slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Последователи Ямщикова

В Лаврушинском переулке, в залах древнерусского искусства Третьяковской галереи, недавно открылась выставка возрождённых к жизни икон позднего русского средневековья. Все древние иконы поновлялись — прописывались заново поверх потемневшего слоя олифы. Пришло время очистить шедевры от позднейших наслоений.
При этом было сделано немало открытий. Точную дату создания обрела икона «Сорок мучеников севастийских». В научный оборот вошли новые имена иконописцев: например, последователя Симона Ушакова Емельяна Никитина, который творил в XVIII веке. Это заслуга реставраторов: и заслуженных работников культуры, и молодых художников Отдела научной реставрации темперной живописи Третьяковской галереи, созданного в 1985 году, которые руководствовались своим главным правилом — «не навреди». Все они обладают знаниями в области истории, искусствоведения, физики, химии, навыками живописцев.

Используется опыт знаменитого реставратора и историка искусства Саввы Ямщикова. Перед раскрытием иконы фотографируют в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, анализируют грунт, красочные слои. Раскрытие авторского красочного слоя от поздних записей и потемневшей олифы ведется послойно, с использованием бинокулярного микроскопа. Дошедшие до нашего времени древние иконы были написаны с точным следованием определённым правилам. В отличие от нынешних живописцев.
Так, наши современники ради того, чтобы сделать заказ через месяц, порой выбирают некачественные, непросушенные сучковатые доски, которые, согласно требованиям XV века, должны выдерживаться почти полгода! Они также используют современные, чуть ли ни акриловые краски! Реставраторы же Третьяковки строго следуют старым, надёжным правилам. Они, в частности, используют рыбный клей, поскольку синтетические материалы не прошли проверку временем; удаляют загрязнения; укрепляют красочный слой; выполняют тонировки…
Следует отметить, что ныне возвращённые ими к жизни работы древних мастеров отличаются необычной и оригинальной иконографией. Как, например, «Снятие с креста» первой половины XVI века. В рамках строгих канонов иконописцы смогли передать тончайшие оттенки чувств — скорбь, умиление, философские размышления. Казалось, каноны лишь помогали ярче выразить переживания.
Стоит прийти посмотреть на эталонное русское искусство — 10 заново открытых икон XVI–XIX веков. Среди них — «Сорок мучеников севастийских», 1845 год (реставратор М.Г. Степанов); «Евангелист Лука», первая половина XVI века (реставратор А.И. Собаршова); Емельян Никитин «Благовещение», XVIII век (реставратор А.И. Собаршова); «Святитель Климент, папа Римский, с житием», середина XVII века (реставратор О.Б. Воробьева); «Снятие с креста», первая половина XVI века (реставратор М.В. Шитов); «Евхаристия. Причащение хлебом», первая половина XVI века (реставраторы М.В. Шитов, М.Г. Степанов). Выставка продлится до 10 января 2016 года.

Елена МАСЛОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: