slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Тень Штирлица

Дела шпионские — дела несуетные. Суетливых и сующих нос куда не следует сразу же заприметят. И в лучшем случае скажут, повторяя за шпионским писателем Ле Карре, «шпион, выйди вон», а в худшем или пришьют из-за угла, или расстреляют как прелестницу Мата Хари с соблюдением всех процессуальных и юридических тонкостей.

Шпионы бывают разные. Легальные под дипломатическим прикрытием и нелегалы, обреченные всю жизнь оставаться в тени, если повезёт не быть казненными или не обменянными на коллег по ремеслу из противоположного лагеря.

Впрочем, в шпионском ремесле дипломаты и нелегалы зачастую оказываются «в одном флаконе». Неважно, будь это посол Великобритании во Франции лорд Барти Тейм, оставивший потомкам интереснейшие дневники за 1914–1918 годы, или легендарный Томас Эдвард Лоуренс (Аравийский) с его непревзойденными мемуарами «Семь столпов мудрости». Будь это — собирательный образ советского разведчика-нелегала Штирлица или реальная фигура одного из советских нелегалов Алексея Ботяна, ставшего прототипом литературного «майора Вихря» из юлиансеменовской многотомной штирлицианы.

Но обо всём этом мы поведаем, поднимаясь «вверх по лестнице ведущей вниз». Начнем с Ивана Васильевича, Грозного царя. Для него сварить, что шпиона, что любого боярина – даже не развлечение, а лишь рутинный кулинарный процесс (расчленёнка, варка и т.д.). Так что автору документального отчета (возможно шпионского) «Московия при Иване Грозном» Генриху фон Штадену (М., Центрполиграф, 2020) повезло не меньше, чем собирательному Штирлицу. Правда, вывернувшись из цепких уз Мюллера-гестапо, Штирлиц-Исаев, как «чужой среди своих» некоторое время провёл в далеко негостеприимных подвалах Лубянки, (но это так, — незначительный эпизод из жизни несгибаемого разведчика).

Книга фон Штадена, который проник в ряды опричников (чекистов времен Грозного царя), могла бы стать отличным подспорьем для литератора Акунина, который весьма способен мастерски раскрасить это сочинение яркими деталями, почище чем в книжках «Раскрась сам». А так мы имеем суховатый отчёт немецкого ландскнехта (шпиона — однозначно). Написанный осторожно, но весьма достоверно. Жаль, что не по мюнхгаузенски, хотя мегавраль-барон тоже, на столетие позднее, засветился на российской службе.

Немцев вообще тянуло в Россию ещё до Петра Великого. А уж при нём их были уже тьмы и тьмы. Что нам удостоверяют «Записки датского посланника при Петре Великом» (М., Центрполиграф, 2020). Книга морского командора Датской службы Юста Юля издавалась в России в очень далёком от нас 1899 году, и с тех пор превратилась в библиографическую редкость. Теперь вот мы имеем возможность оценить все хитросплетения дипломатии и тайных (шпионских) дел, о которых умолчал «искрометный наш Дюма» — Валентин Пикуль. Вероятно, в его богатейшей картотеке этой книги Юста Юля не значилось. А жаль!

Однако, теперь пришла пора вернуться к книге лорда Барти Тейма «Европа во времена Первой мировой войны» (М., Центрполиграф, 2020). В оригинале она называется «Дневник Лорда Барти Тейма. 1914–1918». Лорд Тейм был выдающимся дипломатом и его дневники замечательно дополняют достаточно обширную библиографию исторических свидетельств и исследований, посвященных первой мировой катастрофе, превратившей Европу в пепелище. Правда, потом она быстро возродилась, чтобы стать ареной для второй катастрофы. Дневники лорда Тейма — шпионской литературой никак не назовёшь, однако ж, если порыться в деталях, то можно найти свидетельства тайных пружин этой кровавой бойни, призванных поспешествовать интересам Альбиона как в Европе, так и далеко за её пределами. Вот и получается: ищи черта в деталях!

В отличие от дневников английского лорда мемуары последнего руководителя разведывательного управления Генерального штаба австро-венгерской армии Макса Ронге «Военный и промышленный шпионаж. Двенадцать лет службы в разведке» (М., Центрполиграф, 2020) — шпионская книга высшего пошиба. И читается она как захватывающий детективный триллер, опровергая расхожее мнение о некомпетентности на грани идиотизма офицерского корпуса Австро-Венгрии, которое сложилось как стереотип после появления бессмертного Швейка.

И, наконец, пришла пора «взяться за Аллена нашего Даллеса», как сказал бы персонаж культовой киноленты «Берегись автомобиля». Нам лишь придётся слегка перефразировать название этого рязановского фильма на «берегись Аллена Даллеса!»

Аллен Уэлш Даллес — американский дипломат и разведчик, руководитель резидентуры Управления стратегических служб в Берне (Швейцария) во время Второй мировой войны, позднее директор ЦРУ. Иными слова шпион наивысшего уровня. В Советском Союзе Аллен Даллес стал широко известен после того, как в 1973 году стал одним из героев культового сериала «Семнадцать мгновений весны».

Роль Даллеса в фильме сыграл Вячеслав Шалевич, имевший несомненное внешнее сходство с прототипом. По сюжету сериала высшие немецкие чины (генерал Вольф в исполнении Василия Ланового) входят в контакт с Даллесом и ведут с ним секретные переговоры с целью заключения сепаратного мира с Западом. При этом Даллес действует за спиной президента Рузвельта. Советский разведчик Максим Исаев — Штирлиц — раскрывает заговор и срывает продолжение переговоров, сообщая о заговорщиках Борману, и одновременно информируя Москву о подробностях переговоров.

Этот семёновско-лианозовский лихо закрученный сюжет основан на реальных событиях: в марте-апреле 1945 года Даллес действительно вёл тайные переговоры с командующим силами СС в Италии генералом Вольфом, однако они велись с ведома руководства и формально ограничивались вопросом сдачи группировки германских войск в Северной Италии.

Обо всей этой истории Даллес рассказал в своей книге «Тайные операции американской разведки в Европе» (М., Центрполиграф, 2021). Вне всякого сомнения, Юлиан Семёнов прочитал эту книгу ещё в американском оригинале, взяв из нее небольшой эпизод для своей штирлицианы.

Конечно, блестящий слог Семёнова ни в какое сравнение с суховатыми мемуарами шефа ЦРУ не идёт. Но тут только остается повторить, перефразировав библейское, — «писателю — писателево, шпиону — шпионово».

Кроме этого мемуара Даллес замахнулся на энциклопедическую «Историю мирового шпионажа» (М., Центрполиграф, 2021). Правда, энциклопедический формат, как задумывал книгу главный американский шпион в отставке, оказался сильно скукоженным. Составителя этой антологии хватило всего на 39 эпизодов из богатой истории мирового шпионажа. Хотя среди авторов этой шпионской одиссеи — Геродот и Джакомо Казанова, Вальтер Шелленберг и немецкий резидент Мойзиш, историки, политологи, журналисты. Фрагменты их шпионских историй Аллен Даллес снабдил своими короткими комментариями и умело раскассировал по разделам: специалисты по тайным убийствам; создатели крупнейших агентурных сетей; знатоки методов технического шпионажа; «нелегалы»; шпионы «оборотни»; агенты «двойники» и другие. Одним словом, шпионский ковчег (не Ноев), в котором шпионов как тварей по паре, а порою и более.

И в заключение ещё об одной книге о противостоянии спецслужб СССР, США и Западной Германии за доступ к архивам «штази» (МГБ ГДР) — одной из самых общепризнанно лучших разведок мира. В книге Олега Никифорова «Охота за призраком» представлена драматическая и совсем близкая от нас шпионская история охоты за досье «штази».

ЦРУ рассчитывало выявить в своих рядах «крота», по вине которого США потеряли ряд агентов в важнейших научных, дипломатических и разведывательных структурах СССР, через доступ к картотеке внешней разведки «штази». В Лэнгли прекрасно знали о тесном сотрудничестве внешних разведок КГБ СССР и МГБ ГДР. Эта шпионская операция носила кодовое название «Розовое дерево», и её детали до сих пор засекречены. В целях её реализации осуществлялась даже вербовочная разработка бывшего руководителя внешней разведки ГДР Маркуса Вольфа.

Это — грустная история о международной жизни периода «катастройки»: развале СССР, скоропалительном (похожем на предательство) объединении Германии, деятельности Главного управления «А» (внешняя разведка МГБ ГДР), связанной с попыткой сохранить свою структуру и кадры. Главные действующие лица этой полудокументальной книги — советский сотрудник КГБ Александр и агент ЦРУ Джим реальные персонажи, которых уже нет в живых… К сожалению, — это так. Раскрытый шпион — это мертвый шпион. Все прочие – лишь тень Штирлица.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: