slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Последний интеллигент на телевидении

Не так давно в издательстве «У Никитских ворот» появилась книга «Святослав Бэлза: судьба благоволит волящему», которая стала в своём роде памятником одному из известных деятелей современной культуры последних десятилетий.
Будучи по своей основной профессии литературоведом-полонистом, Святослав Игоревич Бэлза (1942—2014) когда-то был сотрудником Института мировой литературы (ИМЛИ) имени А.М. Горького РАН. Но и в то время он иногда вёл телепередачи, брал интервью у многих известных людей. Мне очень хорошо запомнилось его интервью начала 1990-х годов с Никитой Алексеевичем Толстым — сыном А.Н. Толстого, — ленинградцем-петербуржцем, в своё время бывшим значительной и очень колоритной фигурой в культурно-интеллектуальном пространстве, как теперь принято говорить, обеих столиц. Уже тогда, ещё не став по-настоящему «телезвездой», Св. Бэлза был в полном смысле слова публичным человеком.
Я был шапочно знаком со Святославом Игоревичем, не раз встречался и разговаривал с ним в разных местах. Однажды встреча произошла на концерте в Коломне — городе, в котором я живу, в местном музыкальном училище. Что это был за концерт, я совершенно не помню, но Бэлзу там я запомнил очень хорошо, особенно то, как он мне сказал, прощаясь и протягивая руку: «Возвращайтесь к нам в институт!» (Некоторое время я работал в ИМЛИ.) Мне ничего другого не оставалось, как ответить ему: мол, если бы это только от меня зависело. А последняя моя с ним встреча произошла незадолго до его кончины — в марте 2014 года, в Центральном Доме литераторов…
Это был безукоризненно воспитанный, доброжелательный и приветливый человек, отличавшийся естественным поведением, ничего из себя не изображавший, как это и должно быть присуще настоящему интеллигенту. Как вспоминает в книге его близкий друг А.Н. Сенкевич, известный востоковед, поэт и прозаик, Бэлза обладал явными способностями психотерапевта, но не в медицинском, а художественном смысле: «Его появление оказывало на людей утешительное, успокоительное воздействие».
Когда Св. Бэлза начал регулярно вести телевизионные программы, такие как «В нашем доме», «Музыка в эфире», а позднее «Романтика романса» — при участии известных всему миру музыкантов и мастеров вокала: М. Ростроповича, Г. Вишневской, Е. Образцовой, И. Архиповой и многих других — стало ясно, что это один из самых интеллигентных и обаятельных телеведущих, с эффектной внешностью, с присущим только ему одному шармом и артистизмом (заметим, что Св. Бэлза свободно говорил на нескольких иностранных языках). Порой он бывал и весьма остроумен. Неудивительно, что впоследствии Бэлза стал подлинным эталоном культуры на фоне той поистине торжествующей низкопробной пошлости и мерзости, куда в постсоветское время скатилось наше телевидение. Неслучайно в одной из статей, помещённых в книге, Бэлза назван «белой вороной голубого экрана». А в другом месте он столь же метко назван «персонажем лермонтовской прозы».
Окончательно связав в 1990-х годах свою судьбу с телевидением, Св. Бэлза ожидаемо оказался на своём месте. Многие завидовали его невероятному везению и удачливости. Св. Бэлза получил все возможные официальные признания — стал народным артистом России, лауреатом Государственной премии, а в предпоследний год своей жизни (2012) был удостоен ордена «За заслуги перед Отечеством» 4-й степени. Был отмечен и иностранными наградами.
Возникает вопрос: кем всё-таки на самом деле был Святослав Бэлза? Филологом — да, конечно, и ещё страстным библиофилом. У него было одно из лучших книжных собраний в Москве. Музыкантом и музыковедом он точно не был, так как не имел музыкального образования и даже достаточного музыкального слуха. И, тем не менее, с телеэкрана Бэлза являлся одним из самых ярких просветителей, пропагандистом классической музыки, оперы и балета. Тем самым продолжил традицию своего отца, замечательного музыковеда и композитора, а также учёного филолога Игоря Федоровича Бэл-зы (1905—1995). Так что есть все основания говорить о семейной династии.
В этом, быть может, заключён некий парадокс. Мы бы ответили на поставленный выше вопрос так: он был Святославом Бэлзой, и этим всё сказано. Ему и посвящена большая, объёмистая книга, о которой идёт речь, с любовью подготовленная старшим сыном Св. Бэлзы Игорем и его ближайшим и многолетним другом А.Н. Сенкевичем.
В первой части публикуются добротные и в то же время легко читающиеся, предназначенные для широкой публики литературоведческие работы самого Св. Бэлзы — «За пушкинской строкой», статьи о Шекспире, о романе М. Сервантеса «Дон-Кихот», о Марке Твене и его популярных героях, Оскаре Уайльде и его трагической судьбе, Р. Киплинге, Жюль Верне, Грэме Грине и другие.
Вторую и третью части составили немногочисленные прижизненные интервью о Св. Бэлзе, предельно откровенные, надо сказать, а также первые посмертные интервью, которые составители брали у людей, так или иначе знавших Св. Бэлзу и бывших с ним связанными — это поэтесса Наталья Дарыкина, директор государственного музея А.С. Пушкина Е.А. Богатырев, народная артистка России Л.А. Гергиева, священник А.В. Козырев, пианист Д. Мацуев, генеральный директор компании «Венский бал. Москва» А.В. Смагин, художник Никас Сафронов, народный артист СССР А. Ширвиндт, танцовщик и педагог Н. Цискаридзе, музыканты Л.Е. Подкидченко, М. Федотов, Г. Петрова, а также известный политический деятель С.В. Степашин. Этим перечень далеко не исчерпывается.
Мемуарные очерки и зарисовки представили известный литературовед и писатель И.Л. Волгин, литературовед, сотрудник ИМЛИ А.И. Чагин, телеведущий Андрей Максимов, известный деятель культуры Рэнэ Герра, филолог Маргарита Сосницкая, уже упоминавшийся А.Н. Сенкевич. Опубликован здесь и отрывок из книги Муслима Магомаева «Любовь моя – мелодия», посвящённый герою книги с подзаголовком «Святослав Бэлза запоминает всё на всю жизнь». И его мозг хранит сведения про всё на свете, а не только его любимые литературу и музыку». А открывают книгу статьи, написанные сыновьями Св. Бэлзы Игорем и Фёдором.
Невозможно также не сказать и о том, что в книге представлен великолепный видеоряд — фотографии Св. Бэлзы на протяжении всей его жизни с детских лет. Конечно, особый интерес представляют собой те, на которых Бэлза снят с известными деятелями культуры и политики – писателем Грэмом Грином, актёрами М. Казаковым и В. Лановым, Г. Улановой, М. Плисецкой, Е. Образцовой, И. Архиповой, В. Спиваковым, М. Розовским, Ю. Григоревичем, Р. Щедриным, М. Максаковой, а также с В.В. Степашиным, В.В. Путиным и Д.А. Медведевым после вручения правительственных наград — и этот перечень можно было бы продолжить и далее.
Волей обстоятельств Св. Бэлза оказался в известной мере приближённым к власти. Не берёмся судить, хорошо это или дурно, но так уж оно случилось.
Но мы не можем не отметить и того, что в книге есть и определённые недочёты — во-первых, достаточно частые повторения одного и того же, причём в одних и тех словах, мелкие небрежности и т.д. Это, конечно, досадно. Отсутствует и указатель имён, который здесь был бы очень к месту. Но несмотря ни на что мы полностью признаём, что эта книга, полиграфически отлично изданная, — настоящий подарок читателям, пусть и избалованным всякого рода книжными изысками. Но книга о Св. Бэлзе среди них, пожалуй, всё-таки – «томов пре-
многих тяжелей».
А автор этой статьи получил её в подарок от составителя А.Н. Сенкевича с надписью, где есть слова: «От друга и доброжелателя с наилучшими пожеланиями», что, конечно же, мне особенно ценно и дорого.
Александр РУДНЕВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: