Комментариев пока нет
Рубрика: Культура
Ольга Марченко: «Заговори, чтобы я тебя увидел…»
Гость редакции — Ольга МАРЧЕНКО, доктор философских наук, профессор СПбГУ и Санкт-Петербургского государственного института культуры, выпускница кафедры режиссуры массовых праздников и представлений, преподаватель дисциплин: «Сценическая речь» «Риторика», «Ораторское искусство», «Мастерство ведущего», «Искусство публичной речи», «Культура речи». Член Совета Российской ассоциации исследователей и преподавателей риторики. Автор нескольких учебников по искусству публичной речи. Постоянный участник Всероссийских и Международных конференций по проблемам риторики, культуры и образования. Ведущая мастер-классов по речевому мастерству в вузах и общественных организациях Санкт-Петербурга, Москвы и др. Член жюри Конкурсов чтецов, ораторов, авторской песни и других творческих конкурсов. Ведущая торжественных церемоний, концертов и праздничных программ на центральных концертных площадках Санкт-Петербурга, Москвы и других городов России.
— Ольга Игоревна, мы поработали с вами на концерте «Современная поэзия России». И все увидели ваше трепетное отношение к поэтическому слову… А вы стихи пишете? И есть ли у вас любимый поэт?
— Мне был интересен наш совместный проект — концерт «Современная поэзия России», открыла для себя на нем много нового. К поэзии всегда была неравнодушна. С самого детства мама и бабушка читали мне и разучивали со мной стихи. Я их с удовольствием исполняла и в садике, и в школе. В студенческие годы принимала участие в конкурсах чтецов. Моя бабушка писала стихи, они мне были и остаются очень дороги. Мне не дано такого таланта. Обычно по этому поводу я шучу, что поэтический дар – это для небожителей. У моей дочери он есть. Я, признаюсь, не очень хорошо знаю современную поэзию, а вот стихи Жени меня трогают до глубины души. Скажу больше, я восхищаюсь её способностями! Для меня это настоящая поэзия! Рада, что некоторые из её стихов опубликованы на вашем портале HOHLEV.RU.
Сама я в разные периоды жизни, можно сказать, влюблялась в разных поэтов. И всегда, всегда и неизменно преклоняюсь перед ясностью и простотой, величавостью и величием пушкинского слога. К нему любовь неизменна. Мое — как вы сказали «трепетное отношение» — предопределено желанием понять, постичь магическую природу поэзии. «Окунуться» в поэзию, «вдохнуть» её волшебную силу в сердца своих студентов… Воспитать у них взыскательный и тонкий вкус к возможностям Слова вообще.
Преподавание сценической речи невозможно без поэзии. С помощью стихов я воплощала свои представления о красоте слова и чувства. В школьные годы переписывала в тетрадочку стихи Асадова — учила их наизусть. Восхищалась Маяковским. В студенческие годы влюблялась то в Гарсиа Лорку, то в Евтушенко — они заполняли мой духовный мир. Со студентами мы всегда очень увлеченно пишем «биографию» стиха, готовим номера для конкурсов чтецов. Помню одно время была околдована стихами Блока, положенными на музыку — мы создавали целые поэтические композиции.
Ещё я помню очень любила стихи Александра Дольского — в песнях. Я преклонялась перед его поэтическим слогом, перед музыкальностью. Его пластинки могла слушать целыми днями. Все песни знала наизусть. Взяла гитару в руки, чтобы именно их исполнять. С Дольским я не была знакома, когда однажды вела какой-то праздничный концерт, и в нем участвовал мой кумир. За кулисами мы сталкиваемся, знакомимся и Дольский награждает меня какими-то невероятными комплиментами. Просто так… Голова пошла кругом! Вы не представляете, что я пережила в то мгновение…
На всю жизнь всего одним стихотворением меня захватил Киплинг. Оно стало частью меня, звучит и живет во мне, отражает моё мироощущение. Это стихотворение — «If». Есть много переводов, но я предпочитаю вариант Самуила Маршака. Дома на значимых праздниках, друзьям, перед защитой диссертаций, в другие важные моменты жизни, наедине с собой я повторяю «о, если ты спокоен, не растерян…» и, кажется, каждый раз открываю для себя что-то новое и важное именно в этот момент времени. Иногда я влюбляю в эти строчки тех, с кем занимаюсь...
Кажется, я увлеклась, остановите меня… ведь говорить о любимой поэзии можно без конца.
— Прочитайте, пожалуйста, «If».
— Пожалуйста… исполнитель стихов — всегда хранитель авторской тайны. От него требуется умение бережно обращаться с этой тайной и воплощать её в звучащее слово. Чтобы голоса как будто слились, необходимо — лучше слова не подобрать — «присвоить» себе и «прожить» состояние поэта.
Так что послушайте то, что получилось «в соавторстве» с Киплингом. Моё звучание «Если…»:
О, если ты спокоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью
отвечать на ложь,
Не будешь злобен,
став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовёшь, —
И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь твёрд в удаче и в несчастье,
Которым в сущности цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твое в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье,
можешь снова —
Без прежних сил —
возобновлять свой труд.
И если ты способен всё, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть
и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрёл,
И если можешь, сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «держись!» —
И если можешь быть в толпе собою,
При короле с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег, —
Земля — твоё, мой мальчик,
достоянье,
И более того, ты — человек!
— Нужно ли человеку какое-то особое образование, чтобы воспринимать поэтическое слово?
— Я думаю, прежде всего нужна просто душевная тонкость, чуткость, трепетность, искренность, сонастроенность с красотой мира, его музыкой, звучанием. В этом и есть определенная культура. Среди сотен значений понятия «культура» интересным для меня является понимание Николая Константиновича Рериха: культура есть категория духовности, слово «культура» состоит из двух частей: корня «культ» — поклонение, почитание — и восточного корня «ур», в котором Рерих увидел древнее обозначение света, огня. Поэтому для него культура — это служение свету. Синтез возвышенных и утонченных устремлений человека, высшее намерение утвердить смысл своего внутреннего бытия... Мне кажется, тут нечего добавить.
Слово — это не только универсальное явление культуры, можно сказать — организующая сила культуры. Через слово человек осуществляет одну из своих главных потребностей — потребность в других людях. Общаясь, люди создают друг друга. А поэтическое слово, возможно, это самый короткий путь к своему внутреннему миру, к своей душе, к познанию себя. Мне близка мысль о том, что поэзия произошла от несовершенства человеческой речи. Николай Федорович Кошанский —
профессор словесности Императорского Царскосельского лицея, учитель Пушкина — всю словесность делил на три сферы. Это грамматика, которая управляет словами. Риторика, она имеет дело с мыслями. И поэзия — это язык чувств. Поэзия всегда казалась мне волшебным способом выразить самое сокровенное.
— Словом «культура» привычно обозначать общественный феномен. Вы вслед за Рерихом говорите о культуре присущей внутреннему миру человека… О культуре человека, способного слышать и воспринимать в диалоге другого.
— В данном контексте — да. Всё начинается именно с нашей потребности в самопознании и самосовершенствовании. Это имеет еще античную традицию, для греков предвестником слова «культура» было понятие пайдейа, означавшее «воспитание». Совершенство, физическое и духовное — идеал Древней Греции. По Сократу цель жизни — познание самого себя, обретение душой этического кодекса… мудрости сердца.
С известной долей условности можно сказать, что культура впрямую зависит от биения сердца, внутреннего огня, воспламеняющего нас, высоких вибраций, потока любви. Лирика, скажут многие…
А, вот физика, квантовая физика утверждает, что общепринятый взгляд на физический мир — это одно из заблуждений человечества. Открытия Эйнштейна, Бора, Тэсла, Ландау и других ученых подтверждают, что каждая наша клетка — это локальная концентрация информации и энергии. И субатомные частицы, которые со скоростью света проносятся через пространство атома, в действительности представляют собой пучки вибрационной энергии. Таким образом, и наше с вами общение — это ничто иное, как обмен этими вибрациями, можно сказать, обмен душевными токами… Только в этом случае и состоится диалог. Благотворный диалог. Кстати, именно так Станиславский определял искусную речь — обмен душевными токами.
— Я не только пишу стихи, но и исполняю их… Часто со сцены. Поэтому мне будет интересен ваш опыт ведущей концертных программ и праздничных церемоний — искусство подачи слов…
— Искусство чтеца требует особого умения. Искусство ведущего — также отдельное мастерство. И тому, и другому можно научиться. Это как раз и входит в мою профессию: постановка дыхания и голоса, занятия техникой речи, интонационными выразительными средствами, снятие психофизического зажима, преодоление волнения и так далее. Голосо-речевой тренинг — это как гаммы для музыканта. Каждый актер проходит эту школу, обучается этому мастерству.
Я сразу после окончания института была приглашена преподавать сценическую речь, тогда же стала вести концертные программы. То есть, сама могла проверять на себе всё то, что предлагала ученикам… Мне повезло. Это наилучший из профессиональных сценариев. Судьба подарила мне счастливую возможность выходить на самые именитые сцены Санкт-Петербурга и Москвы, быть ведущей праздничных мероприятий в БКЗ «Октябрьский» и КЗ имени Чайковского, в Ледовом дворце, в Капелле и Филармонии. Выступать на Дворцовой площади и на Стрелке Васильевского острова, во Дворцах и Музеях Пушкина, Павловска и Петергофа… Всего не перечислишь.
Вы уже многие годы тоже выступаете в разных амплуа на сцене. Ваше исполнение благодаря «Поэтическим средам» на Гагаринской улице я уже не раз слышала и знаю, что у вас тоже богатый опыт публичных выступлений. И поэтому в том числе охотно согласилась быть с вами ведущей концерта во время фестиваля «Книжный маяк Петербурга». Рада, что наш дуэт состоялся. И нам было легко и приятно воплощать задуманное. Так что вас и учить не надо.
Благодарю за то, что вы очень чутко прислушивались к некоторым моим советам, чтобы наилучшим образом провести наш теперь уже можно сказать совместный проект — концерт Поэзии.
— Мне бы хотелось спросить о практическом применении ваших знаний и умений. Кроме преподавания в вузах и академической сфере, вы ведёте свой курс по речевому мастерству для всех желающих. Могли бы определить суть и назначение тренинга? Что он дает человеку?
— Прежде всего, он укрепляет уверенность в себе. Практика дает каждому ощущение хозяина своих собственных сил и возможностей, смелость, творческий азарт. Помогает сохранять в условиях публичного выступления открытость, спокойствие, юмор, достоинство, внутреннее равновесие и позитивное мироощущение. Это требуется человеку любой профессии, любого ранга. Терапевтическое назначение занятий в том, что они позволяют преодолеть излишнее волнение, скованность, психофизический зажим.
Цель моего авторского курса — развитие творческих качеств личности, воспитание умения искусно звучать и действовать словом.
Голосо-речевой тренинг помогает развить внутренние элементы психотехники: воображение, внимание, эмоциональную память; усовершенствовать аппарат воплощения: голос, интонацию, жесты, движения; и в единстве внутреннего и внешнего достичь действенности звучащего слова.
Курс не ставит своей задачей помочь овладеть «сценической речью», но мы используем те же методы, которые апробированы в воспитании профессиональных качеств актера. Занимаясь постановкой голоса и техникой речи, постигая секреты возможностей живого слова, мы исследуем самих себя, начинаем лучше понимать себя и ценить свою уникальность, неповторимость. Создавать свой стиль общения — это означает укреплять черты, привлекающие к нам людей, получать через плодотворное общение и диалог с другими новый импульс для собственного роста и творчества.
— Как попасть на ваши тренинги?
— Возможно, просто написать мне olgaimarchenko@yandex.ru и мы что-нибудь придумаем! Дорогу осилит идущий!
— Спасибо за общение.
Беседовал
Владимир ХОХЛЕВ.
(Печатается в сокращении).
Комментарии:
Статьи по теме:
В среде специалистов по риторике есть расхожее утверждение: «В истории всегда побеждает тот, к...
Беседу ведут Александр УРБАН, пресс-секретарь Фонда памяти полководцев Победы и его сын Андрей. &nb...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий