slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Наш выдающийся классик

К выходу книги «Ваш Достоевский»

Ф.М. Достоевский

Если отношение к Ф.М. Достоевскому в России при его жизни было предопределено в том числе даже и его дружбой с влиятельнейшим К.П. Победоносцевым, то в советский период вся русская культура стала чиститься уже по разряду того её «дооктябрьского периода», который, по словам Троцкого, «у будущего историка культуры будет звучать так же тяжеловесно, как у нас «средневековый» в противовес новой истории».

Но первая статья, обозревающая творчество Достоевского всё же появилась в первом советском учебнике литературы для школьников в 1935 году. А вот в учебнике, издававшемся для школьников в 1938–1940 годах выдающийся наш классик уже не упоминался, да и в вузах его творчество перестали изучать до начала 50-х годов.

Однако же, интерес к стране, победившей фашизм, за рубежом был столь велик, а популярность и влияние Достоевского и как русского национального мыслителя, и как писателя, раскрывающего «тайну русской души, в Западной Европе и в США столь возросли, что изучение его творческого наследия в вузы и школы было возвращено.

И если школьники 9-х классов (тогда это был предпоследний учебный год) знакомились с романом «Преступление и наказание», то в учебные программы филологических факультетах входили даже романы «Идиот» и «Бесы».

В постсоветский период с появлением альтернативных учебников в некоторых школьных программах появились рассказ «Мальчик у Христа на ёлке», повесть «Мальчики» (из «Братьев Карамазовых»), отрывки из романа «Бедные люди», повести «Белые ночи», «Двойник» и другие рассчитанные на разные возрасты произведения.

Однако же, как и в «большевистский» период советской истории, так и в «период реформ» в истории постсоветской главной помехой при формировании уже либеральной и «потребительской» ментальности стал именно Достоевский. И первым в Достоевского бросил камень, конечно же, главный идеолог «реформ» Чубайс. В интервью британскому изданию «Файнэншл Таймс» он, например, заявил: «Я вот тут последние три месяца посвятил перечитыванию Достоевского. И вы знаете, я стал испытывать почти физическую ненависть к этому человеку. Глупо было бы отрицать, что он был гением. Но культ русского народа и постоянные намеки на его избранность и страдания в произведениях, вызывают у меня желание просто разорвать его на куски». То есть, Чубайс лишь повторил Троцкого, тоже признававшего Достоевского «гением», но — «с непоправимо ущемлённой душой».

А в год 200-летия великого русского писателя не оставила его, а заодно и всю русскую классику без своего внимания также и «Новая газета», сославшись на мнения школьников такого рода: «Читать Достоевского — всё равно что смотреть, как топят котят. Мучительно. Я не понимаю, зачем «Преступление и наказание» в школьной программе. То, что Достоевский нагнетает мерзость, отталкивает».

И уж чего я не ожидал, так это того, что бывший министр культуры и доктор наук Владимир Мединский на презентации тематического номера журнала «Историк», приурочено к 200-летию со дня рождения Достоевского, да ещё и в клубе «Достоевский» (!) вдруг заявит следующее: «Что касается Достоевского, его точно не надо навязывать в школе. Его, может быть, надо показать школьникам как что-то, что, может быть, когда вы станете взрослее и мудрее, вам станет доступно. А те, кто сможет понять это уже сегодня, — это какие-то особые школьники. Показать это как такую заманчивую интеллектуальную вершину, к которой надо стремиться».

Но так ли уж непонятен Достоевский, если первые переводы его романов на европейские языки появились ещё в 80-е годы XIX века, если до сих пор именно Достоевский и Толстой делят в популярности первые и вторые места в Китае, Франции, Великобритании, США, Японии, Испании (долгое время перевод на испанский осуществлялся с французского и немецкого изданий), а в Германии 2021 год даже и объявлен годом Достоевского.

Да и в школе ведь ученикам не приходится оставаться со своим национальным гением — Достоевским — наедине. У них есть учителя литературы, а у этих учителей есть высшее филологическое образование и методички. Например, моя сельская учительница литературы и русского языка Галина Георгиевна, особо не надеясь, что мы роман «Преступление и наказание» весь насквозь прочтём, нам содержание его как-то очень уж взволнованно пересказала и те его части, которые мы всё-таки должны прочитать, нам указала. И не скажу, что чтение было из лёгких, но в душу запала и сама, что называется, особая текстовая фактура романа, и его непривычно сгущённая и обострённая атмосфера. А когда учительница ещё и погрузила нас в мотивации поступков и в человеческие проблемы ключевых героев романа, то даже и при всём том, что в моей собственной, тогда ещё не сложной жизни ничего трагического не случалось, душа моя всё-таки повзрослела, как взрослеет она у всех нас лишь в результате чрезвычайных событий, нами самими пережитых.

Может быть, если бы школа помогла нашим современным «стрелкам» хоть чуточку вдуматься в жизненный опыт литературного героя Раскольникова, то и не решались бы они расстреливать в школах своих ровесников и педагогов?

И уж если Мединский уточняет своё отношение к преподаванию Достоевского в школе вот этим более осторожным суждением: «Это не значит, что его не надо проходить, но делать это надо совершенно по-другому», то это значит, что надо так прямо и сказать: давайте вернём для будущих учителей то полноценное гуманитарное образование, а в школы давайте вернём те методички, которые позволили российским педагогам в ХХ веке высокую классическую культуру в бывшей «России с сохой» из сословной превратить в общенародную и общенациональную, не опуская её до уровня народа, а народ поднимая на её высоту.

И вообще, настоящее, не «для корочки» образование не только большинству подростков, а и многим профессорам даётся трудно, поскольку оно не только результат естественного любопытства, а и очень-очень больших умственных усилий. И Фёдора Михайловича Достоевского надо всё-таки читать хотя бы ещё и потому, что в своём романе «Идиот» он вводит такое понятие, как «наглость наивности»: «Эта наглость наивности, эта несомневаемость глупого человека в себе и в своём таланте, превосходно выставлена Гоголем в удивительном типе поручика Пирогова». (…) «Стоило иному на слово принять какую-нибудь мысль или прочитать страничку чего-нибудь без начала и конца, чтобы тотчас поверить, чтобы это «свои собственные мысли» и в его собственном мозгу зародились».

И вот миллионы школьников и их учителя, замордованные современными, ради сносной зарплаты, нормативами, а также и не особо понимающие свою ответственность чиновники от образования услышат, что даже и председатель Российского военно-исторического общества Владимир Мединский считает, что Достоевского «точно не надо навязывать в школе», и ладонью каждый из них по своему лбу хлопнет, да и воскликнет радостно: «О! Да я же и сам так думаю!».

Но, слава Богу, есть ещё у нас настоящая русская интеллигенция, своё «общее дело» продолжающая. Большая серия книг, в которой за последние годы вышли такие фундаментальные, с научной оснасткой, издания, как «Ваш Пушкин», «Ваш Тютчев», «Ваш Лермонтов», «Ваш Лесков», «Ваш Чехов», «Ваш Блок», «Ваш Есенин и многие другие (уже два десятка наименований!) в этом году пополнилась томом «Ваш Достоевский»*, в который вошли романы «Идиот» и «Бесы».

Все литературно-художественные тома этой большой серии были подготовлены к изданию Институтом русской литературы (Пушкинский дом) и Международным Пушкинским Фондом «Классика», возглавляемым крупнейшим знатоком русской классики, членом-корреспондентом РАН Н.Н. Скатовым. А руководителями проекта «Ваш Достоевский» стали В.Н. Кузин, А.Ю. Воронин и И.Т. Янин.

Книга снабжена подробнейшей «Хроникой жизни и творчества Ф.М. Достоевского» (перечисления событий некоторых лет занимают в большеформатной книге по несколько страниц текста с весьма убористым шрифтом), а также «Комментированным именным указателем» и «Примечаниями». И словно бы не только из глубочайшего уважения к юбилею писателю и к его великому литературному наследию, а и в помощь той части «новых» читателей, книга богатейше проиллюстрирована художниками 19 века (Н.Н. Каразин, Дж. Тиссо и др.), а также века 20-го (конечно же, И.С. Глазунов, а также Л.Е. Фейнберг, А.Н. Бенца, С.М. Шор, Д.А. Шмаринов и др.) и нашими современными художниками (Ю.С. Гершкович, Е.И. Дергилёва и др.). И это даёт возможность ощутить мир героев Достоевского в восприятии не только многих поколений, а и даже непримиримых одна к другой эпох. А например, украсившие книгу картины современных Достоевскому живописцев Ф.С. Галактионова («Дача в парке»), Е.П. Самокиш-Судковской («Музыкальный вечер в Павловском вокзале», Н.Е. Маковского («Вид города»), В.Д. Поленова («Железная дорога близ станции Тарусская») и др. помогают читателям вглядеться вместе с Достоевским в современный ему городской и всякий прочий российский пейзаж.

Одним словом, когда я пишу этот текст и заодно пролистываю это воистину подарочное издание в драгоценной коже, с отлитым в серебре портретом Достоевского работы Действительного члена Российской акадении художеств, Народного художника РФ, лауреата Международных конкурсов FIDEM Г.И. Правоторова и с ласкающим руку текстовым блоком, то даже и при всём этом отдаю себе отчёт, что у книги «Ваш Достоевский» век будет долгим ещё и потому, что её создателями и издателями вложено в неё много их труда, ума и настоящей к её гениальному автору любви. Да и предисловие к опубликованным в книге романам, написанное самим Н.Н. Скатовым, дорогого стоит.

Николай ДОРОШЕНКО.

* Достоевский Ф.М. «Ваш Достоевский». Собрание сочинений: романы «Идиот», Бесы». Хроника жизни и творчества. – М.: Редакционно-издательский центр «Классика». 2021. – 688 с., ил.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: