slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Всё на Руси начинается с Сергия Радонежского

Памятник преподобному Сергию Радонежскому в Радонеже

Пятнадцать лет назад, ранним утром 2 июня 2006 года, на 67-м году жизни перестало биться сердце пламенного патриота России, верного сына своего Отечества, талантливого русского скульптора, Народного художника России, лауреата Государственной премии СССР, Лауреата Государственной премии имени И.Е. Репина, Вячеслава Михайловича Клыкова.

Трудно охватить единым взором вклад, сделанный В.М. Клыковым в сокровищницу русской культуры, в возрождение православного самосознания русского народа, в сохранение и утверждение лучших традиций русской государственности. Он ставил вехи Русского Возрождения и пробивал бреши в стенах, преграждающих наш путь.

Вся жизнь Вячеслава Клыкова представляет собой удивительный сюжет; родился он за два года до войны и малолетним ребенком испытал все тяготы эвакуации. Но Промыслительно, что на одной подводе с ним ехала пожилая женщина, тонкий ценитель искусства и грамотный искусствовед. И она смогла в беседах во время утомительного переезда заложить в детскую душу любознательного мальчика любовь и тягу к прекрасному.

Уже будучи подростком, Слава Клыков встречал возвращавшихся с войны фронтовиков-односельчан: загорелые, обветренные, поджарые. Смышленый мальчик жадно впитывал их рассказы о боевых буднях и Великом маршале Победы — Георгии Константиновиче Жукове. Как знать, быть может уже тогда возникла у него мысль изваять в бронзе непобедимого Русского полководца.

Тернистым был путь Вячеслава в искусстве. Сначала он учился в строительном техникуме, усиленно занимался спортом, стал чемпионом области одновременно по борьбе и боксу, тренировался как прославленный боксёр, отрабатывая удар, стоя по плечи в воде. И даже оказавшись в Суриковском институте, ему жилось туго, впрочем, как и большинству студентов того времени: работал дворником, а спасался чёрным хлебом с рыбьим жиром, благо он тогда был дешёвым и доступным.

Как и многие скульпторы того времени, вначале Вячеслав увлекся архаикой: лепил баб эпохи неолита, хотя интерес к обнаженной фигуре и помог ему в будущей работе.

В становлении Вячеслава Клыкова как скульптора и гражданина было два этапа его возмужания. Первый — это работа над памятником Сергия Радонежского. Не имея соответствующего образования, Вячеслав Михайлович душой почувствовал, что Возрождение России должно начинаться с Преподобного Сергия. На этом моменте надо остановиться.

Православные патриоты, помнящие об истории России, планировали установить и торжественно открыть этот памятник 20-го сентября 1987 года в подмосковном селе Радонеж — в канун 607-летней годовщины Куликовской битвы, детали этого действа стали широко известны благодаря дневниковым записям непосредственного участника этого события, отставного полковника Ерофея Левшова, трагически погибшего в 1991 году.

Еще 18-го сентября 1987 года в программе «Время» диктор обличал попытки «безответственных религиозных экстремистов» и «черносотенцев» установить «в обход советских законов» памятник такому же «церковному мракобесу Сергию Радонежскому», «попирая нормы советского права» и «социалистической морали». В тот же день столичное радио передало информацию о том, что предстоящее открытие памятника «религиозному черносотенцу» Сергию Радонежскому является «незаконным антисоветским актом» и категорически запрещено властями. Москвичам было рекомендовано «не ездить в опасную зону». Несколько партийных газет также опубликовали статьи о запрещении открытия памятника в тех же ругательных тонах. Только газета «Московская правда» напечатала 18 сентября благожелательную объективную статью о предстоящем открытии памятника Сергию Радонежскому, благословившего в 1380-м году князя Дмитрия Донского на битву с Мамаем. В статье было опубликовано обращение к москвичам принять участие в мероприятии, посвященному памяти героев Куликовской битвы. Но и эту газету партийные власти заставили на следующий день публично покаяться и опубликовать грозную статью о запрете этой акции.

Но в любом закрытом обществе, где насильственно насаждаются антирелигиозная идеология и атеизм, неизбежно начинает действовать фактор: запретный плод всегда сладок! Действительно, к 1987 году в СССР подспудный неформальный интерес многих граждан к Православию и другим традиционным религиям — стал очень высок. Этот процесс был исторически неизбежен. Его нельзя было остановить запретами и силовыми карательными санкциями. Именно поэтому антирелигиозная истерия, шельмование и публичная травля в СМИ православных патриотов вызвала у многих жителей Москвы и Подмосковья обратную реакцию: обязательно посетить Городок (так тогда назывался Радонеж) и принять участие в открытии памятника преподобному Сергию Радонежскому.

Дальнейшие события разворачивались, как в детективном романе. В ночь с 19-го на 20-е сентября 1987 г. все шоссейные магистрали на пути в Городок были плотно перекрыты кордонами, заслонами и постами. Утром 20-го сентября скульптор Вячеслав Клыков и несколько его помощников везут на грузовой машине памятник Сергию Радонежскому к месту намечавшегося торжественного открытия. В 20-ти километрах от Москвы на Ярославском шоссе машину с памятником останавливает сводная группа офицеров милиции и КГБ, направленная из Москвы для проведения спецоперации по задержанию «Объекта».

«Объект» был блокирован и плотно оцеплен, после чего сотрудники КГБ потребовали добровольно выдать им скульптуру «известного черносотенца» и «врага советской власти Радонежского». Вячеслав Клыков и его помощники были арестованы, а потом под надежным конвоем возвращены обратно в Москву и заключены под домашний арест. После некоторой перепалки между силовыми ведомствами машина со скульптурой Сергия Радонежского была «этапирована» к месту своего «временного заключения»: во двор служебной автостоянки тюрьмы города Загорска, обнесенной кирпичным забором с колючей проволокой.

Тем временем на месте предполагаемой установки памятника в большой толпе прорвавшихся сквозь кордоны и оцепления вспыхивает стихийный митинг, на котором художник Игорь Сычёв и гвардии полковник Ерофей Левшов призывают присутствующих дать клятву, что памятник Сергию Радонежскому будет стоять в Городке, во что бы то ни стало. Тысячи людей хором скандируют: «Клянемся, Клянемся, Клянемся»!!!» После этого все собравшиеся минутой молчания почтили память всех героев Куликовской битвы, князя Дмитрия Донского и вдохновителя их победы Сергия Радонежского. Было решено организовать бессрочный митинг и стояние в Городке до тех пор, пока от властей не будет получено официальное разрешение на установку памятника.

На холм, где было организовано бессрочное стояние, начали прибывать высокопоставленные чиновники и партийные функционеры — московское и местное начальство, подъехало несколько десятков корреспондентов зарубежных СМИ: информационных агентств и телевидения. Вскоре в Городок к месту событий прибыли представители Московской патриархии. Вместе с ними приехал скульптор Вячеслав Клыков, освобожденный из-под домашнего ареста по личному ходатайству патриарха Московского и всея Руси Пимена. Скульптор Клыков выступает перед людьми и сообщает о том, что Святейший Патриарх Пимен поддерживает инициативу православных граждан и открытие памятника Сергию Радонежскому состоится в мае 1988 года — в год тысячелетия Крещения Руси.

Именно скульптору-патриоту Вячеславу Клыкову и представителям Московской патриархии, а не партийным функционерам, поверили тогда люди. Это была первая крупная Победа православных патриотов над силами воинствующего безбожия и историческим беспамятством. Около 18-ти часов в Городок было подогнано несколько десятков пассажирских автобусов. Верующим и патриотам предложили воспользоваться автотранспортом, чтобы уехать на железнодорожную станцию. Власти, учинив столько преград людям на пути к Городку, вдруг проявили к ним «внимание» и «заботу». Но никто не откликнулся на эту «доброту» и автобусы ушли к 19-ти часам пустыми. По завершении стояния, люди уходили организованной колонной, с песнями и развернутыми знаменами, на их лицах была благодать и радость от одержанной Победы, достигнутой в результате их гражданского подвига. Сентябрьский поход стал значительной и героической страницей истории становления Русского православно-патриотического движения.

Действительно, 29 мая 1988 г. — в день Святой Троицы — от станции Абрамцево к Городку, начиная с полудня, потек многотысячный поток верующих и патриотически настроенных граждан. Люди шли организованными группами с иконами, флагами и плакатами. Все горели желанием непременно побывать на торжественном открытии памятника Сергию Радонежскому. В 14.00 к холму с памятником подошла многотысячная колонна, возглавляемая скульптором Вячеславом Клыковым, художником Игорем Сычёвым, гвардии полковником Ерофеем Левшовым и монахом Гермогеном. Одновременно с ними к месту событий прибыли на машинах многие патриотические деятели русской культуры, в том числе известные писатели-деревенщики, искусствоведы и литераторы.

Белгородская эпопея

Второй этап творческого и гражданского возмужания Вячеслава Михайловича — это создание Комплекса Третьего поля России — Прохоровского, где был сломлен хребет нацистской армии.

Содружество художников с представителями власти и бизнеса всегда было желанным и приносила благодатные плоды. Но многолетняя дружба Евгения Степановича Савченко, руководителя Белгородской области, со скульптором Вячеславом Клыковым — очень хороший пример для подражания. И действительно, на Белгородчине много памятников, созданных Вячеславом Клыковым. Достаточно назвать величественный монумент Великому Князю Владимиру, возвышающийся над городом, или украшающая центральную площадь скульптура актёра Щепкина. И все же самый выдающийся результат их сотрудничества — это увековечение памяти Третьего ратного поля военной истории России —
Прохоровского, с его символом —
белоснежной звонницей, увенчанной сияющей золотой сферой с семиметровым образом: Покрова Божией Матери, заступницы и защитницы России.

На открытии этого монумента в дни пятидесятилетия Победы президенты трех восточнославянских республик ударили в установленный внутри звонницы набатный колокол единения, который трижды в час своим звоном должен вечно напоминать нам об этой Великой трагедии, которая никогда не должна повториться.

Надо сказать, что эта величественная звонница долго ждала своей судьбы. Словно по чьему-то указанию, этот проект Клыкова снимался с ряда предыдущих конкурсов, когда, наконец, самому скульптору стало ясно — её место — только на Прохоровском поле. И именно там, на открытии монумента, Клыков произнес фразу, ставшую крылатой: «С Прохоровского поля мы уже никогда не отступали — мы будем только наступать». Действительно, день Прохоровского танкового сражения — переломный в Великой Отечественной войне. После 12 июля наша армия уже никогда не отступала, а только уничтожала чуму фашизма по всем фронтам. И этот подвиг дал нам пример вести Русское наступление по всем фронтам. И мы наступаем. Медленно, но неотвратимо!

Вначале было слово...

Личность Вячеслава Михайловича Клыкова необычайно многогранна. Он стал инициатором и активным участником многих добрых начинаний. Так он был в группе русских людей, поставивших своей целью упрочение первооснов нашего славянского бытия, ибо «Вначале было слово». Вот их имена: Валентин Распутин, Василий Белов, Владимир Крупин, Виталий Маслов, Борис Романов, академик Никита Ильич Толстой. Это содружество сформировалось в результате попыток восстановить традицию празднования Дней славянской письменности и культуры 24 мая в день памяти святых Равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, даровавших славянской культуре её духовный оплот — Слово Божие. Первый такой праздник в Советской России был проведен практически подпольно в заполярном Мурманске в 1986 году в рамках традиционного празднования «дней малых народов Севера». Надо несколько раз прочитать это и, убедившись, что это не сон, осознать, в каком глубоком сне под диктатом идеологического догматизма пребывало в советское время наше национальное самосознание. С тех пор эти священные майские дни всё более укореняются в сознании людей как общеславянский праздник единения.

В 1987 году эстафету праздника принимала Вологда. Здесь уже не было никакой партизанщины: Валентин Распутин и Василий Белов, как члены ЦК КПСС, добились официального празднования в Вологде и этот день был отмечен установкой памятника работы скульптора Клыкова — поэту Батюшкову. В дальнейшем почти каждый праздник украшался открытием очередного памятника Вячеслава Михайловича.

Затем в 1988 году принимал эстафету Господин Великий Новгород. Для делегации из Москвы понадобился целый пассажирский поезд, который стал временным домом для участников праздничных торжеств в древнем русском городе.

В 1989 году гостеприимным организатором торжеств был Киев, а через год хозяином праздника стал Минск — столица советской Белоруссии, а затем Смоленск, куда на праздник уже был приглашен из Белграда принц Томислав Карагеоргиевич.

Из этой инициативной группы организаторов этих торжеств в 1989 году и сформировался Международный Фонд славянской письменности и культуры. 11 марта на учредительной конференции Фонда Святейшим патриархом Московским и всея Руси Алексием II был утвержден его устав.

Жизнь подтвердила, что ежегодные Праздники славянской письменности и культуры стали символом крепнущего единения славян, в особенности трех братских стран: России, Украины и Белоруссии, как основы Русской или как её ещё называют, восточно-христианской цивилизации. И Фонд в своих практических делах руководствовался этими высокими идеалами. В 1991 году президентом Фонда стал Вячеслав Михайлович Клыков, и он оставался на этом посту до своего последнего вздоха.

Сразу будучи избранным в 1991 г. президентом Международного фонда славянской письменности и культуры, Клыков пригласил меня стать вице-президентом, его заместителем. И так мы прошагали с ним рядом плечом к плечу пятнадцать лет до его безвременной кончины. Проводили вместе многие дни, а вечерами допоздна были разговоры, которые затягивались порой до утра о том, как спасти Россию, как вывести её на путь своего цивилизационного развития.

С 1991 года, благодаря усилиям Фонда — День славянской письменности стал в России государственным праздником, а в следующем 1992 году — Фонд выступил инициатором проведения в Москве Первого Конгресса славянских культур. В его преддверии был открыт в центре Москвы памятник святым Равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию на площади, которая стала называться Славянской (бывшая Ногина). В постамент памятника была помещена Неугасимая лампада с Благодатным огнем, нисходящим на Святой Гроб Господень в Великую Субботу перед Светлым Христовым Воскресением, который посланцами Фонда впервые за всю тысячелетнюю историю Православия был принесён на Русь. Паломническая миссия Фонда прошла с Благодатным огнем через столицы всех православных и славянских стран. В том же году Фонду в знак признания его заслуг Президентом России была передана усадьба в купеческом Замоскворечье для создания Международного славянского культурного центра.

В 1993 году, когда в Крыму политическими лидерами стала нагнетаться напряженность, чтобы противостоять этому чужебесию, Фонд объявил местом проведения торжеств весь Крымский полуостров, а центром праздника стал Херсонес Таврический, где в качестве дара Фонда был установлен бронзовый монумент святому Равноапостольному князю Владимиру — крестителю Руси.

В 1994 году Фонд осуществил международную миротворческую миссию «Из варяг в греки». Центром международного праздника стала родина святых Солунских братьев — греческий город Салоники. Посланцы Фонда в память древнего торгового пути «Из варяг в греки» совершили паломническую миссию с дарами от всех земель Руси на паруснике «Дружба». В Салониках в дар городу от Фонда, в его историческом центре, был установлен поклонный Кирилло-Мефодиевский крест. В том же году на стыке границ трех стран: России, Украины и Беларуси был установлен поклонный крест и Фонд выступил с инициативой, горячо поддержанной руководством Республики Беларусь, возведения на этом месте Свято-Троицкого храма, как символа единения трех братских народов. Делегация Фонда в течение ряда лет была активным участником праздников славянского единства, организуемых поочередно руководством трех приграничных областей: Брянской, Черниговской и Гомельской. Сейчас даже трудно себе это представить.

В год пятидесятилетия победы в Великой Отечественной войне в знак глубокой признательности потомков усилиями Фонда на Манежной площади Москвы был открыт памятник прославленному маршалу победы Г.К. Жукову, а в 1996 году, в год столетия Священного коронования Всероссийского Императора Николая II, центром праздника стал город Кострома. В день праздника паломническая миссия Фонда с образом Феодоровской иконы Божией Матери и Царя-мученика Николая от Костромского Ипатьевского монастыря совершила крестный ход, повторяющий путь, которым в 1613 году пришел в Москву первый Царь из династии Романовых —
Михаил Федорович. Крестный ход, пройдя по святым обителям Северо-Восточной Руси, в день столетия Священного коронования прибыл к месту бывшего Путевого дворца в село Тайнинское, где был открыт памятник Императору Всероссийскому Николаю II. Увы, этот монумент был злодейски уничтожен ранним утром 1 апреля 1997 года, но его восстановили на том же месте и освятили вновь 20 августа 2000 года, в день прославления Николая II и его августейшей Семьи на архиерейском Соборе Русской Православной Церкви.

5 августа 1998 года в Белгороде был открыт памятник святому Равноапостольному князю Владимиру. Накануне этого события Фонд организовал благодарственные крестные ходы в Белгород из Москвы, Киева, Минска и Севастополя.

2001 год — Фонд стал инициатором и организатором проведения Съезда славянских народов Беларуси, Российской Федерации и Украины, главным результатом которого явилось заявление с требованием о восстановлении единого государства, насильственно разъединенного триединого русского народа. Достойно замечания, что в тот год в состав высокой делегации из Украины, возглавляемой Б. Олейником, входил и Пётр Порошенко (!?). На съезде был избран Собор славянских народов.

В ознаменование сто сорокалетней годовщины со дня рождения П.А. Столыпина 17 апреля 2002 года Вячеславом Клыковым был открыт памятник Саратовскому губернатору (1903–1905 гг.) и премьер-министру Российской империи (1906—1911 гг.), выдающемуся государственному деятелю П.А. Столыпину в центре города Саратова перед зданием Саратовской областной Думы.

В 2003–2004 годах в Италии, Сербии и Черногории были установлены в качестве даров Фонда исполненные В.М. Клыковым величественные монументы: в Италии, в г. Бари — скульптура Святителя и чудотворца Николая архиепископа Мир Ликийского, в Белграде — Святителя Саввы архиепископа Сербского и в Черногории — Живоначальной Троицы.

В год 60-летия победы над фашистской Германией Фонд открыл в Афинах памятник работы Вячеслава Клыкова советским воинам, павшим на территории Греции.

Год своего 65-летнего юбилея президент Фонда скульптор Клыков В.М. отметил небывалым взлетом своего творчества — «Болдинская осень Клыкова»: за один год им было установлено более двадцати памятных знаков.

В области вокальной культуры Фонд стал инициатором проведения на федеральном уровне певческих фестивалей, посвященных великой русской певице, землячке Вячеслава Михайловича, Надежде Плевицкой, которая, не имея специального образования, исполняла свои песни даже Императору Николаю II.

Как сказал в своем слове на кончину В.М. Клыкова нынешний патриарх, а тогда митрополит Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей: «Для многих людей в России и за её пределами Вячеслав Михайлович является примером художника, всё творчество и вся жизнь которого были наполнены духовной силой и красотой Православия. В нашей памяти всегда будет храниться образ истинно верующего, искреннего и увлеченного человека, сумевшего сохранить душевную чистоту. Среди его работ — многие скульптурные портреты русских святых и исторических деятелей. Убежден: эти монументы будут вдохновлять многие поколения граждан России.

Почивший был широко известен как христианин с активной жизненной и гражданской позицией, горячо любивший свое Отечество».

Действительно, духовное и культурное наследие трудов В.М. Клыкова столь велико, что мы по праву можем сказать, что мы жили в эпоху, освященную его трудами и духовным подвигом.

Видя богатырское здоровье и неуемную энергию Клыкова, я порой размышлял, какой будет его жизнь, когда придёт старость. Сам он видел себя гостеприимным хозяином в создаваемой им усадьбе на родине в Мармыжах, а мне порой казалось, что, быть может, он станет даже затворником, чтобы в одиночестве, размышлениях и молитвах закончить свои дни.

И вдруг неожиданная госпитализация. Вячеслав Михайлович, конечно, мог воспользоваться помощью своих друзей и устроиться в самый престижный медицинский центр, но пошел в обычную районную больницу. И надо признать, после первой операции он примерно через полгода полностью восстановил свои силы: выглядел всё таким же моложавым, энергичным и волевым. И вдруг после установки своего последнего прижизненного памятника — Георгию Победоносцу 6 мая 2006 года в Рязани — вторая операция, после которой он потерял больше двадцати килограмм веса. При его жилистости и сухости это означало полное истощение. И действительно, не прошло и месяца, как он буквально сгорел.

Вот уже пятнадцать лет, как его нет среди нас. Сказать, что это тяжёлая утрата, значит ничего не сказать. Образовалась зияющая пропасть, как чёрная дыра, которую, казалось, никогда и ничем не удастся закрыть. Но жизнь диктует свои правила и, хотя Славянский культурный центр, некогда бывший центром Русской жизни, уже закрыт и опечатан, но главное детище Клыкова как гражданина — борьба за преодоление системного кризиса в России и выход из Смутного времени продолжается. Все эти годы на родине Вячеслава Клыкова проводятся Клыковские чтения, а в пятнадцатилетнюю годовщину его памяти Общественным движением «Сорок Сороков» и рядом творческих союзов была организована Конференция памяти Вячеслава Клыкова с презентацией фильма. Вечер прошёл в культурно-паломническом центре Покровского монастыря. В вечере приняли участие сенатор Евгений Степанович Савченко, меценат Сергей Павлович Козубенко, недавно избранный глава Войсковой Православной миссии А.Ф. Чернавский и многие другие соратники Вячеслава Михайловича.

Вечная ему память!

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: