slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Долгожданный триумф

Татьяна Доронина возвращается во МХАТ им. М Горького

Татьяна Васильевна Доронина

Бывают же в жизни судьбоносные совпадения! Явившись неожиданно и словно бы нежданно, они, порой, кардинально меняют ход магистрального направления культуры и самой жизни. Таким явлением стало 27 октября 2021 (напомним! – день рождения Художественного театра!). В этот день состоялось назначение на пост Генерального директора МХАТ им. М. Горького КЕХМАНА Владимира Абрамовича, сразу провозгласившего, что приходит он на ведущую должность в руководство театра для наведения порядка в жизни коллектива, в последние три года подвергшегося разрушительным испытаниям, грозящим реальной гибелью русского театра. Об этом написала народная артистка СССР Т.В. Доронина в письме президенту России В.В. Путину («Слово», №13 / 2021), где содержался тревожный призыв: спасите русский театр!

Причина тревоги Т.В. Дорониной? Подчинение творческой жизни коллектива волюнтаристской власти управленца Э. Боякова, назначенного 4 декабря 2018 года вместо Т.В. Дорониной художественным руководителем театра. Трагедия подмены произошла по воле и под давлением министра культуры В. Мединского, в одночасье перекроившего налаженную творческую жизнь хорошо работавшего и прекрасно воспитанного профессионального коллектива. Три года при старательной поддержке господина З. Прилепина бесчинствовал Бояков, ломая отлаженную внутреннюю организацию театра, уничтожая высокохудожественные спектакли репертуара Т.В. Дорониной, измываясь над профессиональными актёрами, заявившими несогласие с бессмысленными «реформами» пришельца другой культуры, представителя низменных взглядов на назначение русского театра. В ответ они получили: лишение работы, резкое понижение зарплаты, лучших артистов «спустили» в массовку, запретили участие в традиционном сборе труппы.

Кехман Владимир Абрамович приступил к работе в должности Генерального директора МХАТ им. М. Горького в день назначения, продемонстрировав полную готовность к новой деятельности, чёткое понимание своих задач, глубочайшее уважение к выдающейся личности мастера театральной культуры, гордости русской сцены — великой русской актрисе Татьяне Дорониной. На 2 ноября администрацией Боякова был назначен показ скандального спектакля, участие в котором теледивы О. Бузовой вызвало шок в культурном сообществе столицы, из-за несовместимости подобного персонажа с культурой мхатовской сцены. Но у Боякова было своё мнение на сей счёт. Однако, распоряжением Генерального директора этот спектакль был снят с показа.

Это решение заставило Боякова явиться к Кехману с протестом. Он почувствовал себя обиженным. Однако! Ему не приходило в голову, как должна была страдать Татьяна Васильевна, видя, что рушится дело её жизни — когда сам Бояков в театре под своим руководством один за другим снимал лучшие спектакли доронинского репертуара, уничтожал декорации? Любой нормальный человек должен был бы это понимать. Как гласит народная молва, Кехман поставил Боякова «на место».

Показательная сценка новой жизни театра была публичной, произошла на глазах изумлённых сотрудников театра — тех, что к управленческой нагайке Боякова успели привыкнуть. О! Бояков умел ценить страх подчинённых! Он знает в этом толк! События в театре развивались стремительно. В ходе знакомства с театром Кехман обнаружил, что артистическую уборную Дорониной (обычно принято сохранять оазис творческой жизни великих творцов как реликвии) Бояков распорядился уничтожить, и это было сделано. Таковой была картина современного бытования МХАТ им. М. Горького.

И вечером 1 ноября 2021 года Владимир Абрамович Кехман в 22 часа вызвал к себе Э. Боякова и задал ему вопрос: «Надеюсь, вы понимаете, что у нас с вами разные взгляды на искусство и вряд ли мы сработаемся?» Бояков ответил не сразу: «Я напишу заявление об уходе по собственному желанию. Хотя! У меня подписан контракт с Министерством культуры на 5 лет. Но не в моих правилах ссориться с властью. Я ухожу». Об этом он сообщил на своей страничке в Фейсбуке, прибавив, что с ним расстались из-за Дорониной.

Теперь эта новость широко обсуждается в печати. Боякова вмиг превратили в бедного «страдальца за правду», гонимого сатрапами. Он-то горазд на уловки. Ну, да Бог с ним! 2 ноября 2021 года в 12 часов дня Кехман Владимир Абрамович собрал труппу, претерпевшую множество изменений за годы правления Боякова. Кехман рассказал о своей деятельности в Михайловском и Новосибирском театрах оперы и балета — сейчас под его руководством это высокоорганизованные творческие коллективы, не уступающие лучшим зарубежным театрам. Теперь Владимир Кехман призван наладить жизнь МХАТ им. М. Горького, а это значит, что всё должно вернуться «на круги своя»: пострадавшие от репрессий Боякова артисты обретут все свои права и начнут работать, будут восстановлены их творческие завоевания.

Начинаются репетиции по восстановлению спектаклей Дорониной. Весь коллектив театра ждёт возвращения Татьяны Васильевны, ответившей хулителям по старорусской традиции: она удалилась в затвор, потому что сразу поняла: выпады против неё не случайны, более того — хорошо продуманы и подготовлены. И она ответила на них — глухим молчанием. Она отвергла любую возможность какого-либо общения с захватчиками МХАТа им. М. Горького. О чём ей с ними говорить, когда они крушили театр осознанно и прицельно? Нет, они не достойны её внимания!

Сегодня Татьяна Васильевна готовится к встрече с коллективом. Только вот не даёт покоя вопрос: на каком основании была дана господину Мединскому такая власть, чтобы вершить расправу над русским театром? Ломать судьбы выдающихся артистов? Перекраивать и рушить традиции великой национальной культуры? У русского театра, особенно в наше горячее время, другие неотложные задачи. Нам детей для будущего России растить надо, чтобы могла «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать»!

Собрание первого знакомства Генерального директора В.А. Кехмана с труппой закончилось на доброй волне. И Кехман уже в действии — он отдаёт распоряжение немедленно восстановить гримёрку Татьяны Васильевны. Он улыбается. На вопрос: каковы впечатления? Ответил: «Хорошая, живая труппа. Я почувствовал ответное, идущее навстречу дыхание. Думаю, что сработаемся». Заслуженная артистка России и Карелии Лидия Леонидовна Матасова, два года томящаяся без работы, войдя в дом, услышала телефонный звонок — репертуарная контора приглашала назавтра на репетицию спектакля «Отцы и дети», в котором она играет роль матери Базарова. Мы помним, что на премьере её работа прозвучала как лучшая роль спектакля. Сегодня наступают трудовые будни.

Перед театром стоят огромные задачи, которые Владимир Кехман обещает разрешить к 2024 году. Именно к этому времени исполнится
50 лет с тех пор, как построено здание театра. Грядёт огромный юбилей: 125-летие Московского Художественного театра, и Генеральный директор Владимир Кехман уверен, что МХАТ им. М. Горького во главе с великой русской актрисой Татьяной Дорониной встретит эту дату триумфально — в обновлённом здании театра, силами прекрасной труппы, сумевшей воплотить в жизнь идеи и продолжить традиции великого Художественного театра.

Екатерина АЛЕКСАНДРОВА

Обсуждение статьи см. здесь

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: