Комментариев пока нет
Прощайте, генерал!
Михаил Береговой (1918–2021)
На 104-м году жизни скончался старейший подписчик газеты «Слово» генерал-лейтенант Михаил Тимофеевич Береговой, ветеран Великой Отечественной войны, в прошлом начальник радиотехнических войск ПВО страны. Какая долгая и завидная жизнь была уготована этому сыну Донбасса! Без малого полвека в строю, десятилетия вдохновенного труда по укреплению обороноспособности страны — таким был славный ратный путь Михаила Тимофеевича. Он прямо причастен к великому свершению эпохи социализма — установлению военного паритета со странами Запада.
Михаил Тимофеевич родился 13 января 1918 года на Донбассе, в Енакиево, что совсем рядом с Дебальцево, о битвах вокруг которого мы наслышаны в последние годы. Нужно ли говорить, какой болью отзывалась в сердце ветерана трагедия Юго-Востока Украины? Каково ему было видеть на телеэкране то, что в самых страшных снах не могли себе представить его ровесники, — гражданскую войну между украинцами и русскими?
В 1936 году 18-летним юношей Михаил Береговой поступил в ЛУИРЗА — Ленинградское училище зенитной артиллерии и инструментальной разведки. Все три брата Береговые – старший Виктор, средний Михаил и младший Георгий, – стали перед войной курсантами. Таков был наказ страны в те предгрозовые годы, таким был вызов времени, ответить на который был обязан каждый, кто не мыслил свою судьбу отдельно от судьбы Отечества. Виктор погиб, Георгий в 22 года стал на фронте Героем Советского Союза (вторую Золотую звезду он получил за свой космический полёт).
Героическое время требовало таких героических людей, как братья Береговые. И — они явились! Благодаря миллионам таких же молодых, смелых и сильных, как они, была одержана победа в самой страшной из войн в истории человечества. Поколению, к которому принадлежал Михаил Тимофеевич, выпали тяжелейшие испытания. И оно с честью прошло их, отстояв свободу и независимость нашей Родины. И теперь под звуки траурного марша от нас уходят последние из этих богатырей…
Вместе со всеми мы разделяем глубокую скорбь родных и близких генерала Берегового, его сослуживцев и боевых товарищей. В нашей семье отношение к Михаилу Тимофеевичу всегда было особым. Объяснялось оно просто: долгие годы рядом шли по жизни и по службе два друга, вместе тянули армейскую лямку два генерал-лейтенанта — Михаил Тимофеевич Береговой и наш отец Алексей Васильевич Линник. Эта дружба началась в незапамятном 1938 году, когда приехавший из Новосибирска отец приехал поступать в ЛУИРЗА, в котором 20-летний Михаил Береговой уже был преподавателем и командиром курсантского взвода. Очень скоро он назначил отца своим заместителем. «Он умный, знающий, волевой! — вспоминал о нём позже Береговой. Эта дружба, проверенная временем и скреплённая десятилетиями делания общего дела, помогала и в труде и в жизни. Почти вся армейская биография генерал-лейтенанта Линника — а это сорок с лишним лет — прошла под началом Берегового.
В послевоенные десятилетия Михаил Тимофеевич служил на разных должностях, многие годы руководил радиотехническими войсками ПВО страны. В его послужном списке много достижений, но одно дело поистине гигантское по своим масштабам и результатам — создание автоматизированной системы противовоздушной обороны сначала Москвы, а потом и всей страны. На это без преувеличения историческое завоевание ушло 20 лет. Осуществлялось оно под руководством Маршала Советского Союза П.Ф. Батицкого, командующего Московским округом ПВО, а затем и Главкомом ПВО страны.
«Выложились мы здорово, — вспоминал потом Михаил Тимофеевич в разговорах со мной. Но этот противовоздушный щит Родины вкупе с ракетно-ядерным арсеналом позволил добиться паритета с Соединёнными Штатами Америки, после чего американцы были готовы к заключению с Советским Союзом целого ряда договоров о сокращении вооружений, прекращении ядерных испытаний и т.д.
На таких людях, как Михаил Тимофеевич Береговой, стояла и крепла наша страна, её мощь и слава.
Михаил Тимофеевич многие годы был подписчиком газеты «Слово», что, конечно же, являлось для нас предметом особой гордости. Вот что говорил он не единожды при встречах или телефонных разговорам с ним:
— Нравится мне ваша газета тем, что ставит вопросы в лоб, как они есть, и так же на них отвечает. Особенно теперь это важно, когда против нас идёт такая оголтелая пропаганда, когда искажение истории войны и нашей Победы приобретает невиданный размах. А ваша газета, я вам скажу, прекрасная. Правду пишет. Где плохо, говорит, ЧТО плохо, где хорошо, говорит, ЧТО хорошо. Поэтому ваша работа очень полезная и нужная людям.
С благодарностью слушал эти слова ветерана, человека острого ума, много повидавшего на своём веку, ибо понимал им цену. Преклонный возраст не сделал Михаила Тимофеевича стариком. Всегда с удивлением и восхищением взирал на него — красивого, мудрого человека, полного внутреннего достоинства и благородства. Таким он был — кавалер шести советских и многих иностранных орденов, ветеран вооружённых сил СССР. Один из поколения победителей, чьё мужество помогло одержать величайшую победу в мировой истории, чьими трудами была восстановлена страна после гитлеровского нашествия и кто обеспечивал стране мирное небо над головой.
Из интервью генерала Берегового М.Т.
— 9 мая 1945 года мы праздновали Победу, подписание Акта о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. На другой день, 10 мая, узнаю, что из Москвы прилетел полковник-авиатор для набора желающих осваивать новое вооружение. Была поставлена задача укомплектовать грамотными людьми первый курс слушателей радиолокационной академии — единственной в своём роде. До этого у нас не было ничего подобного. Кроме того, шла речь и о том, чтобы создать соответствующее военной училище. Были предприняты меры для развёртывания исследовательских институтов, конструкторских бюро, заводов, которые должны были строить новую технику. В те времена всё делалось быстро, аккуратно, отлично…
Кстати, мне как-то позвонил офицер из Ленинграда, где находится Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского. «Михаил Тимофеевич, к нам попала мраморная доска, которая висела в училище ЛУИРЗА до войны, с именами курсантов «золотого выпуска». На ней есть ваша фамилия. Вы не будете против, если мы эту доску повесим в нашем музее?» — спросил он у меня. Я рассмеялся: ну кто же будет возражать?…
…Первое, что нам показали в академии, что нас удивило и озадачило — картинка, переданная из соседней комнаты на экран: сервированный стол с поллитровкой. Мы, конечно, расхохотались, но смекнули, чему нас будут обучать. Тогда это была новинка! Должен сказать, что во время войны первоначальные выпуски локационных средств уже были налажены. И войска, в частности, Ленинград, получали такую технику…
— Это была наша техника, Михаил Тимофеевич?
— Наша, наша техника! Но потом мы начали получать и американскую, когда убедились в ценности этого вооружения. Приведу такой пример. Наблюдали этими локационными средствами заблокированный Ленинград. В частности, контролировали аэродромы вокруг города. И однажды пришло сообщение: у немцев сели тринадцать самолётов. Во главе фронта был маршал Леонид Александрович Говоров, он к технике относился с уважением и приказал «проконтролировать» этот аэродром. Мы «проконтролировали» и пришли к выводу: готовится очередной удар по Ленинграду. Наша артиллерия и авиация нанесли удар и уничтожили это скопление вражеской техники. Принцип такого локационного наблюдения действенен и сегодня…
А в 1951-м после окончания Академии назначили меня начальником РТВ корпуса. А потом вызвали в Москву на сборы начальников РТВ со всей страны. Это был конец февраля 53-го года…
— Ещё Сталин был жив...
— …Вот как раз об этом и расскажу. В конце февраля 1953 года меня пригласили в кадры, поскольку намеревались развернуть высшее училище в Киеве — это будущее КВИРТУ. Предложили туда пойти. Я с удовольствием согласился. Потом наступил март. Сталин погиб. Я поехал к своему брату Георгию Тимофеевичу в Чкаловское. Там жила наша мама. Я пробыл у них все похороны Сталина, потом уехал в Киев, где все ходили с чёрными повязками на рукавах…
Прощание с Михаилом Тимофеевичем прошло 2 июня на Троекуровском кладбище столицы. В траурной церемонии в ритуальном зале приняли участие родные и близкие покойного, его сослуживцы и боевые товарищи. Выступавшие говорили о большом вкладе Мпхаила Тимофеевича Берегового в нашу общую победу, в повышение обороноспособности страны в послевоенные годы, в укрепление Противовоздушной обороны страны – важнейшего вида вооружённых сил СССР и России.
Почётный караул московской комендатуры. Три горсти земли, три залпа. Прощайте, Михаил Тимофеевич!
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий