slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Избиратель размышляет

Выборы-2021

Центризбирком утвердил текст бюллетеня на выборы в Госдуму

Попытавшись анализировать возможный ход думских выборов-2021, я решил о партиях, борющихся за допуск в парламент, писать минимально. Ведь почти всё, что мы знаем о них, формируют профессиональные политтехнологи. Гораздо интереснее понять, кто за них голосует. Интереснее писать об их электорате. Узнав его, мы лучше поймём, что именно партии хотят и что реально на выборах смогут.

Ф

иксируется снижение интереса россиян к ЛДПР, самой старой и самой эпатажной партии РФ. Устал ли народ от громких заявлений, или подросла и возмужала молодёжь, склонная к максимализму, но именно это констатируют данные опроса, проведённые Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Руководитель его политаналитиков, социолог Михаил Мамонов, представил эти выкладки на круглом столе «ЛДПР: перспективы, проблемы и риски в парламентской кампании 2021 года». «Если в 2019 году об интересе к партии В. Жириновского заявлял каждый третий – 32%, то сейчас эта группа сократилась до 26%». Избиратели, в основном, знают, кто такой Жириновский, но о политическом лице его партии осведомлены слабо. Абсолютное большинство опрошенных не сумело назвать ни достижений ЛДПР, ни её промахов. Из этого аналитик ВЦИОМ сделал вывод, что народу деятельность либерал-демократов стала малоинтересна, так как вырос процент людей, начавших считать, что партия действует в интересах меньшинства или вообще узкой группы лиц. В числе прочего, партия планирует легализовать теневой бизнес, а у нас слишком многие избиратели хотят вместо этого вернуть сталинские порядки и «перестрелять всех воров».

«Ядерный электорат» — упорно голосующие за ЛДПР на всех выборах — не меняется, составляя от 10 до 14 процентов населения. Рейтинг доверия ВЦИОМ от 23 октября показал 11,4% непреклонных либерал-демократов. Интерес к шумным и широко обещающим раздачу слонов жириновцам подрос после возвращения Крыма, сейчас же сенсационных «имперских» проектов нет, и они «поугасли». В прогремевшем на всю страну, «восставшем» Хабаровском крае после того, как губернатора, члена ЛДПР Сергея Фургала «нейтрализовали», то ли за дело, то ли не совсем, все выборы жириновцы проигрывают, причём в ряде случаев за себя отказывался голосовать сам кандидат…

Доктор политических наук Илдус Ярулин заявлял, что «качество политической жизни в регионе очень низкое, а что делать с реальной властью, либерал-демократы не знают и в ряде случаев борются сами с собой… никакой реальной работы от такой власти ожидать не приходится» — поделился Ярулин мнением в хабаровском интернет-издании Vostok.Today.

Но нужно учитывать, что на самих выборах партия всегда может набрать больше голосов, чем показывают аналитики и результаты опросов до того – оппозиционно настроенный, но не определившийся гражданин всегда может вписать галочку в тот квадратик, в какой «сердце прикажет»… Ибо реально несистемных партий в Думе давно не видно, а желание показать власти фигу традиционно ох, как велико!

В конце августа на сайте 9111 проходил независимый социологический опрос о рейтингах партий-кандидатов в Госдуму, поставивший перед собой амбициозную задачу опровергнуть данные самого ВЦИОМ. Первый опрос, «официальный», для ВЦИОМ, проходил анонимно, по телефону и поквартирно, в том числе, с помощью добровольцев, не зарегистрированных на сайте. Объём выборки составил 3200 человек, 50% ответов — по телефону, 50% — по месту жительства.

Результаты стали похожи на сенсацию: «ЕР» набрала всего лишь 26,4%, КПРФ — 17,2%, ЛДПР — 9%, в выборах отказались участвовать 9,5%, затруднились ответить ещё больше — 13,5%.

Второй же анонимный опрос, «не ВЦИОМовский», опубликованный автором сайта, Юрием Урванцевым, показал, что рейтинг КПРФ — 55,7%, а партии власти — лишь 5,5%, причём её обошли справедливороссы в блоке с «патриотами — за правду» — 7,6%. Эти результаты попросту ставят в тупик, так как глобального отрыва КПРФ от всех остальных партий никто не ожидал.

Сайт FTIMES.RU уже прямым текстом спрашивает: «КПРФ или ЕР — кто будет первым?»

Не обошлось без неожиданностей. Эстрадная певица Татьяна Буланова, баллотировавшаяся в заксобрание Петербурга от партии «Родина», в рейтинге симпатий обогнала Геннадия Зюганова, «чемпионом» же стал министр иностранных дел Сергей Лавров. Главными по негативному отношению стали «яблочники» – 12%. (Буланову, кстати, так и не зарегистрировали, придравшись к точкам с запятой при оформлении документов…)

27 августа «союз коммунистической молодёжи» провёл в Москве акцию против участия КПРФ в выборах, мотивируя это тем, что в рядах партии состоит немало состоятельных бизнесменов. Член союза Дарья Анисимова заявила на митинге: «Судился бы лидер КПРФ за рядового, условного Иванова или Сидорова? А оно ему надо? Что взять-то с него, это же не Грудинин со своими 120 миллиардами рублей. Отсюда видно, кто является для КПРФ «своим народом».

Но численность этого союза явно не такова, чтобы повлиять на электорат сторонников Геннадия Андреевича. Серьёзнее было, когда откололись сурайкинцы, «Коммунисты России», преодолевшие пятипроцентный барьер на выборах региональных дум в пяти субъектах РФ, а также прошедшие во многие местные органы власти и получившие в 2020 г. 7,47% голосов на выборах в гордуму Ростова на Дону.

В целом КПРФ не хватает некоего «момента силы»: большой процент народа и устал донельзя от творящегося в стране, начиная с 90-х, и считает одновременно, что «от него ничего не зависит». Простые люди уже давно чувствуют себя бессильными на что-либо повлиять, что-либо изменить. И партия, в начале ХХ века сокрушившая Российскую Империю, будто «гнилую стену, которую ткни – и развалится», даже Ельцина не сумела убрать из Кремля — лишь дождалась, пока сам соизволит уйти, потому что ждал и сам народ, «пока Бог переменит орду». Из радикального, революционного протеста, рождавшего в России и Пугачёва, и Будённого с Фрунзе, народный протест стал чисто сигнальным, в виде СМС-челобитных на президентскую прямую линию: государь-батюшка! а у нас трубы лопнули, не чинят! а у нас в больнице простыней не хватает! а у нас вместо дорог грязь одна, а начальство, знай, рассекает на «хаммерах»! Везде в мире избиратели голосуют за день завтрашний, а 60% наших граждан до сих пор желают восстановления СССР. Если КПРФ ещё и сохранит достаточно высокий градус оппозиционности — её перспективы на выборах видятся почти блестящими. Протестная прибавка перед самой урной подчас чудеса творит.

«Справедливая Россия», наследница блока «Родина» и Российской партии жизни, член международного Социнтерна, то ли является оппозиционной партией, то ли «не совсем», поддержав в 2008 году кандидатуру Д. Медведева на пост президента и В. Путина на пост премьер-министра. С другой стороны, социал-демократия у наших властей отнюдь не в моде. В 2013-м часть «эсеров» участвовали в протестных выступлениях «белоленточников», после чего ушли из партии или были исключены. Когда лидером партии стал Сергей Миронов, эсеры стали поддерживать внешнюю политику правительства Путина, в частности, события на Украине и возвращение Крыма.

Тем не менее, по расчетам аналитиков того же ВЦИОМа, на грядущих выборах эсеры смогут взять лишь планку в 5%, т.е. рискуют вообще не пройти в Думу. Согласно данным опросов, 69% будущих избирателей партия, скорее, неинтересна, лишь 17% сочло, что эсеры выполняют обещанное.

Почему, если в нашем обществе традиционно сильна тяга к социальной справедливости и левую идеологию?

Как и в истории с ЛДПР, простому обывателю сложно что-либо конкретное о партии припомнить – как хорошее, так и дурное. «Болтают из телевизора, как и все они». Одна из причин охлаждения народных симпатий — чистая формальность оппозиционности эсеров. Симулякры быстро надоедают. Идеологически СР также почти неотличима от других партий левого и левоцентристского фланга.

Респектабельные европейские левые, на которых равняется СР, нашему обывателю малопонятны: «конгресс, немцы какие-то», тут надо воров вешать и четвертаки им всаживать, а не болтать о профсоюзах (один вёзший меня таксист, прежде работавший на стройке, мне рассказывал, что профсоюз у них был, но хозяин решил, что он им не нужен. Моих возражений, что профсоюз это ведь низовая инициатива рабочих, он, кажется, вообще не понял). На ниве левого популизма умело работает и КПРФ, так что идей, способных оттянуть у неё значительную часть электората, у мироновцев просто не видно, как и твёрдости в убеждениях: сначала они резво надевали белые ленты антисистемного протеста, а потом так же дружно сменили их на георгиевские… именно после этого эсеры потеряли 2/3 голосов избирателей. Единственный видимый для них выход – это поглощать карликовые левые партии, создавая некий полу-системный, полу-протестный блок. Тогда, глядишь, увереннее пройдут.

И, разумеется, партия власти — «Единая Россия». Согласно июльским подсчётам ВЦИОМ, её рейтинг упал ниже 30%. (опрашивались как определившиеся, что пойдут на выборы, так и не принявшие решения). Разумеется, перед самими выборами и во время их картина зачастую кардинально меняется, но «осадочек остался». Слишком многие в народе обеспокоены «добровольно-принудительной вакцинацией» со стороны властных структур. Подрос на пару процентов рейтинг КПРФ, протестовавшей против этого. Оппозиционные партии именно на «гребне третьей волны» пандемии сплотились против партии власти, рассчитывая на прибавку голосов. Слишком настойчивые призывы к вакцинации вызвали беспокойство у административно зависимых людей — главного электората «ЕР», а возвращение вирусной волны нанесло удар по вере в эффективность власти. Народ видит раз за разом, что Путина на местах слушают не всегда (на предвыборном съезде партии он говорил о том, что принуждение к прививкам под угрозой увольнения недопустимо, а в десятках регионов при этом местные власти ввели режим обязательной вакцинации для некоторых профессиональных и социальных групп). Это тоже не добавляет власти авторитета. Перефразируя матроса Железняка, народ устал задавать на прямых линиях одни и те же вопросы.

Сила «ЕР» прежде всего в том, что слабы её конкуренты, опасаться нужно только зюгановцев. Когда перед выборами у тебя 27 процентов, минимум с 2008-го, а у конкурента 16-17, тут надо шевелиться. (А ведь есть ещё и альтернативные подсчёты, я их приводил выше). Пенсионерам и семьям с детьми школьного возраста обещано перед выборами по 10 тыс. руб., военнослужащим – по 15. Думаете, отношение к власти это изменит?

Думаю, рейтинг ЕР подрастёт, если она действительно возьмётся жёстко решать накопившиеся в регионах проблемы, например, экологическую, вопрос расплодившихся свалок, чистоты воздуха. Оптимизм внушает создание «зелёной повестки» партии, участие вместе с главами регионов в экомарафоне «Дни зелёных действий» и схожих мер. Наш народ зорко смотрит, где разговоры в пользу бедных, а где настоящие дела. И победить можно только с помощью вторых.

Посмотрим, насколько сбудутся прогнозы и расчёты. Осталось всего ничего.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: