slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Пролог к посланию. Сурков на разогреве

Долгожданное обращение Президента к Федеральному собранию не зря переносилось – оно сопровождалось подготовительными мероприятиями, каждое из которых вполне тянуло на хороший государственный сюжет. А вроде были это только увертюры, прелюдии, только заставки. Один арест сенатора Арашукова при всём честном народе в Совете Федерации и при личном участии В. Матвиенко, Ю.Чайки и А. Бастрыкина чего стоит.
А марафонские переговоры с Александром Лукашенко, хоккей и горнолыжные спуски (чтобы показать физическую форму первого лица). Статья В. Суркова, звезда Героя афганцу и полковнику спецназа ГРУ Владимиру Ковтуну, досрочное (в связи с декриминализацией статьи УК) освобождение другого полковника ГРУ — В. Квачкова как жест российским патриотам. Разным слоям общества посылались знаки, символы, намёки, а уж для совсем толстокожих и прямые сигналы. Что-то из этого фейерверка должно было растопить самые черствые сердца.

Многие могли задуматься: а существует ли вообще в мире такой здоровяк, как наш президент, и устыдиться своих сомнений, если таковые ненароком осмеливались его/её посещать, – о возрасте президента России, о его работоспособности, об утрате контроля над чиновничьей армией и т.д.

«Проблема-2024», которую кое-кто у нас порой усиленно навязывает обществу, хотя бы в этой части отпадает сама собой. Ну не субтильного же Макрона сравнивать с нашим мачо? Не погребальные дроги стоймя в лице Терезы Мэй? Не Меркель, которая Ангела, с её вечно кислой физиономией? Она, кажется, улыбнулась за последние годы один раз, максимум два — когда Путин вручал ей цветы по случаю торжества.
В. Соловьёв в программе «Путин, Кремль, Россия» «очеловечивает» президента уже без всякого удержу. В этом нас должны убедить выигрыш президентской команды в хоккей со счётом 16:1, разминочные отжимания прямо в коньках на льду, погружение в купель на Крещение, целование детей и исполнение их рождественских желаний, фотографирование с радушными представителями народа. Брежневу вешали цацки на грудь так, что он не мог стоять, Путина не устают славить за его сверхъестественную спортивную форму.

Появление статьи В. Суркова накануне выступления президента с Посланием к Федеральному собранию сыграло предназначенную ей роль. Фурор произведён, блогосфера дымилась возгласами за и против, очередная версия макиавеллиевского «Государя» возымела должный эффект. Брожение в умах налицо. Разогрев публики в самый канун президентского Послания к Федеральному собранию состоялся.

Оценивая статью В. Суркова, так и подмывает употребить старую, но очень удачную формулу: сочинение Суркова и хорошо, и оригинально. Беда в том, что оригинальная часть в ней нехороша, а хорошая часть неоригинальна. Но отделаться этой остроумной отговоркой не получается – всё-таки в статье есть вещи, на которые стоит обратить внимание, которые при всей знакомости вроде бы отдают новизной.
Вот, скажем, такие слова о Западе, под которыми вряд ли подпишутся представители «пятой колонны»: «Чужеземные политики приписывают России вмешательство в выборы и референдумы по всей планете. В действительности, дело ещё серьёзнее – Россия вмешивается в их мозг, и они не знают, что делать с собственным изменённым сознанием. С тех пор как после провальных 90-х наша страна отказалась от идеологических займов, начала сама производить смыслы и перешла в информационное контрнаступление на Запад, европейские и американские эксперты стали всё чаще ошибаться в прогнозах. Их удивляют и бесят паранормальные предпочтения электората. Растерявшись, они объявили о нашествии популизма. Можно сказать и так, если нет слов».

Это очень едкое и точное наблюдение, прозвучавшее, что симптоматично, из уст «важняка» из президентской администрации. Такие характеристики в адрес «партнёров» вряд ли когда исходили от официальных представителей Кремля. Мне, например, случалось приметить в ходе президентских выборов 2016 года немыслимую для США и явно позаимствованную у нас ностальгию — в захолустной, консервативной Айове треть избирателей вдруг признались в своих симпатиях к социализму! Миллионы голосов были отданы единственному «независимому социалисту» в американском сенате Б. Сэндерсу! А вспомните непостижимый 3—4 года назад для тамошних правящих элит всплеск авторитета Путина в США, которому изумлялся сам Барак Обама? Разве это не «паранормальные предпочтения электората»? Реакцией на это властей стало неистовое шельмование и бичевание России и Путина, бешеный контрпропагандистский навал с вбрасыванием всевозможных провокаций вроде отравлений в Солсбери, сбитого «Боинга» и всех мыслимых и немыслимых подлостей и преступлений.

«Владислав Юрьевич, — писала С. Тарощина в «Новой газете» — сделал невозможное — несколько дней в ящике говорили не об Украине, а о России. Армия комментаторов запыхтела над расшифровкой исторической криптограммы Суркова. Казалось, нет ничего более важного для отечества, чем разбор вдохновенного полёта графомании. Но даже самые недюжинные телевизионные умы, от Проханова до Шахназарова, так и не смогли объяснить: что из всех сурковских глубин вытекает?

Сурков, не признаваясь в том открыто, по сути возрождает уваровскую триаду «самодержавие, православие, народность», модернизируя её на современный либеральный лад – то есть без православия. Вместо самодержавия возникает «государство Путина», на месте народности — «глубинный народ». Устойчива ли будет такая конструкция? Прежняя уваровская, на трёх ногах, и то не устояла. Что уж говорить о двух ногах?
Разочарование в демократии сегодня повальное – и в России и во всём мире, чему свидетельством «партия чаепития в США», победа Трампа, ставшего выразителем боли и гнева никсоновского «молчаливого большинства» на выборах, и кончая жёлтыми жилетами во Франции. А русский народ разочаровался в демократии — и в в сурковской «суверенной» вариации, и в западной – поскольку воочию увидел отнюдь не голубиный оскал «глубинного капитализма». Так же, как он разочаровался в либерализме, чего никак не хотят признать ни сами российские либералы, ни их западные дрессировщики и спонсоры.

Это особенно задевает тонко-изящные фибры души российских западников. В своих откликах они страстно упрекают президента и его помощника в преднамеренном отвержении преимуществ западной демократии.
Россия отворачивается от Запада всё решительней и всё определённей. С иллюзиями по поводу добрых отношений с «партнёрами», похоже, покончено. Западников долго, месяцами и годами, совершенно незаслуженно называли «партнёрами» в натужном стремлении наладить диалог, сохранить modus vivendi, спасти то, что ещё оставалось от структуры международных отношений – ООН, Ялта, Хельсинки, договоры по ПРО и РСМД. Молча терпели неоднократные унижения – наглый отъём нашей дипломатической собственности в США, санкции, аресты граждан России по надуманным предлогам, не принимали ответных мер до самого последнего времени. Ничто не помогало. «Трудно разумному долгий вести разговор с дураками, — говорил по схожему поводу поэт античности Феогнид, — но и всё время молчать – сверх человеческих сил».

И Путин не выдержал. В своём послании Федеральному собранию он резко высказался о действиях США и позиции их союзников в вопросе выхода из ДРСМД. По словам главы государства, американская сторона должна была вести себя честно, а не искать надуманные поводы для выхода из договора. «США сами нарушают все условия, а затем сами расторгают соглашения. При этом сателлитов Вашингтона аккуратно заставляют «подхрюкивать», — заявил Путин.

Симптоматично почти совпавшее по времени сочетание статьи Суркова и киселёвского интервью Дудю, где он говорит о желательности упразднения поста премьера и переходе на американскую модель президентской власти. Кстати, об этом же говорил в своё время Г. Зюганов, предлагая в случае своего избрания совместить посты президента и председателя правительства. Это, считал вождь КПРФ, действительно правдивый и ответственный подход к управлению государством.

Оба, Сурков и Киселёв, дудят в одну дуду — о необходимости укрепления властной вертикали и возможном растяжении сроков полномочий Путина. Похоже, что уже принятие даже одного предложения Зюганова/Киселёва потребует изменений в конституции.А уж трёхдневные катания на лыжах с Александром Лукашенко с примечательным участием молодого Коли Лукашенко и переговоры с батькой, в финале которых прямо на снежной лыжне Путин очень показательно упирал на то, что «нет сегодня в мире независимых государств». Взгляните на ЕС, говорил президент, где все решения принимаются под нажимом Вашингтона. И эти слова совсем уж явственно указывают нам на то, что некие подвижки на пути дальнейшего сближения России и Беларуси обсуждаются заинтересованно, горячо и подробно. Так что всё возможно. А это также может означать необходимость неких будущих новаций в конституции, а значит, и шанс для Путина баллотироваться вновь – но уже в новом государственном формате. Таким может быть вариант решения «Проблемы-2024», то есть «политического транзита после истечения последнего срока президентства Путина».

Намёки на изменения конституции звучали уже из уст В. Володина, спикера Госдумы, и от В. Зорькина, председателя Конституционного суда. Так что тема эта всё настойчивее вводится в общественный дискурс и будоражит умы светлых столпов нашей государственности. В статье произнесены слова Бог и русские, но с каким же интеллигентским подвывертом! В сурковской иерархии ценностей Бог упомянут только в оценке Эйнштейна, который сказал о Боге: «Изощрён, но не злонамерен». Вот так!

Сурков признаётся, что не понимает, кто он, этот «глубинный народ», и в то же время он употребляет в статье такие понятия, как «русская история», «русский мир», «по-русски», «русское государство». А вот признать государствообразующую роль русского народа в стране, где проживают 83% русских, Суркова не хватило. Зато он смело обозначил вместо русской нации новую «российскую нацию».
«Глубинный народ – это русские», — отвечает за автора Проханов, давний духовный поощритель Суркова в пору сотворения «Околоноля» и «Судьбы полукровки». Как это может сработать в России?
Статья писалась Владиславом Сурковым для одного человека, говорят люди наблюдательные, для того, чтобы напомнить о себе, продемонстрировать свою необходимость, подчеркнуть своё искусство волхования. Нет, никто не забыл, что это всё тот же Сурков, когда-то назвавший Путина «белым рыцарем Бога».

На квалифицированного потребителя, которого готовят теперь из русских, на образованца нынешнего разлива сурковское воркование должно произвести впечатление: «Вот как метнул», — говорят в таких случаях гоголевские персонажи. Это не значит, что в статье нет вещей, с которыми можно и следует согласиться. Они есть.Настораживает, конечно, подозрительность по отношению к «тёмной массе» — народу, который легко манипулируем, вечно недоволен и живёт своей потаённой, неразгаданной жизнью.На фоне фронтального наступления на Путина Запада, мирового олигархата и врага «унутреннего» в лице «пятой колонны», на фоне утраты контроля над кадрами преподнести президенту восторженный панегирик, где прямо обыгрываются путинские космическая сила и всемогущество, значит оказать ему великую услугу. Подбодрить, приласкать, припасть к стопам. Стать сверхверным нукером. А может — чем чёрт не шутит? — наследником?

Ода, вроде державинской «К Фелице», не предполагает не то что критики — даже тени сомнений в поступи державного лица. Ни одной укоризненной морщины на челе не должно воспоследовать, когда речь заходит о тронном песнопении. Стилистика статьи подчёркнуто модернистская (или пост-модернистская), космополитическая, чтобы, не дай Бог, не упрекнули Владислава Суркова в заигрывании с «нутряной, глубинной Россией», с патриотами, не заподозрили в купании в водах замшелых, давно уже не вешних. В этом – намеренное отстранение автора от Путина с его погружениями в иордань, стоянием в затерянном в российской глубинке храме со свечой, где жива и воспаряет к Богу вечная Русь с её смирением, бестолковостью и неутолимой жаждой правды и добра.
 
Виктор ЛИННИК

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: