slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Мистика и фэнтези вместо знаний

День знаний — 1 сентября

Когда вдруг выясняешь, что твой ребёнок, получивший школьный аттестат, плохо знает таблицу умножения, что он не прочитал «Евгения Онегина» и «Герой нашего времени», начинаешь понимать: что-то тут не так, не всё в порядке в Датском королевстве. Когда от школьных лет не сохраняется у подростков радость и не остаётся любимых учителей, значит, что-то серьёзное случилось с нашей школой.

Школа перестала давать фундамент научных знаний и целостность восприятия мира, но это ещё полбеды. Когда выпускники школ в большинстве своём не знают географии родной страны и не имеют представления о частях света; когда абитуриент в гуманитарный вуз отвечает, что «Тихий Дон» – это «про реку» и всё; когда выпускница школы спрашивает – «в России был царь, а куда он потом делся?» – это беда.

И так по всем предметам. «Новая программа по математике не предполагает знаний таблицы умножения», — разъясняет мне знакомый учитель. Однако по самому лучшему советскому учебнику математики А.П. Киселёва, где знание таблицы умножения – это база, давно и по сей день учатся в Европе…

Пошло уже третье десятилетие «реформирования» школы. Эти пустые лакуны, по сути, опустошённый внутренний мир наших детей, готовились не напрасно. Опытные «реформаторы» знают, чем их заполнять.

В конце прошедшего 2020–2021-го учебного года детям одной из школ Краснодара выдали список литературы для чтения на лето – 9 класс. А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь и А. С. Грибоедов – единственное, что осталось в этом списке для обязательного прочтения из классической литературы. А.К. Толстой «Князь Серебряный», М.А Булгаков и А.И. Куприн – тоже полезное, хотя всегда изучалось позже. А далее в этом списке идут двадцать пунктов фантастики, детективов и мистики, в основном зарубежных авторов. Это чтение – на выбор, но ведь выбора нет. С. Лукьяненко «Магия без времени», Рэнсом Рингс «Дом странных детей», Элли Кауфман, Джей Кристофф «Иллюмине», Полли Хо-Йен «Мальчик в башне», Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» и так далее.

У меня невольно возникает вопрос к филологам, литераторам, методистам: зачем нашим детям столько фантастики и детективов, ещё и зарубежных!?. Где Лермонтов? Где книги о русской жизни, о русской земле и русском народе, о том, что сегодня происходит в реальном, а не мистическом мире? Разве дети не должны знать, как жили их деды-бабушки и родители, чем страна живёт сегодня и какие у неё трудности и радости? Где литература народов российской (советской) империи? Где, наконец, фронтовая поэзия? В школьной программе 9 класса в конце 1990-х были библейские истории. Наши советские учителя спокойно преподавали их задолго до изнурительных битв за предмет «Основы православной культуры». Почему бы не вернуть в программу библейские истории? Кого воспитывают на детективах и фэнтези те, кто составляет эти списки литературы и внедряет их в школы?.. И удивляемся, откуда берутся подростки – террористы? Их озлобленность – это внутренний протест происходящему, с которым они не могут совладать, вызов искажённому миру. А страдают такие же, как они, дети.

Поверьте, этот, казалось бы, банальный список литературы – не безделица, а продуманная диверсия.

В самом начале так называемых реформ образования свои опасения высказывал доктор филологических наук В.Ю. Троицкий (цитирую из его книги «Защита русской школы». М., 2015): «В русской школе по последнему базовому учебному плану московских образованцев на русскую словесность в старших классах отведено – 204 часа, а на иностранный язык – 408. Это в чистом виде языковая оккупация!» (из выступления 2007 г.). «Освоение литературы невозможно без неравнодушного, самостоятельного прочтения произведения, без вдумчивого вживания в произведение <…> Сегодня мы становимся свидетелями величайшей и небезобидной профанации в образовании». «Тесты – это проверка дрессированности на знание, а вовсе не умения владеть им».

Никто, кроме нас самих, нашу школу не спасёт. И образование нашим детям пока приходится обеспечивать путём самостоятельных поисков учителей, школ, методик, сверяясь с образованием царской и советской школы, обходя «опасные зоны», вывихи в образовательной системе, такие, как этот список литературы.

Из бесед с учителями некоторых городских и сельских школ страны мне стало ясно, что сегодня списки литературы для школьников формирует сам учитель или сообщество педагогов конкретной школы. Конечно, можно найти хорошую школу и настоящего учителя, который закрывает амбразуру, спасает детей от безграмотности и дикости, отвоёвывает культурное пространство, в котором пока мы живём. Но не каждый родитель может себе это позволить. И надо понимать, что завтра не будет и этого.

Так быть не должно. Нужны единые и качественные школьные программы по литературе и по истории, если мы хотим удержать пространство страны, если мы хотим направить силы молодёжи на созидание, а не на терроризм. Учительское партизанское движение – это уже реальная история нашего образования. Но очень трудно держаться каждому со своим оружием, сделанным из подручных средств. Должна прийти регулярная армия, нам нужны честные, национально мыслящие руководители в Министерстве просвещения. Оружие надо делать одинаково хорошее, если мы хотим воевать и победить.

Ирина УШАКОВА Продолжение темы читайте здесь

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: