slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Вехи жизненного пути

О рабочем и колхознице, пивной кружке и удивительной судьбе Веры Мухиной

Вера Игнатьевна Мухина (1889-1953)

Судьба Веры Мухиной не менее интересна, чем её творения. В ней много парадоксов, и она действительно достойна экранизации. Вот только самые интересные факты.

Автор самого известного советского памятника по происхождению не относилась ни к рабочим, ни к колхозником. Она родилась в 1889 году в Риге и была дочерью состоятельного купца.

Вера Мухина сначала увлекалась живописью и была ученицей Константина Юона, но позже охладела к ней. Зато увлеклась лепкой, а когда оказалась на лечении во Франции, то поступила в парижскую Академию Гранд Шомьер, в которой училась у французского скульптора-монументалиста Э.А. Бурделя. А Бурдель был учеником ещё более знаменитого скульптора Родена.

Семья Веры не хотела отпускать её на учебу за границу. Всё решил печальный случай. Катаясь с горки на санках, она врезалась в дерево, и сучок отрезал ей часть носа. Нос пришили, затем были 8 пластических операций, а позже она продолжила реабилитацию у французских врачей. Так Вера Мухина и оказалась в Париже. Операции сильно изменили её лицо. Сама она считала себя некрасивой, но многие находили её привлекательной.

Вера Мухина вернулась из Франции в Москву за 2 недели до начала Первой мировой войны, с 1914 года работала медсестрой в военном госпитале. Там же завязались отношения с будущим мужем — талантливым врачом Алексеем Замковым. Он сам поступил с фронта в госпиталь уже как пациент. Они поженились в 1918 году. Многие счи-тают, что именно Замков — один из прототипов профессора Преображенского из «Собачьего сердца». Он создал в 1929 году первый советский гормональный препарат гравидан. Его пациентами были Молотов, Калинин, Клара Цеткин и Максим Горький. В отличие от Преображенского, Замков дважды попадал в опалу и оказывался в ссылках. Вера следовала за ним. В Москву она приезжала на время работы в том числе над всем известной статуей.

В 1925 году Вера Мухина вместе с лучшей подругой знаменитым модельером Надеждой Ламановой разработала линейку моделей одежды из дешевых и доступных подручных материалов. Они вместе выпустили альбом «Искусство в быту». С ней же они выпустили коллекцию одежды, получившей гран-при на выставке в Париже.

В 1920-е Вера Мухина создала известную статую «Крестьянка». Сначала статуя выставлялась в Третьяковской галерее, в 1934 в Венеции, затем в Триесте, а после войны оказалась в Ватикане. Ну а для Третьяковки отлили копию. Руки для своей крестьянки Мухина лепила с рук своего мужа. Она вообще не раз использовала его в качестве модели.

В 1937 году была создана её самая знаменитая статуя — «Рабочий и колхозница». Она должна была украсить советский павильон на Всемирной выставке в Париже. Проект Мухиной победил в сложнейшем двухэтапном конкурсе. В эскиз позже было внесено много поправок. Например, изначально юноша и девушка были обнаженными.

Считается, что вдохновлялась автор античными статуями «Тираноборцы» и крылатой Никой. При этом моделью для колхозницы послужила 18-летняя Анна Ивановна Богоявленская, которая работала телефонисткой в НКВД. Тело рабочего «позаимствовали» у бывшего артиста балета Игоря Басенко. «Лицо» его Мухина встретила на параде физкультурников. Оно принадлежало строителю Игорю Каснеру.

Во время работы над «Рабочим и крестьянкой» скульптор долго мучалась над композицией. Особенно много хлопот было с шарфом. С. Тамбовцев, директор завода, где должны были отливать детали скульптуры, написал на Мухину донос в компетентные органы. В нем он обвинял её во вредительстве, умышленном затягивании работы и срыве сроков сдачи. А главное в том, что в очертаниях шарфа можно усмотреть профиль Троцкого. К счастью, донос проигнорировали.

Оболочка статуи создана из хромоникелевой стали, которую до этого применяли в обшивках самолетов. Детали между собой сварены при монтаже, а не соединены заклепками, как обычно делали в то время. Это тоже было ноу-хау. Изготовление было очень сложным. В итоге в Париж все детали статуи везли в 28 вагонах.

Монтировали всё на месте. При этом было обнаружено, что кто-то перепилил один из тросов, удерживающих конструкцию. Если бы это вовремя не заметили, статуя могла бы рухнуть. В итоге к ней была приставлена охрана.

Советский павильон стоял напротив немецкого. «Рабочий и колхозница» вызвали восторг зрителей. Французская сторона хотела купить монумент, но советская сторона отказала. При этом когда статую разбирали для возвращения в СССР, делали это варварским способом, просто распиливая автогеном. В итоге почти все детали приехали поврежденными и их изготавливали заново.

В Москве о месте установки велись споры. Сама Мухина хотела видеть своё творение на Ленинских горах, или Крымском валу. Но установили у ВДНХ, да ещё и на отно-сительно невысокий для него 10-метровый постамент. Скульптор называла его пеньком. Только в 1976 году монумент установили выше. Зато уже с 1947 года он стал «визитной карточкой» Мосфильма.

Вера Мухина увлекалась и созданием художественного стекла, посуды. Есть миф, приписывающий ей создание гранёного стакана. Однако они существовали задолго до неё, их можно увидеть на многих старинных картинах. Зато по более правдоподобной версии именно она придумала гладкий ободок на верхней части уже существовавшего гранёного стакана. Также она считается автором популярных в СССР пивных кружек.

Вера Мухина создала скульптурные портреты многих прославленных современников и не только. А ее собственный портрет создал известный художник Михаил Нестеров.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: