slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

премьера. Дню Победы посвящается

В попытках нынешнего российского кинематографа достичь уровня, присущего если не золотым его временам, то хотя бы отличающего заметные картины, выпускаемые  когда-то «Мосфильмом», «Ленфильмом» и другими студиями страны, телекомпания ВГТРК занимает свою нишу, обойти вниманием которую может разве что напрочь заангажированный  критик или вконец испорченный сериальной кислотой зритель.

Отнюдь не всё кинопиршество, сервируемое каналом «Россия», вызывает у меня  восторг и чувство внутреннего согласия с замыслом и режиссёрскими новациями.  Да это и естественно, ибо сколько людей, столько и мнений. Причем не каждое лыко в строку вставишь. Прочтя дневниковый «Мартиролог» Тарковского, с которым  связывают меня годы совместной работы, поразился резким, зачастую злым и безапелляционным оценкам творчества его коллег по киноцеху. «Чухрай — человек глупый, самовлюбленный и бездарный. В свое время он стал идеологом мещанства со своими «41-м» и «Балладой о солдате». «Не знаю, почему, но меня последнее время стал чрезвычайно раздражать Хуциев. Как режиссер — совершенно непрофессионален».

И это лишь цветочки. Высоко ставлю я три фильма Андрея: «Иваново детство», «Рублева» и «Зеркало». Но в незаслуженно осквернённых фильмах Чухрая и Хуциева  мещанство может усмотреть лишь человек, одержимый мещанством просвещённым  и утончённым.

Споря с одним из основных движителей кинопродукции на канале «Россия» — продюсером Сергеем Шумаковым о фильме «Остров», в который он вложил  частицу  души, как его болельщик и почитатель, я не пользовался  высокомерной лексикой Тарковского, ибо, что дозволено Юпитеру, не отпущено быку…

Но мне, многие годы проработавшему реставратором в Псково-Печерском монастыре под духовным руководством его настоятеля — легендарного игумена Алипия, прошедшего школу митрополита Питирима — церковную и общественную (мы были  членами Президиума Советского фонда культуры), не дано было воспринять «лунгинский» монастырь — грязный, кликушествующий и лишённый того  божественного смысла, к которому приучили меня вышеназванные учителя и простые монахи.

Но, когда Сергей Шумаков взволнованно поведал в той беседе о новой работе, начатой  им только что с режиссёром Андреем Малюковым, я каким-то внутренним чутьём  осознал серьёзность и самого замысла и значимость будущего фильма для нравственного очищения тех, кому адресованы были его философская и художественная  составляющие. С нетерпением ждал я, когда закончатся съёмки, чтобы убедиться в  правильности своих предположений и надежд.

Кассету «Мы из будущего» я просмотрел на одном дыхании, ни разу не испытав даже  малейшего разочарования. Ни один кадр не вызвал у меня отторжения или желания   возразить создателям фильма ни по сути происходящих в нём событий, ни по способу подачи блестяще снятого, смонтированного и озвученного материала.

Как же выгодно отличается фильм «Мы из будущего» от многочисленных поделок на  военную тематику! 1942 год, в который, словно на машине времени, попадают молодые сегодняшние современники, — время самых тяжелых боев с нацистской военной  машиной, описан сценаристами Володарским и Шевцовым со строго документальной  точностью, где нет места показным спецэффектам, которыми так любят насыщать специалисты по кровопролитию свои бесконечные ужастики. Режиссёр А.Малюков смог так показать настоящую войну, что ребята из 2007 года, занимающиеся поисками её трофеев и остатков военной техники, сами того не замечая, становятся активными  участниками подлинных боевых действий. А главное, они проникаются духом   воинского товарищества, где нет места показухе и деланому героизму. Забываешь об искусственном превращении пацанов с Невского проспекта, торгующих старой военной  эмблематикой, пьющих пиво, ругающихся между собой, пытающихся найти своё место в демократических рыночно-расхристаннных реалиях. Помогает этому хорошо подобранный актёрский коллектив – от опытного мастера Б. Галкина до четырёх  малоизвестных актёров, у которых есть своё отношение к происходящему и дар донести его до зрителей. Великолепна Екатерина Климова, играющая медсестру. В ней удивительно сочетаются черты характера и внешний облик девушки  сорок второго с образом нашей современницы из тех, что сдерживают вульгарный натиск телевизионных див, обитательниц Рублевки и «героинь» «Дома-2», которыми командует шоколадная тусовщица Ксюша Собчак.

Когда, пройдя суровые военные дороги, герои фильма оказываются на своём не изменившемся  за время их отсутствия Невском и видят вышедших из «Дома-2» обкуренных и обманутых сверстников, становится ясно — в это настоящее им дороги уже нет. Они начинают путь в будущее, помня о великом прошлом. Замечательно сочинённая и аранжированная  Иваном Бурляевым музыка поддерживает надежду на то, что это будущее — прекрасно, а слёзы, которые обязательно выступят на глазах преобразившихся  парней 9 Мая в минуту всенародного молчания, станут великой данью тем, кто за наши надежды отдал жизнь.

 

Савва Ямщиков. 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: