slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Миссия Путина и судьба России

Размышления

Владимир Путин

Я не знаю и не хочу знать, были ли у Владимира Путина какие-то обязательства перед кем-либо при его вступлении в должность российского президента в 2000-м году. Ибо объективно следует признать, что его правление Россией более 20 лет получилось не заказным или «техническим», а вполне миссионерским. Владимир Даль под «мисiонером» подразумевал духовного посланника, законоучителя, просветителя, проповедника. Каждый на свой вкус может примерить любое из этих определений к лидеру нашей страны, но с обязательным учётом провиденчества. История показывает, что только провидению доподлинно известно кого, куда и с какой целью поставить. 20 лет – слишком большой срок для простой случайности.

В течение всего путинского правления Запад тщетно пытался «раскусить» этот миссионерский феномен Путина, сравнивая лидера России с разными российскими историческими фигурами. При этом, на мой взгляд, ближе к истине были те, кто сопоставлял его с Петром Первым.

Разумеется, Пётр Первый с Владимиром Путиным имеют некую символическую общность. Единожды посетив Европу в ранней молодости, Пётр буквально заболел ею и вознамерился посвятить жизнь превращению «дикой» России в цивилизованную европейскую державу. В качестве практического жеста сближения с Европой он решил построить с нуля город на крайнем западе России, превратив его в российскую столицу и придав ему символ «окна в Европу». Путин родился в этом городе, получившем имя своего основателя, впитал в себя его европейский и державный дух и даже в какой-то мере пошёл по стопам Петра, посвятив Германии большой кусок жизни в ходе длительной служебной командировки в ГДР.

Но быть крепким «питерцем» и уподоблять себя Петру Первому – это совершенно разные вещи. Во всяком случае, для самого Владимира Путина они были таковыми. Феномен Путина как миссионера надо, на мой взгляд, связывать не с историей России и с её великими деятелями, а искать его в ассоциации со знаковыми российскими литературными образами. Мне, например, ключ к пониманию феномена Путина видится в образе другого питерца — Семёна Давыдова из романа «Поднятая целина» Михаила Шолохова. Путина тоже символически можно причислить к «двадцатипятитысячникам» по числу виртуальных кандидатур на пост президента России. Он тоже «матрос» — служивый человек, выросший у самого моря. В качестве «слесаря» он из породы тех, кто привык всё мастерить своими собственными руками.

Не только личностно, но и по характеру стоявших перед ними задач Владимир Путин и Семён Давыдов тоже символически весьма схожи. Партия направила большевика Давыдова в нелояльный советской власти казачий хутор Гремячий Лог, поставив перед ним две почти невыполнимые задачи – раскулачивание и организация колхоза. Стиль и методы он должен был определять сам, но изменить характер и смысл целевых установок был не в силах.

У Владимира Путина тоже выбор был не столь уж велик. Те люди, которые способствовали его продвижению на президентский пост (ныне слишком многие приписывают себе эту заслугу), действовали по циничному принципу: твои успехи – это наши успехи, твой провал – под личную ответственность. Они даже не подозревали, что сами они при этом выступали лишь в качестве марионеток, ибо, по Булгакову, кто-то «уже пролил своё масло». Не они, а провидение поставило перед Путиным две, по сути, невыполнимые задачи: возрождение с нуля российской державы («организация колхоза») и оздоровление донельзя загаженной нравственной атмосферы в стране (моральное «раскулачивание»).

Для возрождения державы требовалось, в первую очередь, обезопасить Россию со стороны США, почувствовавших себя в роли владыки мира. Миллениум США встречали как свой великий праздник и как безусловное и безраздельное торжество эталонной для всего мира «американской демократии». Для России же «нулевые годы» означали ПОЛНЫЙ НОЛЬ в политической, экономической, социальной, культурной и духовной жизни. От России в это время осталось одно название, её былая тень, жалкое подобие государства, страна «перекати-поле». Все, кому не лень, особенно прибалтийские страны, с презрением вытирали о неё ноги. Сама Россия тоже презирала себя, стыдилась своей истории, занималась самоедством.

Спасение виделось Владимиру Путину (или реально заключалось?!) в мимикрии России, в её внешнем уподоблении Европе, в её демонстративном западничестве. С горбачёвских времён считалось, что, докажи Россия свою европейскость, свой «демократизм» Западу, и тот примирится с ней, простит её былую своенравность и с радостью примет её в своё благородное лоно. Это стало задачей номер один в миссии Путина. В целях скорейшей европеизации России он в качестве ядра своей управленческой команды избрал питерцев. Это были люди, которых он хорошо знал и считал, что вполне может им доверять. Более того, они были с ним «одной крови» и одного духа – питерской крови и западнического духа. Они были на этом первом этапе его единомышленниками.

За первые семь лет пребывания Владимира Путина во власти Россия оевропеилась в максимальной степени. Это Болонский императив в российской системе образования; реформирование российской медицины в строгом соответствии с установками ВОЗ; господство нравов шоу-бизнеса в российской культуре; встроенность российского Центробанка в систему МВФ; законодательное участие России в структурах Общего рынка; верховенство прав человека и частной собственности в Конституции РФ; либеральная система судопроизводства с сохранением моратория на смертную казнь и многое другое, что сущностно противоречило истории, традициям и духу России.

Однако к 2007 году стало ясно, что, несмотря на все старания российского руководства и реальные достижения России на пути её максимальной европеизации, Запад в лице США продолжал рассматривать нашу страну в качестве изгоя и демонстративно предпринимал практические шаги к продвижению НАТО на восток и к окружению России враждебно настроенными государствами. В связи с этим Владимир Путин выразил, по сути, официальный протест от имени российского руководства на мировом уровне. В речи на Мюнхенской конференции по безопасности (2007-й год) он воззвал к разуму и достоинству европейских государств в связи с циничным нарушением США принципов демократии и надменным попранием ими суверенитета государств – членов ООН.

Результат этого российского демарша был обескураживающим. В августе 2008 года Грузия, при подстрекательстве США, развязала военные действия в Южной Осетии, обстреляв, в том числе, позиции российских миротворцев. Одновременно Соединённые Штаты активизировали свою провокационную деятельность на Украине, по сути, превращая эту братскую страну во враждебное государство и потенциальный плацдарм для будущих военных действий против России. Так задачей номер два в миссии Путина стало укрепление безопасности нашей страны на её внешних рубежах с целью возвращения России статуса державности.

Демонстрацией нашей страной несомненных успехов в этой области стали события 2014 года, приведшие к демократическому воссоединению подаренного Украине Крыма с Российской Федерацией. За этим последовали недвусмысленная поддержка Россией самопровозглашённых Донецкой и Луганской республик и ввод российских войск в Сирийскую Арабскую Республику по приглашению её руководства и для фактического противодействия планам США по оккупации этого государства. Цепь этих драматических событий на фоне жёстких санкционных действий и пропагандистского давления в мировых СМИ свидетельствовала о том, что Россия в реальной суровой борьбе и наперекор ожесточённому противодействию США и их боевым союзникам возвратила себе фактическую суверенность и восстановила своё державное достоинство.

Ныне, в 2021 году, спустя 7 лет после Крыма и 14 лет после мюнхенского демарша Владимира Путина Россия вплотную подошла к выдвижению на первый план и решению самой трудной и самой ответственной третьей задачи в миссии Путина – задаче «раскулачивания» России. На её неотложность указывает зияющая пропасть, образовавшаяся ныне между кучкой сверхбогатых частновладельцев, гребущих всё под себя и тратящих миллиардные состояния исключительно на свои нужды и в своих корыстных интересах, и всё более нищающей массой простого люда.

Здесь мы сталкиваемся с феноменом не столько европейского, сколько чисто российского происхождения. Когда исчезнувший сегодня с политического и культурного горизонта Марат Гельман лет десять назад с издёвкой говорил о русском капитализме, он, при всей собственной одиозности, был не так уж далёк от истины. Дело в том, что, хотя в результате либерально-буржуазной «революции» 1991 года под её знамёнами к власти в России поначалу пришли прозападные капиталисты, победа, в конечном счёте, осталась не за ними, а за нашими доморощенными жадными, безжалостными и мстительными кулаками.

Зарождение кулачества в России пришлось на пореформенное время XIX века. Уже народный подвижник Владимир Даль (1801–1872) в своём «Толковом словаре» (1863–1866) характеризовал русско-российского кулака как человека без собственного состояния, живущего обманом, обсчётом и обмером. Лев Толстой (1828–1910), в свою очередь, выразил суть кулака в «Анне Карениной» (1873–1877) в образе купца-вырожденца, «барышника» Рябинина, человека без чести и совести, для которого смысл жизни состоял лишь в том, чтобы дёшево купить и дорого продать. И довершил картину Антон Чехов (1860–1904), со знанием дела выписав в пьесе «Вишнёвый сад» (1904) образ Ермолая Лопахина – «кулака» и «хама», хищного зверя, съедающего всё, что попадается на его пути.

Прекрасно сознавая хищническую природу кулака, Пётр Столыпин (1862–1911), выдвинутый царём в премьер-министры для спасения России от революции, всё же решил сделать ставку именно на кулака для раскола крестьянского монолита и ослабления общинного духа. После подавления революции 1905 года по инициативе Столыпина 9 ноября 1906 года был издан закон, разрешающий оборотливым крестьянам выходить из общины, создавая собственные отруба и хутора. Именно в это время российский кулак получил второе своё название — «мироед», подчёркивавшее его асоциальную сущность. Самодержавно-дворянскую Россию Столыпин не спас, но кулаческая мина замедленного действия сработала уже в Советской России («антоновский мятеж») и дала повод властям к развязыванию репрессивной кампании «раскулачивания».

В ходе жёсткого (с перегибом) его «обуздания» и благодаря насильственной коллективизации кулачество как класс в СССР было уничтожено. Но оказалось, что его дух его не вышел вон, а затаился. Его прорыв произошёл много позже — в горбачёвскую и ельцинскую эпохи. В конечном же счёте он уродливо воплотился в явлении российского олигархата. Здесь асоциальная сущность российского кулака усугубилась ещё и крайней его аморальностью. Он жаждет абсолютистской власти прежде всего ради унижения «батраков», к коим относит всех тех, кто хотя бы в малейшей степени зависит от него. Пример тому — перевод российских учителей и врачей в разряд батраческой обслуги.

Владимиру Путину в определённой мере удалось нейтрализовать влияние российского олигархата в политической сфере. Но это лишь подтолкнуло кулака-олигарха к усилению господства в экономической, социальной и духовной сферах. Судя по давосскому и петербургскому экономическим форумам, российский олигархат ныне выступает единым фронтом с западными «санкционерами», спекулируя на ковидной эпидемии и добиваясь смены политического курса России. Драматизма ситуации добавляет тот факт, что бывшие питерские соратники президента, сами превратившись в олигархов, подобно гоголевскому Андрию из «Тараса Бульбы» «продались ляхам» и тоже легли в оппозицию «режиму».

Во внешнеполитическом плане они требуют от российского лидера «замирения» с Западом на условиях возвращения Украине Крыма, сдачи Новороссии, отказа от стратегического партнёрства с Китаем и смены тональности в общении с Америкой. Другими словами – полной сдачи державных позиций и повторной капитуляции перед Западом. Это неоднократно обозначенная линия Анатолия Чубайса. Во внутренней политике России их не устраивает обозначившийся в недавних поправках к Конституции РФ крен властей в поддержку российской бедноты. Вслед за Эльвирой Набиулиной, но даже более категорично, чем она, уже Алексей Кудрин выступил против политики правительства по сдерживанию цен на товары первой необходимости и за безграничную «свободу рынка». Эта линия Кудрина ведёт к капитулянтскому возврату к «святым» 1990-м годам и к подмене прав человека абсолютистским правом кулака.

Тем самым российский олигархат, а с ним и ренегаты-питерцы демонстрируют себя активными сторонниками малой России – России жалкой, униженной, остающейся на обочине истории и полностью зависимой от США и теряющей суверенность Европы. Именно такая Россия нужна им для собственного властного самоутверждения и морального оправдания своей кулацкой сущности. И именно с этой целью они используют своё мощное политическое влияние для давления на российского лидера и принуждения его к отказу от собственной исторической миссии.

Но Владимир Путин всей своей предыдущей деятельностью уже вписал себя в историю Большой России. Эта Россия ГРОМАДНА по своей территории, беспредельной разнохарактерности населения, бесподобному богатству языка, безграничному простору человеческого общения, многоборческому историческому наследию, своему мягкому нраву и крутому норову, своей мощной одухотворённости и собственной исторической миссии. Для этой России важны не рывки и метания из стороны в сторону, а сосредоточенность в самой себе и органическая целеустремлённость в будущее с опорой на суммарный ресурс настоящего и с использованием общего потенциала, накопленного нашим прошлым.

Большая Россия сегодня ставит каждого из нас перед весьма ответственным выбором: остаёмся ли мы в малой, кулацкой России или двигаемся дальше вместе с ней — традиционалистской, общенародной Россией. Если мы делаем выбор в пользу Большой России (но, говоря по чести, другого выбора у нас, по сути, и нет), то должны принять её суровые и исторически обоснованные законы. Они требуют от нас бескомпромиссной борьбы и жертвенности во имя Отечества.

В этом выборе многое сейчас зависит от российского лидера и его решимости выполнить до конца свою историческую миссию.

Александр Афанасьев

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: