slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Памятный знак в Хасавюрте

Фото с церемонии открытия

В Хасавюрте на бывшем Полковом кладбище удалось в годовщину начала Первой мировой войны открыть Памятный знак захороненным здесь в 1915 году чинам казачества и офицерам Российской армии. Как мы видим из опубликованных статей генерала Г.В. Кириленко («Возвращение исторической памяти…», «Слово», № 15/2021) и муниципального депутата Р.А. Лугового, открытие Памятного знака стало мероприятием официальным, с участием очень известных и уважаемых в республике лиц.

Напомним, что прежняя администрация города под руководством экс-мэра К.Д. Окмазова совсем по-иному воспринимала это мероприятие, предусмотренное ещё Указом Президента РФ в 2012 году. Националистическое и происламистское лобби в администрации города оказалось настолько влиятельным, что потребовалось три года для преодоления сопротивления в реализации данного проекта.

Впервые на митинге по случаю открытия Памятного знака в публичном пространстве Дагестана прозвучали слова благодарности тем, кто ценой жизни защитил южные рубежи Государства Российского. Не всем юным дагестанцам, воспитанным на идеологических штампах прошлого, сегодня легко понять, какой ценой достигнута политическая стабильность в северокавказском регионе, позволившая создать условия для цивилизованного развития региона, преодоления хаоса средневековья. Справедливости ради надо сказать: индифферентное отношение юных дагестанцев не только к ратным трудам терских казаков, но и к ратным подвигам дагестанских конных полков в Первой мировой войне. Серьёзные научные исследования местных историков и архивистов пока покоятся в научных сборниках. И причина здесь не только в новых образовательных стандартах. Дагестанский социум из года в год втягивается в исламистский глобальный проект, а там не только утрата национального лица, но и новые, навязанные извне, критерии оценок собственной истории.

Между тем историками Дагестана (и особенно профессором Х. Доного) был поднят огромный, закрытый ранее архивный массив Первой мировой войны, из которого видно, как восприняло дагестанское общество это событие.

Во-первых, поражает объём мобилизационных мероприятий в бывшей Дагестанской области. Это и сбор средств и пожертвований для Российской армии, организация ухода за ранеными, сбор теплой одежды для воинов фронта и даже призывы женщин-горянок к созданию женских батальонов. Всё это получит развитие уже в последующей советской истории.

При этом важно то, что особо не отмечала советская историография: на защиту рубежей российского государства откликнулись все социальные и этнические слои дагестанского общества с подавляющим большинством мусульманского духовенства. А ведь не прошло и 70 лет после окончания Кавказской войны. Присутствующий на открытии Памятного знака доктор военных наук, генерал Г.В. Кириленко призвал администрацию Хасавюрта и казаков «посмотреть истории в глаза».

Ну что же, иногда это необходимо: Первая мировая война не знала случаев коллаборационизма — перехода на сторону врага, не знала национальных формирований на стороне врага. Военные действия шли за пределами государства. И, наконец, что подчеркнул генерал: народы России в этой войне проявили чудеса беспримерного в XX веке героизма.

Новая администрация Хасавюрта с мэром К.М. Корголиевым достойно провела открытие Памятного знака, на котором присутствовали представители казачьего культурного центра г. Кизляра, реестровое и общественное казачество, представители Миннаца и правительства республики.

Но у нас возникает резонный вопрос: создаёт ли этот прецедент гарантии для предотвращения дальнейшего глумления коммерсантов Хасавюрта над останками и памятью защитников южных рубежей Государства Российского, то есть того, что происходило в течение последних 25 лет на глазах учащихся двух учебных заведений, будущих призывников? Как быть с двумя незаконно возведёнными строениями на территории бывшего Полкового кладбища?

Первое построено ещё в 1993 году. Сегодня оно обозначено как квартальная мечеть (всего их в городе больше 50). Российская пресса ещё в 90-е годы обозначила это строение как «мечеть на костях».

Православная и музейная общественность ещё тогда обратилась через республиканские СМИ с просьбой перенести это строение в другое место, не сталкивать конфессии.

Владимир ПАРХОМЕНКО,

Собор Русского Народа.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: