slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Праздник музыки. Послесловие

Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что…
Спасибо, музыка, за то,
Что ты – единственное чудо,
Что ты – мечта, а не причуда…
Владимир Соколов.
Еще один конкурс имени Чайковского позади. Шестнадцатый… Я впервые пришла на этот музыкальный праздник школьницей. Привел отец, который тщетно старался увлечь меня музыкой. Хоть и через силу, но я все-таки ходила в музыкальную школу. Папа смог привести меня в Большой зал консерватории. И тогда я, наконец, поняла, что в моей жизни свершается чудо. С тех пор, с весны 1958-го, я уже не могу жить без музыки. Однако в качестве моего волшебного ключа к музыке я назову не того пианиста, о котором говорили все. Меня совершенно потряс не Ван Клиберн, а американец Даниэль Поллак, которого я ежегодно слушаю в концертах по сей день…
С тех пор, уже как музыкальный журналист, я «отработала» 14 конкурсов имени Петра Ильича Чайковского. Они стали непременной частью моей жизни…
И вот нынче – 16-й музыкальный праздник. Особенный. Хотя бы потому, что он не только был самым сильным по составу конкурсантов, но и самым сильным по мастерству. Из тысячи претендентов на участие были представлены таланты из 58 стран, а победителями стали 45 человек. Многое было по-новому. И то, что отбор теперь шёл по видеодискам, а не по живому исполнительству. И что время было сжато до 13 дней — эдакая мощная творческая «пружина». И добавились еще два новых испытания – деревянные духовые и медные духовые инструменты (а именно такие инструменты ой как нужны не только в сольных концертах, но и в постоянной оркестровой практике). Председатель оргкомитета конкурса Валерий Гергиев отметил ещё и то, что в удивительно мощных жюри всех шести творческих профессий были крупные организаторы гастрольного производства, импресарио, продюсеры, то есть те, от кого зависит дальнейшее творческое развитие молодых победителей. Такой музыкальный цветник что на сцене, что в зале за длинным столом жюри!..
Программы всех трех туров очень насыщены, сложны и объёмны. Есть из чего выбирать, но в поддавки тут не сыграешь. Что бетховенские сонаты (где прежде всего «повезло» «Аппассионате», «Авроре»), что прелюдии и фуги Баха и этюды Шопена, что знаменитое «Пеццо Каприччиозо» для виолончели, что сложнейшие романсы Чайковского — короче, пир музыки, и на нём главенствует талантливая молодежь. Уже на первом туре среди пианистов ярко заявили о себе романтик Константин Емельянов (фортепианная соната С. Барбера), американец Кеннет Броберг (та же соната Барбера) – но как же по-разному её «выстрадали» молодые музыканты. То же самое – пронзительная глубина, умная эмоциональность и блистательный пианизм мгновенно покорили зал в выступлении представителя Франции — 22-летнего Александра Канторова, явно тяготеющего к Брамсу. Это он ослепительно доказал в финальном туре, исполнив с оркестром под сопровождением Василия Петренко Второй концерт этого немецкого классика, но притом ещё и — единственным на конкурсе — с энтузиазмом и красотой показав Второй концерт Чайковского.
Зал, встав в едином порыве, аплодировал удивительному юному японцу Фудзите Мао — его Скрябин был поразительным. Очень хорошо, но не в полную меру своих сил выступал маститый, увенчанный победами на разных конкурсах россиянин Андрей Гугнин. Но, откровенно говоря, его «неполная мера» являет собой высший класс пианизма. Запомнился симпатичный китаец Ань Тяньсю. И наш Дмитрий Шишкин тоже был на высоте, хотя второй тур вполне мог сыграть лучше… Лучше! Борьба хорошего с прекрасным.
Я привела примеры только из фортепиано, но аналогичное действо происходило и на виолончели, и на скрипке. Надо сказать, что на скрипке далеко не всегда раньше была первая премия. А тут эдакое свершилось. Обладатель первоклассной виртуозности и лирико-философичности, Сергей Догадин (см. «Слово» № 13 / 2019) был идеален в своём Чайковском и Моцарте при замечательном контакте с маэстро Юрием Симоновым. Интересно себя показал и бельгиец Марк Бушков, хотя лично я, признаюсь, что такая разухабистая «концертность» и порой просто шальные темпы при определенных вкусовых и тембральных помехах лично мне «не очень», но публика такое исполнение приветствует. Мне больше по душе наш Айлен Притчин — тоже высшая яркая концертность, но торжество вкуса и очень чистых даже в самых высоких нотах в каденции скрипичного концерта Чайковского… И еще один скрипач редчайшего обаяния, лирик из Чехии — Милан Аль-Ашаб. Он прелестно сыграл не только Концерт Чайковского, но и солнечного Моцарта, 4-й концерт 218 Кёхель. Публика прямо-таки взревела, когда он закончил своё выступление, и приветствовала Милана стоя…
И то, о чем я успела сказать, и то, что мыслится — мгновения одно ярче другого, но вместе сливающиеся в единое музыкальное великолепие… Но надо вернуться к одной из особенностей нынешнего конкурса. Тщательный отбор участников вызвал у жюри необходимость очень сложного отбора. Были музыканты и совсем «зелёненькие», и те, кто уже широко известен во всём мире и обладает едва ли не десятком побед на конкурсах, то есть значительной оркестровой практикой, а не только именем. И вот очень заметно, что самые маститые не занимают самые высокие места. Более того, порой даже не доходят до третьего, а то и до второго тура. Конечно, и для маститых это трагедия, которую пережить непросто. А может, им, знаменитым и умелым, не надо штурмовать ещё один конкурс?! Наверное, не надо. Но конкурсанты сами сознаются, что к сонму своих «медалей» им очень хочется добавить победу на конкурсе Чайковского, тем более что на следующем соревновании через четыре года участвовать им уже не позволит возраст. Жюри сталкивается с очень большими проблемами. Я поняла это в общении с Денисом Мацуевым, возглавлявшим фортепианное жюри. И то же самое нельзя было не заметить, разговаривая с отличными нашими музыкантами (в том числе и «повторниками»), которым не повезло: назову Андрея Гугнина, и Филиппа Копачевского, и Айлена Притчина… Ничего не поделаешь, хоть и ослепительно талантливы.
Гран-при и первое место присудили Александру Канторову, золото у скрипачей получил Сергей Догадин. Дмитрий Шишкин и Марк Бушков стали серебряными лауреатами. Кеннет Броберг отмечен третьей премией. Все премии не перечислишь, мы будем знакомиться с ними подробно теперь уже в филармонической, концертной практике.
Но я ничего не сказала об очень интересном параллельном звучании Конкурса имени Чайковского в нашей Северной столице. Судя по гала-концертам по окончании конкурса, музыканты там, особенно виолончели и духовики, — превосходны. То, что мне лично довелось услышать в пресс-центре — я имею в виду вокал, — к великому сожалению (особенно насчет женских голосов), как говорится, оставляет желать лучшего.
На конкурсах, как мы давно заметили, всегда главенствует фортепиано, скрипка, виолончель и вокал. Так было и нынче, но вокал был с огромным отрывом обойден редкостно одаренными духовиками. Хороши и флейтист Матвей Демин (1 премия), и китайский валторнист Женг Юн, и тромбонист Алексей Лобиков (оба — первая премия по «меди»), и тубист Федор Шагов (вторая премия), и Беверари Алессандро (итальянский кларнетист, бронза), и очаровательная русская флейтистка Софья Виланд.
Все-таки назову отдельные премии по вокалу: Владислав Куприянов, получивший спецприз имени Хворостовского, высокий лирический баритон. И – вторая премия – превосходно обученная, но обладающая несколько беловатым звуком Айгуль Хисматуллина, запомнившаяся второй арией Царицы ночи из «Волшебной флейты». А вот первая вокальная премия, которая у Марии Бараковой (меццо) — она пела ариозо Ольги из «Онегина», разочаровала, и не только меня. А из того, что мне удалось услышать у виолончелей, назову очень сильного и яркого колумбийца Каньон-Валенсиа Сантьяго (у него «серебро»)…
Пожалуй, хватит перечислять. Творческая практика покажет, что к чему. Главное – был прекрасный музыкальный праздник, который останется в наших сердцах, мыслях и чувствах.
Наталья ЛАГИНА.
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: