slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Повторение пройденного?

Только что состоявшийся IХ съезд партии «Единая Россия», вероятно, войдёт в её историю как «съезд победителей». Единороссы в полной мере, наконец, ощутили себя правящей партией. На парламентских выборах 2007 года они получили 315 депутатских мандатов, что составляет 70% процентов мест в Государственной думе. Используя пресловутый административный ресурс, они имеют большинство и в Совете Федерации. А теперь «Единая Россия» заполучила в качестве своего вождя и признанного национального лидера. На заключительном заседании съезда Владимир Путин принял предложение стать председателем партии, подтвердив намерение возглавить правительство.

Поясняя мотивы своего решения, Путин заявил: «Руководителю правительства не обойтись без постоянных и всесторонних контактов с регионами, общественными объединениями, профессиональными союзами, экспертными группами, непосредственно с гражданами страны. И здесь организационная структура Партии может стать и важным инструментом влияния, и, что не менее важно, инструментом обратной связи.

...Лидерство в Партии главы исполнительной власти — цивилизованная, естественная, традиционная для демократических государств практика».

Заметим, что сам глава единороссов не склонен обзаводиться партбилетом. Чтобы устранить этот очевидный казус, «Единая Россия» зарегистрировала новый устав, который позволяет стать председателем партии беспартийному. Оба свои поста Путин займёт после инаугурации в качестве нового президента Дмитрия Медведева, который также сохранит свой надпартийный статус.

Создаётся своеобразная конфигурация власти. Да, все основные государственные рычаги по-прежнему находятся в руках президента, а они почти безграничны. Но резко возрастает вес премьер-министра. Он уже не находится в зависимом положении. Нет прежней субординации начальника и подчинённого. Во-первых, Медведев пока ещё не имеет путинского авторитета. Во-вторых, Путин как премьер будет опираться на поддержку партии, обладающей в парламенте конституционным большинством.

«Партия, победившая на парламентских выборах, отныне будет иметь возможность экспортировать в исполнительную власть свои предложения по решению крупных общенациональных проблем, а также иметь соответствующий контроль за деятельностью различных ведомств, — считает вице-спикер Госдумы, член генсовета партии «Единая Россия» Юрий Волков. — Этот факт кардинально меняет сложившуюся систему формирования высшей власти в стране».

Итак, возникают два центра сил. Идеальный вариант — их гармоничное взаимодействие, о чём заявляют оба лидера. Но, как показывает украинский опыт — бодание Виктора Ющенко с амбициозной Юлией Тимошенко, вчерашние партнёры могут оказаться соперниками. В этом случае Путину обеспечена мощная страховочная сетка в виде собственной партии.

«Окончательно ясно, что Владимир Путин остаётся национальным лидером», — делает вывод политолог Александр Ципко. «Аппарат правительства будет в большей степени напоминать путинский аппарат в Кремле», — полагает президент Фонда эффективной политики Глеб Павловский.

«Политическая поддержка гражданами страны курса президента институционализируется, — заявляет директор Института политических исследований, депутат Госдумы Сергей Марков. — Пусть наши оппоненты убедятся, что Россия не суперпрезидентская страна, а президентско-парламентская. Такое государственное устройство сходно с Францией, где премьер-министр опирается на парламентское большинство. Владимир Путин будет использовать партийный ресурс не столько для укрепления своей власти, сколько для проведения своего курса».

Аналогия с Францией, равно как и с другими западными демократиями, несколько притянута за уши. Сторонники правящей партии во главе с Н. Саркози довольствуются лишь 342 креслами, а вот коалиция левых (социалисты, коммунисты и экологи) получила в новом парламенте 231 место – это почти на четверть голосов больше, чем прежде. В обеих палатах американского Конгресса большинство принадлежит представителям Демократической партии, противостоящей президенту-республиканцу. По итогам недавних досрочных парламентских выборов в Италии коалиция Сильвио Берлускони получила 47,3 % голосов избирателей, а его главный соперник — Союз Вальтера Вельтрони — 38 %.

Что касается России, то в складывающейся политической системе нарушен баланс сдержек и противовесов. «Единая Россия» занимает монопольное положение. Как тут не вспомнить слова афористичного Виктора Черномырдина: «Какую партию ни строим — всё равно КПСС получается». Действительно, очень похоже на повторение пройденного. Особенно, если учесть, что планы партии простираются до 2020 года, т.е. она рассчитывает рулить три президентских срока, сохраняя монополию власти и обеспечивая возможное повторное возвращение Путина на пост главы государства. Важнейший положительный фактор такой ситуации — фактор стабильности. Но она же чревата застоем.

Партия, заявил в этой связи Путин, должна реформироваться. Должна быть разбюрократизирована полностью, очищена от случайных людей, преследующих исключительно личные цели и личные выгоды. Она призвана активнее работать с молодежью, интеллигенцией, предпринимательством, рабочими, тружениками села, помогать продвижению во все сферы общественной жизни самых одарённых, энергичных, порядочных профессионалов.

Если этого не произойдёт, Россия рискует скатиться в старую заезженную колею. Хотя, казалось, этот отрезок пути мы уже проехали.

Юрий ГЛУХОВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: