slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Главное — ты любишь меня!

«Тоскою, счастьем, огневицей идет безумие любви». Александр Блок «Стихия»

Сцена из спектакля «Валентин и Валентина». Режиссёр Юрий Цуркану

Вот и подошел к концу очередной театральный сезон – настало время подводить итоги. Споры вспыхнули не на шутку. Одни критики сенсацией года называют спектакль «Горбачёв» Алвиса Херманиса в Театре наций. Другие в восторге от постановки «В окопах Сталинграда» по повести Виктора Некрасова, которую поставил Сергей Женовач на сцене МХТ им Чехова. Третьи выделяют «Джульетту», ворвавшуюся на сцену БДТ.

Но мы считаем, что самой важным событием — и даже не одного года, а нескольких последних лет — стало возвращение на театральные подмостки старой пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». Спектакль по этой пьесе представили многие театры России: Театр имени Ленсовета в Санкт-Петербурге, Тверской академический театр драмы, Рязанский областной драматический театр, Молодёжный театр Алтая в Барнауле, Уфимский Национальный молодёжный театр, Астраханский ТЮЗ. А в Пензе пьесу поставили сразу два театра — студенческий театр «Кириллица» и Областной драматический театр имени В.Белинского.  Причём во всех театрах билеты на спектакль, как правило, бывают распроданы за несколько недель до его начала.

Впервые пьеса Михаила Рощина «Валентин и Валентина» была поставлена 50 лет назад, в 1971 году сразу в двух столичных театрах. В спектакле театра «Современник», который выпустил тогда ещё молодой режиссёр Валерий Фокин, были заняты Константин Райкин (Валентин), Марина Неёлова (Валентина), Алла Покровская (мать Валентины), Татьяна Лаврова и Галина Соколова (мать Валентина), Валентин Гафт (моряк Гусев), Валентин Никулин (Прохожий) и другие. Во МХАТе спектакль поставил Олег Ефремов незадолго до того назначенный главным режиссером театра. Сам он сыграл Прохожего. В других ролях были Евгений Киндинов (Валентин), Анастасия Вертинская (Валентина), Алла Тарасова (мать Валентины), Анастасия Георгиевская (мать Валентина), Софья Пилявская (Бабка), Ирина Мирошниченко (Женя), Михаил Казаков (Гусев), Евгений Евстигнеев (Володя).

Позже к пьесе прикоснулись Георгий Товстоногов и Галина Волчек. Да, наверное, не было в России города, в театре которого не шёл бы спектакль по этой пьесе.

Михаил Рощин поведал историю любви восемнадцатилетних студентов Валентины и Валентина. Влюблённые, преодолевая житейские невзгоды, взаимную ревность, обиды, размолвки, на главное – непонимание, а временами — агрессивное сопротивление со стороны родителей, сохраняют свою любовь и верность.

Поначалу нас удивила растущая популярность этой пьесы. В 60-х и 70-х годах описанный Михаилом Рощиным сюжет был весьма распространён в обществе. Некоторые матери действительно категорически запрещали дочерям встречаться со своими избранниками. Матери искренне считали, что дочь должна сначала закончить вуз, получить специальность, встать на ноги, и пока может позволить себе только лёгкий флирт, но ни в коем случае не должна отдаваться чувству, страсти со всей головой, чтобы не наломать дров.

Матери главных героев пьесы ужасно боятся одиночества. От обеих ушли мужья. Вполне возможно, их отцы погибли на войне, и они воспитывались в неполной семье. Мать Валентины девушки: «Я всю жизнь работаю, я всю войну девчонкой в госпиталях… потому что на первом плане был долг, семья». И, конечно, она опасается за будущее своей дочери и не хочет, чтобы та повторила ее судьбу. Она создала вокруг своих дочерей Жени и Валентины зону комфорта, как она это представляет, и не собирается их оттуда выпускать, втайне надеясь, что найдется некий «принц» с деньгами и квартирой, который увезет их чадо на белой автомашине.

При этом жизненная ситуация Валентина была очень жесткой. Если он женится, то будет должен уйти из института и пойти работать. Но если он бросает вуз, его тут же забирают в армию. А тогда служить в армию уходили на два года. А во флот - на три. За это время все мечты и надежды могут разрушиться. То есть Валентин должен во что бы то ни стало остаться в институте, чтобы не расставаться с любимой. Но как думать о лекциях, если нужно обеспечивать молодую жену? Как неопытному молодому человеку нести ответственность перед ней? И надо ли ему это в 18 лет?

Но дети готовы были пренебречь расчерченным будущим, отринуть карьеру и отдаться чувству. В этом-то и заключался извечный спор отцов и детей, вернее — детей и матерей.  Пьеса ставила вопрос, что важнее: сначала встать на ноги и сделать карьеру или отдаться чувству любви? И очень часто необходимость делать карьеру в прежние годы заставляла молодых людей отказываться от чувств. Для молодых людей ХХ века главнее были чувства, которые надо сохранить на всю жизнь. Они считали, что на ноги можно вставать по ходу своей любви.

Но сегодня нравы другие. То, от чего тогда убегали, стало обыденностью. Многие молодые люди не хотят брать друг перед другом обязательств, не спешат жениться и рожать детей, пока им кажется, что они ещё не очень твердо стоят на ногах. То есть, те мысли, что высказывала в пьесе мать Валентины, и которые с гневом отвергали ее дети, фактически воплотились в сегодняшнюю повседневную жизнь. С одной стороны получается, что молодые люди стали мыслить более взрослыми категориями, к чему и призывала мама Валентины, но с другой стороны, для страны эти идеи нанесли серьёзный урон, потому что снизилась рождаемость и появились проблемы с демографией. Контент изменился, но проблема осталась: жениться или сначала устроить свою жизнь, а уже потом дать волю чувствам? В поисках ответа на этот вопрос молодежь вновь спешит на этот спектакль.

В 90-х годах спектакль «Валентин и Валентина» почти исчез со сценических подмостков, в наших театрах ставилось много зарубежных пьес, потому что люди искали советника где-то на Западе. А сегодня выяснилось: то, что для американца является повседневной обыденностью, для русского – непонятный и даже неприятный образ жизни. Современный русский человек во многом сформировался в советское время, даже те, кто тогда ещё не родился, все равно являются наследниками советского образа жизни. Матрица характеров нынешнего общества была заложена в то, в советское время. Они – герои оттуда. Вот и молодежь однажды поняла, что ответ на свои вопросы надо искать в старых советских пьесах.

Конечно, молодежь сегодня другая и язык у нее стал другой, но типажи, ощущения, реакции на какие-то раздражители, разделение на нравственное и безнравственное – это все оттуда, из СССР. Но телевизор и Интернет упорно внушают молодёжи, что надо быть по-капиталистически злым, что любовь продаётся и покупается, что любовь можно использовать для построения карьеры, её можно потратить на вкусный и уютный быт.  Чтобы соответствовать этим идеям, молодёжь вынуждена показывать себя крутой, окружать себя гаджетами, лайфхаками, цифровыми технологиями, говорить на «олбанском» языке, а юным ребятам просто хочется любви, и в спектакле «Валентин и Валентина» они находят то, чего им так не хватает в нынешней жизни.

«Любовь — редкость. Как красота и талант», — говорит Мать Валентины

«Ради любви я хочу быть человеком!» — восклицает сама Валентина.

«Мир существует потому, что в нем есть любовь, и исчезнет, если её не будет», — пишет автор Михаил Рощин.

В кульминации спектакля мы вдруг услышали, что молодая девушка, сидевшая позади нас, плачет. Откуда-то из середины зала тоже были слышны всхлипы. Это означало, что старая советская пьеса до сих пор нужна людям, потому что человеку нужна любовь. И хорошие крепкие чувства. Потому молодежь и тянется в этой пьесе. Внешне они, может быть, и колючие, и крутые с виду, а внутри — те же самые Валентин и Валентина.

Глядя на героев пьесы, нынешняя молодежь чувствует, что в какой-то момент мир двинулся не тем путем, а потому хочет вернуться назад и начать всё сначала, там, где не туда была открыта дверь. Но чтобы вернуться к самим себе, молодым людям надо поменять свою жизнь и покинуть созданную в последние годы «зону комфорта», или матрицу, как было сказано в известном фильме. Но для этого нужно быть смелым и по-настоящему отчаянным человеком. Михаил Рощин в своей пьесе как раз и предлагает поставить на кон судьбу, идти вслед за любовью и — победить. Поэтому здесь и сейчас, прямо в театральном зале, «каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу», и если выбор сделан, то перед человеком вдруг открываются удивительные миры...

Владимир МАРОЧКИН. Лиана КОЖЕНКОВА.


Стали известны обладатели главной театральной премии России «Хрустальная Турандот» за два сезона сразу — 2020/2021 и 2019/2020, так как из-за пандемии прошлую церемонию пришлось перенести.

Лучшей постановкой признаны спектакли «Моцарт. «Дон Жуан», поставленный Дмитрием Крымовым в театре «Мастерская Петра Фоменко», и «Горбачёв» Алвиса Херманиса в Театре Наций.

Лучшим актёрским дуэтом критики назвали Марию Аронову и Владислава Гандрабуру, которые вместе играют в спектакле «Мёртвые души» Театра имени Вахтангова.

Олеся Железняк, сыгравшая Голду в «Поминальной молитве» театра «Ленком Марка Захарова», стала обладательницей премии за лучшую женскую роль.

Жюри решило присудить премию за лучшую мужскую роль за прошедший сезон Владиславу Миллеру, который невероятно ярко исполнил роль Хлестакова в спектакле «Ревизор» на сцене Театра Олега Табакова.

Наградой победителям стали изящные хрустальные статуэтки, выполненные по эскизу литовского художника Ремигиюса Крюкаса и отлитые в Праге.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: