slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Передряги

Не многовато ли их стало в театральных коллективах страны в последнее время? То тут, то там – брожения, смуты, режиссёры норовят отстаивать свои амбиции в решении новаторских идей, рискуют вызвать гнев Центра и последующие за ним кадровые перетряски.
На этот раз внимание театральной и культурной общественности обращено в самый центр Москвы, возле Кремля, на Никольскую – красивую, изящную улицу, где расположен Московский государственный академический камерный музыкальный театр.
Однако дела в нём делаются отнюдь не изящные. Смена директора, главного режиссёра театра в течение одного года, петиции, едкие выступления блогеров… И всё это не имеет отношения к театру как мастерской великого режиссёра Б.А.Покровского. Как известно, Борис Александрович прославился именно современным прочтением оперной классики и постановкой опер, русских и зарубежных, редко исполняемых. Новаторство для него было понятием философским, он сумел сбалансировать великое наследие в первозданном виде и при этом быть искромётным экспериментатором современного искусства. Относилось ли это к «Свадьбе Фигаро» Моцарта, «Носу» Шостаковича или «Ростовскому действу» Дмитрия Ростовского. Это была гармония высшего звучания. К этому всегда стремился коллектив и при жизни артиста и после, когда, казалось бы, ветер перемен начал сквозить в синих кулуарах уютного здания.
Какие угодно можно приводить доводы об эффективности предыдущего руководства театра, его недостатках в репертуарной политике. Более того, все они могут показаться убедительными многим несведущим в закулисных играх. Но стоит ли сейчас об этом рассуждать, когда наступает большая беда. Министерство культуры подписывает распоряжение о сроках последнего сезона, а Большой театр задумывается, как бы бесхлопотно пристроить под своё крыло Камерный музыкальный (имея при этом три собственные сценические площадки).
Обращение коллектива театра к президенту, которое мы приводим, — это красноречивое отстаивание своих художнических принципов и, с другой стороны, тревожный сигнал о состоянии нашей российской культуры в целом.
На похоронах маэстро в 2009 году чиновники Минкультуры, Большого театра клялись в верности традициям своего Учителя, а когда выносили гроб из распахнутых дверей театра, вместе со зрителями и коллегами аплодировали.
Странная традиция в не менее странных обстоятельствах.
Сергей Луконин.
Открытое письмо В. Путину
Уважаемый
Владимир Владимирович!
Коллектив Московского государственного академического Камерного музыкального театра, носящего имя его основателя – выдающегося советского и российского оперного режиссёра, народного артиста СССР, лауреата Ленинской, четырёх Сталинских премий и двух Государственных премий России Бориса Александровича Покровского, просит Вас принять решение об отмене Приказа Министерства культуры № 2270 от 28.12.2017.
Этот приказ под предлогом «реорганизации Большого театра России в форме присоединения к нему Камерного музыкального театра имени Б.А.Покровского» по существу нацелен на ликвидацию нашего театра, на уничтожение ещё одного объекта культурного достояния России, представляющего собой славу и гордость отечественного музыкально-театрального искусства. По нашему мнению, приказ составлялся в спешке, так как те, кто готовил его, даже не успели осознать всю нелепость «слияния» столь несоразмерных величин. Такую «реорганизацию» следует называть поглощением, а в конкретном случае – поглощением недружественным. Деяние министерства выглядит, по меньшей мере, странным и потому, что для применения такой меры, как ликвидация учреждения культуры федерального подчинения (юридического лица), должны быть крайне веские причины. Однако ничего подобного коллективу театра со стороны МК РФ предъявлено не было. И не могло быть предъявлено, так как нашим театром руководит народный артист СССР, лауреат Ленинской премии и Государственной премии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Г.Н. Рождественский. Сегодня трудно найти ещё один музыкальный театр, который мог бы гордиться руководителем такого уровня и таких заслуг, как Геннадий Николаевич. Несмотря на это, во время встречи с коллективом, которая состоялась 27 декабря 2017 года, накануне новогодних праздников, министр культуры В.Р. Мединский и генеральный директор Большого театра В.Г. Урин объявили о «слиянии» театров, как о деле вполне решённом (спрашивается, кем решённом?), и, разумеется, заверили, что ни труппа, ни наш уникальный репертуар, ни творческий организм театра от этого решения не пострадают.
Но так ли это на самом деле? Исторически Камерный музыкальный театр создавался как своего рода альтернатива Большому театру, в условиях острых творческих разногласий между его главным режиссёром, признанным во всём мире реформатором оперы, Б.А. Покровским и тогдашним руководством Большого. Впоследствии Покровский был вынужден оставить свой пост, который занимал без малого 30 лет, и последующие годы жизни посвятил служению Камерному театру, вложив в него всю мощь своего таланта. Благодаря Б.А. Покровскому, понятие «камерный театр» приобрело значение художественного мировоззрения с его уникальным репертуаром, режиссурой и актёрской школой, равной которой нет не только у нас в стране, но и в мире. Благодаря своей творческой неповторимости и самобытности за более чем 45-летнюю историю театр стал широко признанным явлением в отечественном и мировом музыкальном искусстве. Театру Покровского рукоплескали во всех без исключения странах Евросоюза, странах Северной и Южной Америки, республиках бывшего Советского Союза. Заслуги театра многократно отмечались творческими наградами, в том числе и международными.
За значительные творческие достижения в самые трудные годы перестройки первый президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин подписал решение о предоставлении театру помещения на Никольской улице, дом 17, где он располагается и поныне. Помимо помещения к нашему театру относится и участок во внутреннем дворе, на котором уже многие годы хотят построить новое театральное здание.
Особым признанием заслуг театра перед обществом мы считаем грант Президента Российской Федерации, который театр регулярно получает вот уже на протяжении 10 лет. Совсем недавно, 22 ноября 2017 года, Вами подписан Указ № 560 «О грантах Президента Российской Федерации в области культуры и искусства». И вновь Камерный музыкальный театр имени Б.А. Покровского оказался в числе тех немногих музыкальных коллективов России, которых государство удостоило чести финансовой поддержки.
На этом фоне Приказ Министерства культуры № 2270 от 28.12.2017 выглядит роковой ошибкой или чьей-то злой волей наказать театр за самостоятельную, независимую творческую позицию. Представленная В.Г. Уриным на встрече с коллективом программа нам показалась лишь ширмой, скрывающей истинные намерения. Ничего нового, оригинального г-н Урин не предложил. А голословные заверения в том, что все артисты и сотрудники будут работать в Большом театре, породили серьёзные опасения за наше профессиональное будущее и будущее наших семей. У коллектива сложилось твёрдое убеждение, что как театр для Большого театра мы никакого интереса не представляем. Помещению нашего театра уготована участь ещё одной малой сцены Большого, где будут производиться прослывшие за последние время сомнительными творческие эксперименты, не имеющие ничего общего с оперным методом Покровского.
Уважаемый Владимир Владимирович! Обращаемся к Вам с просьбой восстановить справедливость и отменить роковое решение Министерства культуры. Тем самым Вы не только вернёте широкой театральной общественности частицу её культурного достояния, но и пресечёте желание некоторых горячих голов впредь покушаться на культурные ценности страны. И не дай Бог, чтобы когда-нибудь подобная ситуация возникла, к примеру, с Третьяковской галереей или с тем же Большим театром России, судьба которого далеко не безоблачна.

С глубоким уважением
Коллектив Камерного музыкального театра имени Б.А. Покровского.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: