slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Жил-был театр…

К 80-летию Николая Николаевича Губенко

…Это теперь, когда практически полностью разрушено то, что в течение 27 лет было нашим домом, а Николая Николаевича Губенко уже год нет с нами, начинаешь понимать величину его личности и значительность событий, свидетелями и участниками которых нам довелось быть.

И можно было бы поговорить здесь о «больших масштабах» — например, о том, что, благодаря Губенко каждому из нас, «жителей» «Содружества актеров Таганки», удалось «задержаться» в той стране, где мы родились, в «осколке» Советского Союза, отражённом в нашем театре. Николай Николаевич более чем на четверть века продлил для нас социальные и идеологические завоевания самого гуманного из всех придуманных до сих пор строя; он воспитал не только высокопрофессиональный творческий коллектив, но и научил нас жить по советским законам, когда общее ставилось выше личного, труд приносил радость, а человеческие отношения строились на принципах дружбы и взаимовыручки.

И наша внутренняя сплочённость, почти братские отношения друг с другом неизбежно заражали тех, кто приходил к нам в гости и одновременно был соучастником театрального волшебства. Конечно, я говорю о наших верных и преданных зрителях. Ведь любой спектакль состоит из двух «половинок» — сцены и зала, актёра (и тех, кто стоит за ним и обеспечивает возможность его выхода на подмости) и зрителя.

Приобретя своё собственное, не похожее на другие творческие коллективы лицо, в течение многих лет наш театр был любим и востребован той категорией людей, которые, как в советские времена, шли туда не развлечься и «поржать», а сопереживать и думать. Со временем у «Содружества…» сформировался «свой» зритель — начитанный, хорошо знающий классическую литературу, интеллигентный, мыслящий и весьма взыскательный, и требовательный.

В условиях всеобщего хаоса, насаждения «либеральных ценностей» и идеологической неразберихи преданные поклонники театра Губенко приходили к нам порой по несколько раз на один и тот же спектакль, воспринимая показанное и произнесённое со сцены, как глоток свежего чистого воздуха, как счастливую возможность вновь вспомнить о великой стране, где мы родились, о патриотизме, подвиге, справедливости и братстве… (Или просто прикоснуться к бережно «прочтённой» постановщиками и незамутнённой «современными вИдениями» — или даже просто «поставленной с ног на голову» — русской и зарубежной классике.)

…Конечно, всё это большие и глобальные темы, и наверняка о театре Губенко будет написана не одна диссертация, а специалистам-театроведам предстоит сломать немало копий, выявляя истоки и проясняя театральный метод, придуманный Николаем Николаевичем.

Но сегодня, в августе 2021 года, хотелось бы просто вспомнить наш славный тёплый дом, творческие и просто «человеческие» истории, вплетённые в каждодневную жизнь тогда, когда она ещё не стала «прошлым», а была «настоящим», и отдать дань благодарной памяти создателю и хозяину нашего театрального «очага» — Николаю Николаевичу Губенко.

Премьера спектакля «Белые столбы» по произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина — театральный режиссёрский дебют Губенко — состоялась 10 декабря 1994 года. (Надо сказать, что до этого Николай Николаевич уже пробовал свои силы в этом качестве, когда, готовя возвращение в страну Юрия Любимова, восстанавливал его спектакли «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», «Мать».)

Будущий Худрук «Содружества…» задумывал эту постановку, ещё являясь Главным режиссёром «Таганки». Совместно с Леонидом Филатовым, который был соавтором первых вариантов композиции, они начали придумывать этот спектакль примерно в 1989 году. И главная роль — Провинциала — изначально предназначалась именно Филатову.

Однако к моменту начала репетиций «Белых столбов» (примерно, середина 1993 года) Леонид Алексеевич уже начал не очень хорошо себя чувствовать (теперь мы знаем, что именно тогда и началась его тяжёлая смертельная болезнь), и роль Провинциала посчастливилось сыграть молодому актеру Андрею Кайкову.

Это было новаторское представление с парящими в воздухе колоннами и прозрачным вращающимся столом, абсолютно условное по форме и остросатирическое по содержанию. Текст классика удивительным образом «ложился» на сегодняшний день и, будучи подкреплённым режиссёрскими ходами и постановочными намёками, воспринимался зрителем так остро, как будто речь шла о современных социальных и политических перипетиях.

Пройдёт больше пятнадцати лет, и Николай Николаевич создаст на основе текста «Белых столбов» совершенно новый спектакль по Салтыкову-Щедрину — «Арена жизни» — с яркими цирковыми декорациями, полётными устройствами, лазером и фокусами… Изменится форма, но главные для режиссёра смыслы и понятия останутся прежними: он снова захочет поговорить со зрителем о чести и достоинстве, правде и лжи, любви к Родине и предательстве…

Консультантами и педагогами на этой постановке выступили профессиональные цирковые артисты — жонглёр А. Майоренко, акробаты А. Хохлов и Н. Челноков, иллюзионист В. Переводчиков… А на одной из репетиций Николай Николаевич, к восторгу присутствующих, исполнил заднее сальто — и это накануне своего 70-летнего юбилея!

Почти десять лет спектакль «Арена жизни» оставался в репертуаре театра «Содружество актёров Таганки», и все эти годы Николай Губенко не только принимал в нём участие в качестве артиста, но и безупречно исполнял свою практически «цирковую» партитуру, в начале второго акта летая на лонже над сценой и зрительным залом…

Однако, пожалуй, главным спектаклем нашего театра стала постановка, премьера которой состоялась в 1998 году и была посвящена юбилею Владимира Высоцкого. История создания спектакля «ВВС (Высоцкий Владимир Семенович)» удивительна сама по себе. Основной «каркас» постановки был сложен и отрепетирован в течение двух недель, а на декорации театр не затратил ни рубля — практически всё оформление было взято «из подбора» — знаменитые «станки»-дороги, каски и пилотки, сценические костюмы и реквизит…

Это был в полном смысле слова авторский спектакль — Губенко выступил в нём в качестве автора композиции, сценографа, художника по костюмам и исполнителя одной из главных ролей.

Более двадцати лет сохранялась в репертуаре эта литературно-драматическая композиция, основанная на стихах и песнях Владимира Высоцкого. За это время почти четыре сотни раз выходили на подмостки актёры «Содружества…», заставляя зрителей плакать и смеяться, сопереживая героям поэта и вспоминая вехи его жизни и творчества.

«ВВС» побывал в нескольких десятках гастрольных поездок, ему аплодировали Чебоксары и Минск, Нижний Новгород и Мариуполь, Чернигов и Петербург, Донецк и Севастополь, Уфа и Новочеркасск, Львов и Херсон…

А на грандиозном празднике, посвящённом 80-летию нашего великого современника, в театре «Содружество актёров Таганки» присутствовали жена Владимира Высоцкого Людмила Владимировна Абрамова и их сын Никита. Тогда, 25 января 2018 года, на открытии выставки в фойе, посвящённой поэту и актёру, выступили Худрук Николай Губенко и почётные гости театра. Надо заметить, что Никита Владимирович Высоцкий, сын и руководитель музея Владимира Высоцкого, отказался от гонораров за исполнение в спектакле произведений его отца, чем избавил нищий молодой театр от дополнительных трат, и этот благородный поступок Николай Николаевич помнил все годы жизни «Содружества…».

В 1999 году состоялась премьера спектакля Николая Губенко «Афган». И снова – неожиданная и нетривиальная тема. Видимо, это была единственная постановка на территории бывшего Советского Союза, где автор рассказывал зрителю правду о той войне и заставлял его восхититься подвигом советских воинов-интернационалистов.

А на премьере «Афгана» случилось почти мистическое происшествие. В тот вечер в зрительный зал были приглашены те, кто имел непосредственное отношение к военным действиям в Афганистане, - матери, вдовы, родственники бойцов и сами солдаты, принимавшие участие в той «локальной войне».

И вот, когда по ходу действия один из актёров начал читать фронтовое письмо, отправленное юношей-воином своей матери из этой южно-азиатской страны, встала со своего места в зрительном зале женщина и медленно, как во сне, пошла по центральному проходу к авансцене. Дойдя, остановилась… Актеры и зрители, казалось, перестали дышать… «Это письмо моего сына», — произнесла она в наступившей мёртвой тишине…

В том же 1999 году состоялись первые гастроли нашего молодого театра. И представлять Россию в далеком Сеуле был выбран именно спектакль «Афган». Как и в Москве, зрители вставали, чтобы почтить память советских солдат-интернационалистов. Как и в Москве, у двери «Чонгдонг-театра», в котором проходили гастроли, дежурила машина «скорой помощи»…

Невозможно в рамках небольшой статьи рассказать обо всём, что происходило в течение 27 лет жизни театра Губенко. Но назвать все спектакли, поставленные Николаем Николаевичем на нашей сцене, всё-таки, наверно, нужно. Это и чрезвычайно сценографически «красиво» решённый «Иванов» по пьесе А.П. Чехова, и «Четыре тоста за Победу» («День Победы» — в первоначальной редакции), и «Очень простая история» М. Ладо, и «Мисс и Мафия» Н. Птушкиной…

А постановка «Концерт по случаю конца света» стала своеобразным политико-историческим манифестом выдающегося режиссёра и гражданина… И последний спектакль Мастера — «Нечистая сила» по роману Валентина Пикуля – в котором Николай Губенко ещё раз подтвердил свою приверженность мысли о том, что приход советской эпохи стал логическим результатом событий российской истории начала XX века, приведших страну к краху самодержавия и Великой Октябрьской социалистической революции.

Об авторе

Ирина Яцынина (творческий псевдоним — Ирина Лиса) — автор нескольких книг, статей и множества театральных рецензий.

В театре «Содружество актёров Таганки», руководимом Николаем Губенко, работала со дня его основания, выполняя обязанности помощника Художественного руководителя, помощника режиссёра, заведующего архивом.

Вместе с заслуженной артисткой РФ Натальей Старковой по поручению Н.Н. Губенко создала в фойе «Содружества…» небольшой театральный музей, включавший в себя выставки, посвящённые истории театра, его спектаклям и выдающимся артистам, а также некоторым знаковым событиям в жизни коллектива.

До создания театра «Содружество актёров Таганки» работала в Московском театре на Таганке и Министерстве культуры СССР. В период исполнения Н.Н. Губенко полномочий депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, продолжая работать в театре, являлась в Госдуме его помощником на общественных началах.

В феврале 2021 года, после прихода на пост директора «Содружества актёров Таганки» Ирины Апексимовой, была вынуждена покинуть театр, в котором прослужила 27 лет.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: