slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Приоритет — современность. 60 лет журналу «Нева»

Удивительно молодо выглядит в свои шестьдесят лет журнал «Нева». У этого толстого литературно-художественного журнала, одного из двух в Санкт-Петербурге, славные традиции. Ему доверяли печатать свои произведения М. Шолохов и Ф. Абрамов, В. Конецкий и К. Воробьев, В. Быков и Д. Гранин, И. Ефимов и братья Стругацкие. Давние добрые связи не прерывают с «Невой» поэты Александр Городницкий, Глеб Горбовский, Александр Кушнер. Именно со страниц этого журнала в перестроечные годы пришли к читателям эпопея А. Солженицына «Красное колесо», роман А. Дудинцева «Белые одежды» и пророческая повесть А. Зиновьева «Катастройка».
И сегодня на страницах журнала можно встретить немало имен, достойных войти в золотой фонд отечественной литературы – прозаики М. Кураев, Н. Галкина, О. Ермаков. Е. Крюкова, поэты Г. Горбовский, А. Шацков,
В. Дударев, Д. Мизгулин, В. Шемшученко…
Ивсё-таки… Не отказываясь от традиций — публиковать высококачественную литературу, отражающую специфику исторического периода, в котором мы все живём, — «Нева» уже много лет отдает свои страницы (январский и июльский номера), молодым авторам, авторам новой генерации. Наверное, коллективу редакции не просто иметь дело с молодыми амбициозными авторами, не прошедшими должной школы мастерства, не поддержанными столь необходимой грамотной критикой, доверяющими только компьютеру и своим близким друзьям. Но из года в год журнал находит и даёт свет произведениям, в которых явлено лицо новой эпохи. Выбор тем, поиск собственного мировоззрения, свой взгляд на современную действительность, единственную, усвоенную ими по собственному опыту, попытки осознать своё место в мире, разочарования, надежды, радости молодых и их скепсис — удачно или не удачно вылеплено это «лицо эпохи», но именно оно отражает состояние современной литературы. А здесь и заметная утрата молодыми ощущения преемственности с предыдущей эпохой, и огорчительная языковая и стилистическая скудость, и порой излишняя сосредоточенность на своем авторском эго. И все-таки… «Нева», серьёзный литературный журнал, выполняет поставленную перед собой задачу — предложить читателю максимально возможное многообразие литературы нового поколения.
Характерно, что петербургский журнал «Нева» не позиционирует себя как исключительно питерский: на его страницах появляются тексты, присланные со всех концов всё ещё необъятной России. И если бы только России, но и из зарубежья, ближнего и дальнего. И следуя своему принципу – отдавать приоритет современности, актуальной проблематике, «Нева», быть может, как никто другой дерзнула напечатать созданные по горячим событиям на Украине произведения: пьесу Михаила Крымова «Майдан, майдан!» (2014, №9), повесть Александра Рыбина «Война в Луганске» и роман Всеволода Непогодина «Девять дней в мае» (2014, №10). И именно в «Неву» авторы, очевидно, сознавая возможность напечататься в этом журнале, а значит, и быть услышанными, отправили свои произведения. И надо отметить, задело, по крайней мере это можно сказать о романе В. Непогодина, посвященном событиям в одесском Доме профсоюзов, критика отозвалась и высказала дельные замечания молодому автору, по-хорошему направляющие. А вот Михаила Крымова не заметили, пожалуй, ни критика, не театральное сообщество, хотя профессионально написанная, в лучших брехтовских традициях политической сатиры острая пьеса могла бы с успехом идти на наших подмостках. Впрочем, театральное сообщество волнуют другие проблемы — малинисто-сладкие да малинисто-гадкие перелицовки отечественной классики.
Удивительное нелюбопытство со стороны когда-то просвещённых масс и их водителей ко всему, что не эпатаж и не гламур вкупе с практически умолкнувшей литературной, да и всякой другой серьезной художественной критикой, размывают наше подлинное культурное пространство. И, чутко уловив эту опасность, «Нева» регулярно публикует материалы, посвященные переосмыслению классического наследия, не с тем, чтобы выудить нечто остренькое да солененькое, а чтобы попытаться извлечь из него новый ресурс развития, актуализировать, вырвать из прокрустова ложа советского литературоведения Н. Гоголя и А. Чехова, А. Блока и Н. Гумилева, М. Лермонтова и Л. Толстого. Не случайно журнал «Нева» удостоен грамоты международной Лермонтовской премии в номинации «За красоту творчества и высокие принципы гражданской ответственности».
Это только кажется, что литературная жизнь в стране замерла — нет, просто она не попадает под яркий свет софитов и в объективы. «Нева» — тоже живое издание, журнал открыт обществу и миру. На протяжении ряда лет главный редактор Наталья Гранцева ведет мастер-класс «Невы» в рамках Форума молодых писателей в Липках, работает с юными дарованиями на полях масштабного проекта С. Филатова и возглавляемого им фонда, встречается с читателями в Крыму, Севастополе, Петрозаводске и других городах. Члены редколлегии выезжали в Красноярск, постоянно встречаются с читателями в библиотеках города. И при этом ещё и пишут книги: поэт и эссеист Н. Гранцева, прозаик А. Мелихов, доктор филологии И. Сухих, редакторы О. Малышкина и Е. Зиновьева.
Конечно, эту радужную картину портят проблемы выживания. Тираж, как и у всех литературных «толстяков», за четверть века неуклонно снижался, и сейчас это 2800 против 675 000 в 1989 году. У читателей старшего поколения нет средств, чтобы «баловать» себя привычным обращением к журнальному чтению, у молодежи — привычка и не выработалась, а возможности сместились в сферу электронных версий. Скудное финансирование библиотек позволяет им комплектоваться не по потребностям, а по кошельку. Системные вопросы существования толстых журналов не решены, а ведь эти издания – не только наше культурное наследие, это экспертный срез нашей литературы и ее будущее. При всей возможности нести своё слово миру — «никни», или «чатни», или «сайтни» в Интернет, молодежь стремится напечататься, увидеть своё слово на бумаге, а значит, почувствовать себя писателем, «легализоваться», вынырнуть из Всемирной паутины. В редакции остается только достойное. Пока «Неве», как и другим журналам, помогают выжить государственные гранты. Что дальше? Поживем — увидим. История показала, что главная задача толстых журналов — беречь и пестовать русское слово, и «Нева» в течение шестидесяти лет с этой задачей справляется.
 
Александра ГРИГОРЬЕВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: