slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Пермский крестоходец Валерий БУЛГАКОВ

Благодатное оживление православной жизни России в последние два десятилетия, после празднования в 1988 году 1000-летия Крещения Руси, можно беспрекословно назвать важнейшей тенденцией нашего нынешнего бытия.

К неоспоримым свидетельствам подъёма православного духа после долгих лет безбожной коммунистической идеологии хочется отнести возрождение старинных и создание новых храмов, возвращение церкви утраченных в ходе богоборческих погромов реликвий и святынь, возникновение получивших широкое признание общественных организаций и издательств, трудящихся под омофором Русской Православной Церкви, всенародное празднование православных праздников и дат и многое, многое другое. 

Яркими явлениями укрепляющейся духовной жизни стали проходящие по всей России Крестные ходы ради её единения и спасения, воспринимающиеся в православном сознании как стратегическое оружие в духовной битве за Отечество. Примером такой масштабной духовно-просветительной акции может служить Крестный ход из Владивостока в Москву в 2007 году – самый продолжительный и трудный из восьми Крестных ходов, свершившихся в рамках Международной духовно-просветительной программы «Под Звездой Богородицы». А когда писались эти строки, по информационным программам телевидения шли репортажи о соединении в Екатеринбурге нескольких Крестных ходов, завершивших затем своё шествие у печально знаменитой Ганиной ямы в память о 90-летии мученической кончины последнего российского императора Николая II и его Августейшего семейства.

Один из этих Крестных ходов проистекал из Перми. Божьим Промыслом в начале июня автору этих строк довелось присутствовать при обсуждении проблем, связанных с его проведением, на совещании в пермском Свято-Троицком Стефановом мужском монастыре, которое вёл игумен монастыря Варфоломей. И воочию пришлось убедиться, каких немалых трудов требует подготовка столь значительного мероприятия. Это прежде всего проработка маршрута Крестного хода, конкретных мероприятий, которые должны свершаться на его пути; согласование их с администрациями и всевозможными организациями на территориях, по которым он будет передвигаться; обсуждение вопросов о продовольственном, медицинском обеспечении (в Крестных ходах участвуют даже больные немощные люди, а иные берут с собой младенцев), о ночлеге, милицейском сопровождении и т.д.

Участником этого совещания, на котором присутствовали ответственные представители различных структур пермского края, закономерно был и Валерий Петрович Булгаков – председатель правления пермского областного отделения Общероссийского общественного движения «Россия Православная», член центрального совета этого движения. Именно благодаря его подвижничеству Крестные ходы из Перми с 2000 года стали ежегодными и обрели статус общероссийских.

 

— Валерий Петрович! Как я уже слышал от вас раньше, во время организуемых вашим отделением «России Православной» Крестных ходов многие люди, приобщаясь к ним, начинают осознавать себя верующими людьми. А как вы сами пришли к вере?

— После срочной службы на флоте я окончил строительный факультет Пермского политехнического института, а затем работал по разным специальностям. В 1990 году создал первую в Перми независимую страховую компанию. И вот в 1992 году однажды под утро я во сне услышал голос, более отчётливо звучавший, чем это было бы наяву, и возвещавший, что мне пора пришла послужить Церкви Христовой. Это был строгий повелевающий голос… Но тогда я ещё церковь не посещал и в православной жизни не участвовал. Хотя за два года до этого встречался с молодым священником – отцом Александром, который пришёл ко мне в офис с просьбой оказать помощь его храму. Со средствами у меня тогда было туговато, но имелся грузовик, и я предложил забрать его. Предложение было принято. Потом я постепенно сблизился с этим батюшкой.

А в 1996 году компания потерпела фиаско,  и наши долговые обязательства заставили нас расстаться со всем имуществом. Семья оказалась на улице. И тут выручил о. Александр. Он уезжал из города на новое место службы и предоставил нам свою квартиру, в которой мы жили около года.

Эти события заставили меня переосмыслить всю мою прошедшую жизнь. И вновь странный утренний сон. Теперь уже приходит видение. Вижу, что кто-то стоит рядом со мной, вижу глаза, пронизывающие насквозь. Но чьи глаза? Всматриваюсь в лицо. Проявляется некий образ с морщинами на лбу, с приплющенным, со вздутыми ноздрями носом. И рождается мысль, что это не человек, а обезьяна…

Проснулся в холодном поту. До обеда не мог прийти в себя, не знал, куда деваться. Спасло, что срочно поехал к о. Александру в то место, куда он был отправлен на службу. И когда рассказал ему о своём видении, его тоже стало трясти. Потом он ушёл в храм, а я стал искать ответ на то, что со мною произошло. И вспомнил первый сон с возвещавшим голосом… Рассказал о нем вернувшемуся батюшке. Тот ответил: «Все понятно. Реши, с кем ты».

И тогда я стал серьёзно задумываться о вере, посещать храм, вникать в православный мир.

— И как сказалось это на вашей дальнейшей жизни?

— В 1999 году получил предложение возглавить областное отделение «России Православной» – вначале без официального утверждения. А через полгода, в мае 2000 года, был приглашен на заседание центрального совета движения, которое проходило в Свято-Троицкой Сергиевой лавре. После моего доклада о проделанной работе был официально утверждён в качестве председателя пермского отделения. Уехал домой окрылённый и сразу же приступил к делу. Уже в середине августа 2000 года силами нашего отделения был проведён первый Крестный ход по маршруту Чердынь – Ныроб с освящением предварительно установленного нами в Ныробе семиметрового Покаянного Царского Креста рядом с местом, где находилась яма, в которой содержался ссыльный Михаил Никитич Романов, родной дядя первого царя из династии Романовых. В том же году провели две научно-практические конференции. Первая – по проблемам школьного образования. Вторая – по проблемам духовно-нравственного возрождения Отечества и духовной безопасности. Они стали весьма заметным событием в духовной жизни не только Перми, о чём свидетельствует приезд руководства ООД «России Православной», а также приветствия от представителя Президента РФ по Уральскому федеральному округу, губернатора области и других официальных лиц.

В 2001 году Промыслом Божиим возникла идея, как бы подсказанная ангелом, – провести параллель между первым представителем династии Романовых – М.Н. Романовым, принявшим мученическую смерть на пермской земле в Ныробе, и Николаем II, также злодейски умерщвлённым на той же пермской земле (в 1918 году Екатеринбург входил в состав Пермской губернии). И наше отделение «России Православной» обратилось в Пермскую епархию с предложением провести по маршруту Ныроб – Екатеринбург Крестный ход, который по благословению архиепископа Афанасия начался 19 мая – в день рождения Николая II, а закончился 16 июля – в канун убиения царской семьи. В это же время шёл Крестный ход из Кургана. И по пришествии в Екатеринбург эти два хода объединились и влились в Крестный ход, организованный Екатеринбургской епархией, проследовав далее от храма на Крови до Ганиной ямы. Этот Крестный ход послужил и толчком к проведению уже всероссийских ходов, проводимых по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II по территории нескольких областей.

Скажу о некоторых из них. В 2002 году свершён Крестный ход по маршруту Екатеринбург – Кострома. Идея его заключалась в том, чтобы пронести  свидетельство народного покаяния от места, где в 1918 году была нарушена клятва, данная народом служить верой и правдой династии Романовых, до места, откуда 16-летний чистый отрок Михаил Федорович, первый царь из этой династии, призывался на престол. Маршрут протяжённостью 1800 километров был преодолен за два с половиной месяца.

В 2003 году был проведён Крестный ход по маршруту Екатеринбург – Дивеево протяженностью в 1700 километров, пролегший по территории шести областей, в честь канонизации в 1903 году преподобного Серафима Саровского. В 2005-м – Крестный ход по маршруту Пермь – Куликово поле…

— Как организуется движение Крестного хода?

— У каждого из них есть свой костяк, включающий 20—30 воцерковлённых людей. По пути к нему присоединяется множество других. По правилам Крестного хода впереди идут мужчины, которые по очереди несут свечу, крест, хоругви и главную икону. Затем следуют священники, за ними снова мужчины с разными иконами, далее женщины и транспорт сопровождения.

— Как вы для себя определяете значение Крестного хода?

— Для меня, как и для других его участников, Крестный ход является духовным деланием, способствующим спасению собственной души и душ ближних. Святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Стяжи дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся». И когда Крестный ход с иконами и хоругвями преодолевает большие расстояния, присоединяет к себе всё большее число людей, это всех окружающих заставляет задуматься о благочестии.

Это ни с чем не сравнимое духовное делание, которое носит миссионерский характер. А что такое миссионерство? Это проповедование Слова Божия, объяснение смысла его всем, кто встречается на пути хода. В целом же Крестный ход в понимании самих крестоходцев – это движущийся монастырь. Почему? Потому что в монастыре происходит нескончаемая молитва. И участники Крестных ходов, проходя сотни километров, постоянно помимо богослужений свершают молитву, силу которой трудно переоценить, хотя слова её кратки: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас грешных!»

— В течение Крестного хода могут возникать непредвиденные трудности, связанные с преодолением усталости, с питанием, обретением ночлега – ведь возможности человеческого организма не безграничны…

— Всё свершается по словам Господа: «Идите и не думайте, где вы будете спать и что есть. Отец Мой небесный позаботится о вас». И крестоходцы знают, что та скудная помощь, которая при организации Крестного хода оказывается представителями властей, предпринимателями, благотворителями, не вполне покрывает все необходимые расходы. И они уповают на помощь Божию, на то, что их на каждом отрезке пути могут встретить люди, живущие в том или ином населённом пункте, душевно разделить тяготы нашего многокилометрового перехода, позаботиться о питании, разместить на ночлег. Так оно и бывает.

— Неоднократно слышал, что во время Крестных ходов свершаются всякие чудеса…

— Приведу такой случай. Одна раба Божия, у которой умер муж, решила, чтобы утолить свою скорбь и разделить горе с братьями и сестрами во Христе – ибо сказано, что разделённое горе – это горе наполовину, а разделённая радость – это радость вдвойне, примкнуть к Крестному ходу, который прошёл уже более 500 километров пути. Шествовала с нами в течение недели, удивляясь терпению и твёрдости  в вере тех, кто шёл с самого начала. Однажды в полночь она поднялась, чтобы утолить жажду, и с изумлением увидела нескольких сестёр во Христе, творивших молитву.

 

Ей трудно было понять, как это возможно – преодолевать с молитвою дневной путь и ещё ночью молиться… На следующий день она подошла к этим сестрам и, выразив свое благоговейное отношение к их ночному молитвенному деянию, спросила: откуда у них берутся такие силы? «Так это молились не мы, – услышала ответ, – это молились наши души». И получилось, что она узрела молящиеся души, а не молящихся во плоти. Это ещё раз подтверждает, что Крестный ход – это движущийся монастырь, в котором идёт непрерывная молитва.

Во время Крестного хода до Ныроба я увидел, как небо почернело, тучи набухли до такой степени, что вот-вот нас должен накрыть нескончаемый, всё смывающий водопад. Среди участников хода возник некий тревожный ропот. Но наш руководитель отец Филипп твёрдо пресёк его: «Молитесь! И продолжайте свой путь!» Так мы прошли около десяти километров до Чердыни, обошли там вокруг храма Иоанна Богослова, и только после того, как последний крестоходец вошёл в храм, хлынул невероятной силы ливень, которого мы так боялись.

На другом участке пути нас сопровождал проглядывавший из-за туч кусочек синего неба, который был затянут облаками лишь после того, как мы вошли в храм.

С тем же Крестным ходом было связано чудо исцеления. В одном из посёлков местные жители, встретив наш ход, приложились к главной иконе Святых Царственных мучеников и под ней пошли вместе с нами. К концу следующего дня к о. Филиппу пришла одна женщина, работавшая продавцом в местном магазине, и рассказала, что около восьми лет она страдала ревматизмом спины и это не позволяло ей в полной мере заниматься домашним хозяйством. Встретив Крестный ход и пройдя под иконой, она вернулась домой и… проделала массу домашних дел. Утром следующего дня она пришла на работу и только к обеду поняла, что терзавшая её болезнь отступила… Далее, вступив на территорию Екатеринбургской епархии, все стали свидетелями того, что икона Святых Царственных мучеников заблагоухала. А в Екатеринбурге эта икона, установленная в храме Воскресения Господня, замироточила… Это ли не чудо?

— Помимо организации Крестных ходов, иных мероприятий есть ли какие другие замыслы, которые могут определить перспективу вашей дальнейшей деятельности на ниве развития православного самосознания?

— Ещё в 2001 году, проникнувшись атмосферой первых состоявшихся Крестных ходов, я задумался: а почему в нашем крае, где была свершена злодейская расправа с царской семьей, а в самой Перми 12 июня 1918 года убит Великий князь Михаил Александрович Романов, нет того, что есть в других местах по увековечиванию их памяти? Например, в Екатеринбурге стал возводиться храм на Крови, построен скит на Ганиной яме… Так почему же мы, пермяки, не думаем о том, что наша земля святая, не чтим своих мучеников и не приносим покаяние за то, что святая монаршая кровь пролилась на пермской земле?

Эти мысли привели меня в Пермскую епархию к архиепископу Афанасию с просьбой благословить создание мемориала в честь Святых Царственных мучеников. Благословение было получено.

Ныне по инициативе пермского отделения «России Православной» и пермского регионального отделения Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка разработан проект уникального, всероссийского значения мемориального комплекса в честь Святых Царственных мучеников и исповедников российских. Проект мемориала включает площадку с Поклонным крестом, скульптурную группу царской семьи и здание, в котором объединятся музей, универсальный зал, храм и монастырь.

Надеюсь, что создание мемориального комплекса внесёт свою лепту в дело всенародного покаяния и возрождения на пермской земле традиции православной соборности.

Реализация этого проекта – главное дело моей жизни.

            Беседовал

Валентин НОВИКОВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: