельствах, когда он не просто вынужден, а по природе своей иного сделать не может. В этом Достоевский пытается разобраться, и в этом заключается его заслуга в романе.

Поговорим о знакомом вам романе Достоевского — «Преступление и наказание». Вы, конечно, знаете, что по роману был снят прекрасный фильм, в котором актер Тараторкин играл Родион Раскольникова. Когда в Петербурге мы снимали фильм «Гоголь и Достоевский», то шли по следам Раскольникова. Здесь сказалась математическая обёртка злого умысла: убить старуху процентщицу, завладеть её деньгами и осчастливить этими деньгами человечество.

Коморка Раскольникова изображена в романе, как потайной, подпольный штаб, где разрабатываются планы по осчастливливанию человечества. При этом Раскольников — атеист, потому что верующий человек не мог решиться на такое преступление. Дело не в том, что старуха-процентщица противная, злая и жадная. Дело в том, что Родион Раскольников убивает не только старуху, но и её беременную сестру, то есть он убивает не рождённого младенца. На это мог решиться только человек без божества в душе.

В романе Раскольников очень часто приводит в пример Наполеона, который не щадил своей армии во имя благоустроения человечества. Он не веровал ни во что, действовал исключительно из одного эгоизма и любви к собственной славе. Да, Наполеон был таким, но это был не весь Наполеон. Недавно в России вышла книга под названием «Беседы императора». Книга представляет собой беседы Наполеона со своими секретарями на острове Святой Елены. Впервые эти беседы появились во Франции в 1841 году, а в России только сейчас. Я хочу прочесть вам несколько высказываний Наполеона, которые опровергают ссылку Достоевского.

Наполеон говорит: «Ни в традиционном богослужении, ни в самой личности Христа заключалась та огромная идея, которой он был целиком поглощен. А миссия Христа, по его словам, пришедшего в мир, чтобы раскрыть тайну неба и законы духа». Здесь Наполеон подходит к оценке личности Христа.

Генерал Бертран говорил Наполеону: «Ваше Величество, вы верите в Бога? Полноте, кто он? Что вы о нём знаете? Вы его видели?» Император отвечал: «Кто есть Бог? Если я его знаю, то, что я знаю о нем? Я сейчас вам скажу, но ответьте в свою очередь: каким образом вы судите о том, что обладает гениальностью?».

Таким образом, Наполеон подходит к мысли: «Я размышляю, рассматриваю природу с её явлениями и говорю: «Бог, я восхищаюсь» и восклицаю: «Бог есть!». Я чувствую Бога. Я его вижу, нуждаюсь в нём и в него верю. Если вы его не чувствуете и не верите в него, что ж, тем хуже для вас». Это Наполеон говорит одному из приставленных к нему людей на острове Святой Елены.

«Почему бы не отрицать небесное пространство из-за того, что невозможно ни измерить, ни охватить его безграничность циркулем. Только Бог, только вера могут затрагивать и разрешать эти высшие вопросы творения мира и судьбы человека».

Дальше Наполеон говорит: «Скоро мы испытаем конвульсии и анархии материальной, когда богатые нажмут со всех сторон, и народ устремится к материальным наслаждениям. Европа поражена злом идеологии, злом неискоренимым. Оно его погубит». Однако, как далеко он смотрел…

«Всё в Христе меня удивляет. Его разум поражает меня. Его воля приводит меня в недоумение. Между ним и кем бы то ни было в мире нет возможности выражения для сравнения. Это воистину исключительная личность. Его мысли и чувства, истина, которую он возвещает, его манера убеждать, не объясняется ни человеческой организацией, ни природой вещей. Его происхождение, история жизни, глубина догмы, которая затрагивает самые серьезные проблемы, которые содержат самое восхитительное их разрешение. Его Евангелие – своеобразие этой таинственной личности».

Дальше Наполеон говорит, что сам, по сравнению с Христом, ничтожество.

Этого покаяния Наполеона в конце жизни Достоевский знать, конечно, не мог. Хорошо бы нам всем его знать, потому что Наполеон — личность, которая воплотила в себе основную идею истории человечества.

Что касается «Преступления и наказания», то вы знаете, что Раскольников гордый молодой человек. Он — один из любимых гордецов Достоевского, которые не могут признать себя ничтожествами перед величием христианской идеи, как это сделал великий человек, находясь в изгнании. Это происходит только в конце романа, когда Раскольников выходит из острога, потому что, в конце концов, ему приходится признаться в своем преступлении. На каторге, где его ожидает Соня Мармеладова, — девушка, вынужденная продавать себя, потому что её семья нищенствует. Достоевский подробно и со знанием дела описывает жизни людей «нижних этажей». Здесь проявляется его сила и знания тяжкого существования забытого и никому не нужного человека.

«Преступление и наказание» заканчивается тем, что Раскольников выходит из острога и протягивает Соне руку. С одной стороны, Соня является воплощением заблуждения, разврата и продажности, но на самом деле, она — самая любимая и чистая героиня Достоевского. Раскольников никогда не протягивал ей руки, а скрещивал их на груди (наполеоновский жест). На протяжении всего романа он вёл себя так, в соответствии со своей гордостью.

В «Преступлении и наказании» присутствует еще одно очень важное для Достоевского лицо — это Свидригайлов. Аркадий Иванович Свидригайлов — человек распущенный: он насилует девочек. Он говорит Раскольникову: «Ты — Шиллер, а я — шулер». На самом деле Родион Раскольников никакой не Шиллер, а самолюбивый и самовлюблённый молодой человек, который, ссылаясь на Наполеона, хочет убить обыкновенную старушку.

О чём же мечтали герои Гоголя — предшественника Достоевского и учителя, породившего его? Они могли мечтать о поместье в Херсонской губернии, о продаже мёртвых душ или наживании на строительстве Храма Христа Спасителя, но чтобы кого-то убивать... Иными словами, мечты героев Гоголя никогда не были связаны с «мокрыми делами». Эпоха Достоевского — эпоха страшной мести маленького человека. У Гоголя есть повесть «Страшная месть», посвященная казацкому прошлому, но в данном случае в романе «Преступление и наказание» осуществляется страшная месть маленького человека, который должен образумиться. В конце концов, он должен поверить в своё безбожие и протянуть руку бывшей проститутке, хотя это написано Достоевским очень слабо. Выход Раскольникова из острога — это чистая идея автора, а не подлинное художество.

Теперь мы подходим к загадочному роману «Идиот». Наверняка, вы все видели фильм Пырьева, где князя Мышкина играл Юрий Яковлев. Я видел много фильмов по роману «Идиот»: фильмы Курасавы, фильмы, где князя Мышкина играл Жерар Филипп и т.д.

Какова идея этого романа? Почему он называется «Идиот»? По сути, Достоевский в романе посягнул на то, чтобы изобразить, если не двойника Иисуса Христа, то хотя бы его подобие. Начало роману «Идиот» положила картина Гольбейна, которая находится в Базельском художественном музее. На картине изображен Христос, снятый с креста. У подножья креста лежит совершенно мёртвый человек, покрытый синими пятнами.

Ужас этой картины заключается в том, что Христос, изображенный в таком виде, не может воскреснуть. Когда Достоевский увидел эту картину, то сказал жене: «От этой картины вера может пропасть». Так картина Гольбейна становится художественным символом в романе «Идиот». Она висит в кабинете Рогожина, совершенно противоположного князю Мышкину человека. Рогожин — купец, любит деньги и женщин, которых покупает. Роман заканчивается тем, что он убивает Настасью Филипповну — женщину, которую хотел видеть возле себя. В конце романа Настасья Филипповна лежит накрытая одеялом, а рядом с ней по обе стороны князь Мышкин и Рогожин.

Достоевский в романе называет Мышкина «князь», хотя он совсем не князь, кроме того, он — больной человек. Надо сказать, что его болезнь соответствует болезни самого автора. В прошлый раз я рассказывал, что после смерти отца у Достоевского началась эпилепсия с припадками, которая продолжалась всю жизнь. Эту болезнь он передал князю Мышкину. Возможно, автор поступил так для того, чтобы вызвать у читателя сожаление к этому правдивому, честному, красивому душой человеку, которого все презирают за беспомощность, честность и душевную красоту. Даже Аглая, дочь генерала Епанчина говорит Мышкину: «У вас одна правда, а это слишком жестоко». Герой не понимает, что «одна правда» – это ещё не все.

Мне не раз приходилось оговаривать такой взгляд на правду и в фильме о Щедрине, и в статьях о Достоевском. Я говорил: «Правда без милости — есть ложь». Правда — одна, но без сожаления к этому человеку и поступку, к этой неведомой душе без милости, правда — есть ложь. Эта милость в Мышкине есть, но все-таки не может князь-Христос (как его в записках называет Достоевский) лежать рядом с женщиной, убитой его соперником. В таком положении представить Христа мы не можем.

Достоевский хотел, чтобы это был не портрет Христа, а его отражение, но не получилось. Роман кончается тем, что Мышкин в приступе болезни должен отбыть в Швейцарию, где проводят время очень многие герои Достоевского. Достоевский был в Швейцарии. В городе Веве он писал свой роман. Надо сказать, что для Достоевского это было неудачное время, потому что умерла его дочь, первый ребенок после брака со Сниткиной. Она похоронена на кладбище в Женеве.

Возможно, тяжелое эмоциональное состояние Федора Михайловича сказалось на тенях, которые остались на портрете князя Мышкина. Нет, он не Христос и не его подобие… А идея, конечно, дерзкая… В своих записках Достоевский называет его «князь-Христос» — это очень дерзко, но, к сожалению, идея не получилась. Хотя роман сильный. В нем кипят такие страсти, но, в основном, житейские и бытовые.

Например, когда Рогожин бросает сто тысяч в огонь, а Ганечка Иволгин бросается доставать горящие деньги и т.д. В «Идиоте» постоянно сталкиваются неизменные земные и житейские страсти, которые никакого отношения не имеют к высшей идее романа.

Наконец, мы приближаемся к «Бесам». Для того, чтобы ввести вас в этот роман со стороны эпохи, в которую он был написан, я хочу прочитать некоторые строки из «Катехизиса революционера», который составил некий Нечаев, являющийся героем романа «Бесы» под именем Верховенского. Нечаев составил этот Катехизис в 1869 году.

Роман «Бесы», как я уже сказал, появился в 1873 году. К этому моменту Нечаев совершил убийство студента сельскохозяйственной академии Иванова, которого подозревал в предательстве и доносительстве. Эта история повторяется в романе «Бесы», в котором Верховенский убивает Шатова — честного человека, единственно верующего во всем романе. Причем, Верховенский убивает его в тот момент, когда у Шатова рождается ребенок.

Я уверен, что «Катехизис революционера» шокирует вас. Это не просто личное сочинение одного человека, а программа, которая отражает настроение русской молодежи конца 60-х — начала 70-х годов, которая перешла от романтики отцов 40х годов, романтики бескровной и поэтической, к романтике кровавой.

Вот этот отрывок:

Отношение революционера к самому себе.

«Революционер – человек обреченный. У него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, даже имени. Все в нём поглощено единственным исключительным интересом и единой страстью — революцией. Он — враг беспощадный образованного мира, и если он продолжает жить в нём, то только для того, чтобы его вернее разрушить».

Разрушение — идея героев романа «Бесы», в котором в одной кучке собирается пародийная компания разных людей далеких от высоких мыслей, высокой жизни и тем более от веры в Бога. Эту компанию Достоевский называет «наши». У него даже есть глава, которая называется «У наших». «Наши» собирались и обдумывали планы разрушения Российского государства. Очень смешно, когда Достоевский описывает их по одному. Вглядываясь в каждое лицо, ты понимаешь, что это ничтожные, случайные и обиженные люди в худшем смысле этого слова. Цель одна — наискорейшее и наивернейшее разрушение этого поганого строя.

Далее о революционере:

«Он презирает общественное мнение. Он презирает и ненавидит во всех её побуждениях и проявлениях нынешнюю общественную нравственность. Нравственно для него всё, что способствует торжеству революции. Безнравственно и преступно все, что мешает ему».

Эти строки не могут не отнести ваше сознание к более поздним временам — к началу ХХ века, к совершившейся в России революции и к революционерам, которые её осуществили.

Стремясь хладнокровно и неутомимо к разрушению, революционер всегда готов и сам погибнуть. Мне кажется, что наши большевики не очень стремились к личной погибели. Дальше Нечаев пишет, что революционер должен входить во все учреждения России и притворятся тем, кем он не является, — иметь псевдонимы. В конце он говорит: «О бесследной гибели большинства и революционной выработке немногих». Эту идею в наше время озвучил Мао Цзэдун.

В романе «Бесы» есть персонаж Шигалев, у которого программа по разрушению «поганого строя» изложена грамотнее, нежели у «наших». Шигалев так же, как Нечаев, пишет, что можно уничтожить несколько миллионов, зато оставшиеся миллионы будут счастливы. Вот такая безумная мысль, которая, к сожалению, в ХХ веке в некоторых случаях нашла свою реализацию.

Дальше он пишет о революции, которая «в корне уничтожит всякую государственность и истребит все государственные традиции, порядки и классы в России. Наше дело — страстное, полное, повсеместное и беспощадное разрушение. Соединимся с лихим разбойничьим миром — истинным и единственным революционером в России».

После убийства студента Иванова, Нечаев сбежал за границу и был выдан России швейцарским правительством, как уголовник. Он получил двадцать лет каторги и провел все эти годы в Алексеевском равелине Петропавловской крепости. Скончался в 1882 году. Нечаев был идолом терроризма и героев «Бесов».

Я видел фильм по «Бесам», который снял польский режиссёр Вайда. Это достаточно жестокий фильм, но не просто заблуждение или ошибка, а кощунство режиссёра в этой экранизации состоит в том, что черты революционера, которые я вам сейчас прочитал свойственны не только отдельным безумцам, мечтающим о власти, а всему русскому народу. Это не просто внеисторическая, а кощунственная идея, высказанная польским режиссером.

«Бесы», конечно, страшная вещь, судя по тем событиям, которые происходят в романе. Достоевский выхватывает из этой компании некоторые лица, которые представляют психологический интерес именно в отношении человека к Богу. В романе есть персонаж Кириллов, который будучи здоровым, молодым человеком хочет покончить с собой, чтобы доказать Богу, что он от него не зависит и свободен. Петр Верховенский использует его: перед тем, как покончить с собой Кириллов, должен написать объяснение, что это он убил Шатова. В романе «Идиот» присутствует точно такой же персонаж — Ипполит. Он болен и знает, что ему осталось жить не долго, но Ипполит все равно хочет опередить судьбу и Бога, и самому покончить с собой. Эта странная идея кочует у Достоевского из романа в роман.

Надо сказать, что по романам Достоевского кочует еще одна тема — тема сладострастия и насилия над девочкой. Этим занимается Свидригайлов в романе «Преступление и наказание», который, в конце концов, кончает с собой и Достоевский описывает страшную сцену, когда он перед смертью видит смеющуюся над ним девочку, лежащую в гробу, ту самую, которую он изнасиловал. После этого Свидригайлов идёт по набережной и кончает с собой. То же самое в «Бесах». В романе «верховный бес» Ставрогин — русский офицер, который как бы является вождем этой группы террористов. На самом деле он чужд революции, террору и т.д. Он просто занят собой и видит в мире только себя. В романе есть глава «У Тихона». Редактор «Русского Вестника» Катков отказался печатать эту главу в своем журнале, потому что в ней описано, как Ставрогин приходит в монастырь на исповедь к архимандриту Тихону и исповедуется перед ним в своих злодействах и преступлениях. Он рассказывает, как изнасиловал девочку Матрёшу, которая потрясенная этим надругательством над собой, в конце концов, кончает с собой. Вот цена этому терроризму. Вот цена этому Катехизису, его автору и тем, кто пошёл за ним.

В романе всюду присутствует тема сладострастия, которая не дает покоя героям этого и других произведений Достоевского. В «Братьях Карамазовых» есть глава, которая так и называется «Сладострастники». Это горькое обстоятельство и болезненная литературная страсть автора. Читать это можно, но подобное чтение приводит читателя в трепет. Вот, где возникает несказанная жалось к этим бедным девочкам, которые ни в чём не виноваты. Достоевскому, конечно, хочется показать, насколько жестоки и беспощадны, безнравственны и безбожны эти люди, но всё равно это тяжелые страницы русской жизни.

Очевидно, в русской литературе в период, когда поэтический романтизм переходит в материальный, а дальше в революционный (кровавый), должен был появиться писатель, который прошел бы по самым темным и подвальным помещениям русской жизни с фонарем в руках. Это сделал Достоевский. Есть ещё один писатель, который примерно так прошёл часть своей жизни — это Александр Васильевич Сухово-Кобылин. У него присутствуют похожие мотивы сладострастия, но каким-то образом они спародированы с французских водевилей и это существенно ослабляет их действие. В отличие от Сухово-Кобылина Достоевский смело и открыто пишет о том, о чём в русской литературе никогда не упоминали. Мы не может осудить или отвернуться от этого, потому что Достоевский — очень крупный писатель, который бесстрашно вошёл в это подполье с фонарем в руках и ощутил весь мрак и ужас подпольного существования русского человека. К счастью, это касается не всего народа, а петербургских маленьких людей, которые мечтают о страшной мести всему государству, государю и конечно, Богу. Как говорит герой романа «Братья Карамазовы» Митенька Карамазов: «Здесь дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей». Это тот самый Митенька Карамазов, которого в романе обвинят в убийстве отца и сошлют на каторгу.

Роман «Братья Карамазовы» — это судьба трёх братьев. Три пути, которые предлагаются человеку жизнью и историей. Например, Митя Карамазов — офицер, романтичный и добрый человек, но совершенно не задумывающийся о своём пути, поступках и высших материях, о которых привыкли думать герои Достоевского. Митя оказывается жертвой своей пустоты. Его посылают на каторгу, хотя отца убил не он. Фёдора Павловича Карамазова — отца трёх братьев, убил Смердяков, слуга, повар и одновременно его сын. Когда-то Фёдор Карамазов изнасиловал дурочку Елизавету Смердящую, которая скиталась по городу в рваном одеянии. Она родила Смердякова, который убивает старика Карамазова.

Фёдор Карамазов — сладострастник высшей категории. Он не может пройти мимо ни одной женщины. Страсть — это его жизнь. Он человек грязный, развратный и жадный. В романе его пассией становится Грушенька, женщина, в которую влюблён Дмитрий Карамазов. Она напоминает Соню Мармеладову, отчасти Настасью Филипповну, то есть женщин, которые вынуждены отдаваться мужчинам, чтобы спасти свою жизнь, жизнь своей семьи или ради денег. Надо сказать, что Карамазов, обещающий Грушеньке три тысячи рублей, хранит их в пакете и ждёт, когда она придёт и отдастся ему. На пути Грушеньки к Фёдору Карамазову встает Смердяков, который знает, где лежат эти деньги, и убивает своего отца, но делает это не с позволения, а с расположения старшего сына Ивана.

Иван Карамазов в романе играет самую главную роль. Он — идеолог и собрат Достоевского. Иван окончил университет, приехал в Скотопригоньевск (город, в котором живут Карамазовы) и застаёт распрю между отцом и братьями. Третий брат Алёша ушел в монастырь и, конечно, не может потворствовать прихотям отца. Иван — идеолог и теоретик. Встречаясь с милым и добрым Алёшей, он рассказывает ему легенду о Великом инквизиторе.

Инквизиция боролась против еретиков и против официальной трактовки Бога и богословских трактатов. Родина инквизиции — Испания. Действие «легенды о Великом инквизиторе», которую Иван рассказывает Алёше, происходит именно в Испании в городе Севилья, в котором появляется Иисус Христос. Народ бежит к нему и просит исцелить больных и умерших. Одна мать с гробиком в руках, в котором лежит её дочка, приходит к нему и Христос воскрешает девочку. Иисуса тут же хватают люди Великого инквизитора и приводят в его покои. Происходит диалог между Великим инквизитором и молчащим в ответ Христом.

Великий инквизитор обвиняет Иисуса Христа в том, что он обещал людям свободу, которая не просто освободит их политически, внешне, но и духовно, и люди будут счастливы. На самом деле люди ничтожны: они разбойники, бунтовщики и хотят не свободы, а хлеба. Инквизитор дал им хлеб и даже разрешил жить с любовницами, изменять жёнам, и люди были довольны. Инквизитор обвинял Христа в том, что он дал людям утопию, которую они не способны вынести.

Надо сказать, что в аргументах, которые приводил Великий инквизитор, немало реального. Безусловно, это спор Достоевского с Иисусом Христом. Он выставляет этого умного, жестокого, но понимающего психологию народа человека против идеалиста Христа. В конце диалога Великий инквизитор говорит, что сожжёт Иисуса, а тот подходит к нему и целует в высохшие старческие губы. Это всё, что отвечает Христос. Тогда Великий инквизитор говорит: «Ступай и не приходи более… не приходи вовсе… никогда, никогда!». Вот борьба Бога и дьявола в сердце человека.

Роман «Братья Карамазовы» гораздо сильнее предыдущих романов Достоевского. Здесь впервые появляется настоящая женщина — та самая Грушенька, которую любит Митя Карамазов. Когда-то она отдавалась за деньги, и у неё был жених польский офицер. Казалось бы, Грушенька развратна и доступна всем, но на самом деле это очень любящее, сочувствующее, понимающее других людей глубокое создание.

«Братья Карамазовы» насыщены многими персонажами. В центре нескольких глав стоит человек церкви — старец Зосима. Он прожил долгую жизнь и является наставником Алёши Карамазова. В старца верят, идут к нему за проповедью и исповедью, но, когда он умирает, разносится весть, что старец Зосима в гробу «провонял» (так пишет Достоевский).

Это жестокое слово и автор, не стесняясь, говорит об этом. То, что Зосима «провонял», означает, что старец смертный человек. Он просто плоть, а не дух. Этот факт практически убивает Алёшу, который так верил в него. Когда он стоит у гроба Зосимы, то видит сон, который пересказывает главу из Евангелия «Кана Галилейская». В этой главе рассказывается, как Христос был приглашён на свадьбу двух молодых людей. Они гуляли, пировали, и вдруг у них закончилось вино, и Богородица, которая тоже присутствовала на этой свадьбе, попросила Христа превратить воду в вино. Иисус не может решиться на это сразу, потому что ему кажется, что он пришёл в мир, чтобы совершать более великие деяния. Уступив уговорам матери, Христос превращает воду в вино, и свадьба продолжает радоваться и гулять. Так кончается глава и сон Алёши.

Он встаёт с колен перед гробом Зосимы и чувствует, что стал другим человеком. Искренняя вера Алёши от души и сердца, идущая к Христу, теперь обретает совсем иные черты. Не только в монастыре можно служить Богу и людям — надо идти в мир. Христос превратил воду в вино, а можно сделать нечто подобное: не великое, но нужное людям сейчас. В конце концов Алёша выходит из монастыря и его спутниками становятся мальчики. Достоевский трактует мальчиков, как надежду русского общества, как надежду самой церкви и прежде всего христианской веры. Как писал один эмигрант по фамилии Ландау: «Никто не знает, во что ещё превратятся эти мальчики. Может быть, они будут собираться, как эти террористы в «Бесах»». Вот такая нота звучит в оценке этой финальной сцены романа «Братья Карамазовы».

Достоевский хотел продолжить роман, и я убеждён, что это стало бы пробуждением не только его героев и того тёмного, тяжёлого и отталкивающего мира, в который он вошёл, но и окончательным пробуждением самого Достоевского, когда сомнение, наконец-то, перестало в нём жить.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: