slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Певец века триумфа России

В русской истории XVIII век считается веком триумфа России. Тогда русские войска одержали победу над шведами под Полтавой, захватили Берлин, присоединили Крым. Был построен Эрмитаж, расцвели науки, образование, искусство. И нынешняя выставка одного из самых известных русских живописцев Фёдора Степановича Рокотова (1730—1808) в Инженерном корпусе Третьяковской галереи подтверждает это.
Работы для неё предоставили Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени, Тверская областная картинная галерея и Музей архитектуры имени А.В. Щусева.
Фёдор Степанович Рокотов был придворным художником. Предполагают, что он — незаконнорожденный сын князя П.И. Репнина от крепостной. Воспитывался юный Фёдор в его доме. Однако был записан в Академию художеств «по словесному приказанию» своего «второго отца» Ивана Ивановича Шувалова, который и обеспечивал начинающего художника первыми заказами. Именно поэтому рокотовская «аристократическая галерея» начинается с копии портрета мудрейшего государственного мужа Ивана Ивановича Шувалова (из собрания Эрмитажа), основателя Московского университета и Академии художеств.

Талантливый художник создал канонический коронационный портрет Екатерины Второй (с причёской, увитой жемчугом, как и положено властительнице морей), но вместе с тем и лирический. А также портрет великого князя Павла Петровича в облике обаятельного мечтательного юноши. Для великого живописца был характерен показ в камерных портретах человеческого достоинства своих знаменитых моделей.
Признанному августейшим семейством художнику заказывали портреты самые видные дворянские семейства «екатерининских орлов» — Орловых, Воронцовых, Струйских, Голицыных, Куракиных. После смерти своего покровителя И.И. Шувалова, уже академик и дворянин Фёдор Степанович Рокотов предпочёл 40 лет жить в Москве, где и создал свои лучшие портреты просвещённого дворянства.
На выставке представлены усадьбы, галереи которых украшали портреты рокотовской кисти. Среди них тверское имение князей Куракиных Степановское-Волосово. Бриллиантовые князья, жившие на широкую ногу в окружении мрамора, малахита, бархата, бронзы и позолоты, разумеется, не могли обойтись без галереи кисти Рокотова. В витринах можно увидеть раритетные книги XVIII века, журналы, другие усадебные вещи.
Разумеется, в экспозиции есть знаменитые шедевры: таинственные портреты Александры Петровны Струйской и её мужа Николая Еремеевича, поклонника всего прекрасного, библиофила и поэта. Он в свою очередь посвятил живописцу стихи: «Тобою зрак того, которого уж нет, /  Мы будем созерцать до самых поздных лет!».
Благодаря Рокотову мы можем созерцать портрет Прасковьи Ивановны Голицыной, сестры Ивана Ивановича Шувалова; Григория Орлова в латах; поэта и драматурга «северного Расина», издателя русского журнала «Трудолюбивая пчела» Александра Петровича Сумарокова; поэта и вместе с тем владельца полотняного завода Василия Ивановича Майкова.
Знаменитый особый тип женской красоты, схваченный Рокотовым в изменчивости эмоционального настроения, представлен наряду с другими в портрете графини Дарьи Ивановны Уваровой. В запечатлённых им чертах прочитывается духовность не только балованной красавицы-аристократки, но и замечательной матери, воспитавшей выдающихся потомков: сына Сергея Семёновича Уварова, министра народного просвещения, президента Петербургской академии наук; сына Федора Семёновича, генерал-майора, героя Отечественной войны 1812 года, крестного отца Ивана Сергеевича Тургенева; внука Алексея Сергеевича Уварова, создателя Исторического музея Москвы.
Именно эти люди сделали Россию влиятельной державой-победительницей. При них стало возможно явление выдающего художественного таланта Фёдора Степановича Рокотова, воспевшего русский ум, русское благородство, русское просветительство.

Елена МАСЛОВА.
На снимке: Ф.С. Рокотов. Портрет графини Дарьи Ивановны Уваровой.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: