slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Парадоксы власти

  Прошедшие 11 октября выборы в 75 субъектах Федерации стали рекордными по числу скандалов, вызванных массовыми подтасовками в явке, голосовании и подсчёте голосов. «Единая Россия» сдала свои позиции в Марий-Эл, Тульской области, но странным образом резко повысила свою популярность в Москве. Теперь в Мосгордуме «едроссов» будут представлять 32 депутата из 35; остальные достались КПРФ, единственной из оппозиционных партий, преодолевших 7-процентный барьер.

  Демарш, устроенный в Думе тремя фракциями, покинувшими зал заседаний в знак протеста против масштабных фальсификаций, похоже, оказался бурей в стакане воды.
 
Судя по всему, новый курс президента на выборах 11 октября отрабатывала партия «Справедливая Россия». Что это – первая публичная дуэль Медведева и Путина или попытка дать шанс новой политической силе в пику обюрократившейся «Единой России»? Судя по разыгравшейся предвыборной схватке за места в Тульской областной Думе – вполне допустимы оба предположения.
  Думаю, что после этих вы-боров родина легендарного Левши, трехлинейки, самовара, гармоники и тульских пряников войдёт в историю как первая попытка «Справедливой России» заявить о себе во всю мощь. Бой за кресла в областном парламенте она повела не только по всем правилам высокого технологического искусства, но и — одновременно — при максимальном использовании кремлёвско-белодомовского административного ресурса. Воистину, ласковое дитятя одну матку не сосёт…
  «Стикер – мал, но в нём – строка: президентская рука!» — сочинил считалочку один тульский остряк, прочитав на наклейке триколорного цвета: «Справедливая Россия» — новый курс президента». Такой стикер не был продуктом одиночки-самодела. Высокая полиграфия и крепкая «неотдираемость» выдавали типографский продукт хорошего качества, а места расклейки – опытный глаз агитаторов.
  Кремлёвские партстроители, похоже, давно узрели всю пагубность чиновничьего вхождения в «Единую Россию», которая вальяжно решила править только потому, что назвала себя партией власти. Видимо, история КПСС её ничему не научила. Но падать так низко, как «единороссы», коммунисты советских времен всё-таки себе не позволяли.
  За последний год под следствием в связи с уголовно наказуемыми деяниями (взятки, превышение служебных полномочий — читай, казнокрадство) оказались около десяти глав районных администраций и ответственных чиновников Тульской области, то есть руководители «Единой России» разного уровня. Их портреты с указанием партийных должностей, размеров взяток и хищений, а также статей Уголовного кодекса стали содержанием газет и агиток коммунистов. Призыв своего лидера «Слышать людей, работать для людей» эта часть «единороссов» скорее всего обсудит уже на нарах. Впрочем, удивляться тут нечему — чинодрал и казнокрад издавна были синонимами на Руси.
  В борьбе семи партий — четырёх т.н. парламентских («Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР), а также трёх «непарламентских» («Яблоко», «Патриоты России» и «Правое дело») — новые подходы заметней всего были у «социал-демократов». И это при том, что «единороссы» начали подготовку к выборам ещё в мае. В их активе — многостраничная полноформатная газета, неограниченная наружная реклама с социальным подтекстом. Излишне напоминать об административном ресурсе в лице губернатора, думской фракции и поддержке центра.
  Агитация «Справедливой России» была призвана продемонстрировать её принципиальные политические отличия от «ЕР». Избирателю предлагалась политическая альтернатива «партии власти», что преподносилось как отражение базовых изменений в политическом курсе руководства страны.
  Избирателю навязывалась мысль о том, что президент Д.Медведев, якобы отмежёвывается от скомпрометировавшего себя курса правительства и его главы, которые допустили «унизительную сырьевую зависимость государства». В противовес этому президент берёт курс на создание современного социального и справедливого государства.
  В предвыборной агитации «Справедливой России» вина за кризис в нашей стране была целиком и полностью возложена на партию «Единая Россия» и её лидера. Последние прямо обвинялись в антипатриотической линии, а именно: вместо того чтобы в годы высоких цен на нефть развивать отечественную промышленность и науку, правительство при парламентской поддержке «ЕР» вкладывало доходы от продажи сырьевых ресурсов «в американскую недвижимость, прогоревшую с началом кризиса».
  Избирателям была предложена чёткая политическая перспектива – «Справедливая Россия» и её сторонники должны стать опорой Президента Д.Медведева на предстоящих президентских выборах в противовес В.Путину, опирающемуся на «Единую Россию». А самой партии для стимулирования её активистов и сторонников прописана перспектива стать новой партией власти в стране. Последнее, в частности, подкреплялось и наглядной агитацией — партийный коллаж показывал нам флаг «Справедливой России», развевающийся над Спасской башней Кремля.
  Такая агрессивная, наступательная агитация «справедливороссов» должна была донести до избирателя амбиции своей партии, рвущейся к власти якобы при поддержке действующего президента страны.
  Резонно предположить, что эта линия – не политтехнологическая находка местных «справороссов», а директива, спущенная с партийных верхов. «Справедливая Россия» загодя и весьма обстоятельно подошла к подготовке к кампании, о чём свидетельствуют два обстоятельства.
  Во-первых, она реализовала лозунг «Дойти до каждого избирателя». Агитационная продукция партии отражала специфику и проблемы не только каждого района области, но и каждого муниципального образования – деревни, поселения и т.д. Причём четверть информационых площадей отводилась на разъяснение базового лозунга «Справедливая Россия – новый курс президента», а три четверти – на перечисление конкретных проблем населённых пунктов (таковых было не менее 10 – ремонт бани, строительство клуба и проч.) с обязательством решить эти проблемы.
  Другая особенность – попытка активного диалога с молодёжью и «продвинутой» частью общества посредством Интернета. 1 октября в Туле под личным руководством председателя партии С. Миронова был проведён Всероссийский форум молодых социалистов, разрекламированный как начало молодёжного социал-демократического движения. В планах организаторов «форума» было приглашение на него Президента страны. Ценой громадных усилий «Единой России» удалось убедить руководство страны в «нецелесообразности» демонстративной поддержки этой акции первым лицом государства в условиях избирательной кампании.
  Избирательная кампания в Тульской области ешё раз высветила знакомую проблему «паровозов», когда партийные списки возглавляет губернатор, или председатель Совета Федерации, или, скажем, мэр Москвы, то есть люди, не собирающиеся работать в законодательных органах. В этом подходе есть очевидные плюсы для партий, но немало и подводных камней.
  Скажем, оппоненты «едроссов» сосредоточили весь огонь критики на персоне губернатора, который возглавлял партийный список. Его представили главным источником и вдохновителем коррупции, бюрократизма, всякого рода злоупотреблений и др. Энтузиазм оппонентов в их напористой кампании подогревался негласным указанием с самого верха не допускать снятия участников выборов даже за грубые нарушения (например, оскорбление чести и достоинства).
  Поэтому «единороссам» пришлось спуститься с небес на грешную землю – вместо демонстрации своих исключительных достижений им пришлось включиться в кампанию критики недостатков в ЖКХ, социальной сфере (осуществлялись пикеты офисов недобросовестных управляющих компаний, губернатор выступал с жёсткими заявлениями в отношении нарушений, допущенных городской администрацией в ходе приватизации коммунальных объектов и проч.). Однако запоздалость такой реакции на явные недостатки, давно «пристрелянные» критикой оппонентов, обрекло «едроссов» на роль догоняющих с определёнными имиджевыми потерями.
 
  Жёсткий накат оппонентов заставил тульских «единороссов» отказаться и от другой своей тактической линии – делегировать критику в свой адрес исключительно своим союзникам. В тульском варианте эта роль отводилась, судя по всему, «Патриотам России». Так, в частности, тема «за честные выборы» стала площадкой консолидации оппозиционных «Единой России» политических сил, одним из главных направлений их деструктивной агитации. Населению заблаговременно навязывалась мысль о неизбежной фальсификации результатов голосования со стороны «ЕР», об использовании ею административного ресурса, иных форм нарушения закона.
  Юристы оппонентов занимали наступательную позицию, сосредоточив усилия на сковывании действий первого лица партийного списка «Единой России». Им удалось втянуть «единороссов» в серию судебных разбирательств, используя каждый реальный или надуманный повод. Примером может служить судебный иск о якобы незаконной агитации со стороны губернатора, который поздравил шахтёров области с их профессиональным праздником.
  В прошедшей в Тульской области кампании налицо было объединение пропагандистских усилий «СР» и коммунистов против «ЕР». Особенно это проявилось в теледебатах, когда обе партии откровенно подыгрывали друг другу в нападках на «ЕР». Объединённые усилия позволили вести наступление по широкому кругу вопросов. «СР» осуществляла концептуальные нападки с упором на антибюрократическую риторику. Коммунисты сосредоточились на конкретных, болезненных для малоимущего населения вопросах. Коммунистический десант был внушительным: Иосиф Сталин — в календариках и плакатах, Василий Лановой – на экранах и в публичных выступлениях, Геннадий Зюганов – исключительно лицом к лицу с избирателями…
  Интересно, что, традиционно критикуя в лице «ЕР» олигархический капитализм, монетизацию, обворовывание пенсионеров, КПРФ активно выступала за партийный плюрализм, за присутствие в органах власти всех партий, то есть почти с правозащитных позиций.
  Весьма солидно выглядела агитация «Правого дела». Возможно, тульские «единороссы» посчитали, что правые оттянут часть голосов у «Справедливой России», поскольку работают на том же самом «антибюрократическом» поле. Но не рискованно ли такое союзничество как с «Патриотами России», так и с «Правым делом»? Не умножились ли таким образом усилия по дискредитации «Единой России», которую со всех сторон представляли как «партию бюрократов»?
  В ходе кампании в полной мере раскрылся потенциал стимулирования активности кандидатов партийного списка, ранее заложенный «единороссами» в областной избирательный закон. В соответствии с ним, депутатские мандаты распределяются не только по проценту, но и в соответствии с числом полученных голосов. Это стимулировало кандидатов, начиная со 2-го номера, биться до последнего за каждый голос избирателя на своём округе, поскольку перспектива получения мандата оставалась реальной до последнего часа голосования.
  Наблюдения на улицах Тулы и других городов области подтвердили необходимость тщательного, неформального подхода к размещению АПМ крупных форм – прежде всего биллбордов. От непродуманного (или вынужденного) размещения их не только снижается пропагандистский эффект, но нередко возникает и обратный. Так, комично выглядели биллборды «Единой России» с изображением лидера партии, «затёртые» со всех сторон аналогичной по размерам и стилистике рекламой женского белья, парфюмерии, ресторанов национальной кухни и т.д.
  В других случаях биллборды и уличные растяжки ряда партий («СР» и «Правое дело») по своей стилистике и цветовому оформлению практически не отличались от аналогичной коммерческой рекламы, полностью растворяясь в городском пейзаже и не выполняя никаких функций. По-видимому, получившие заказ рекламные агентства готовили и то, и другое по одному клише.
   По некоторым косвенным данным, в Тульской области и в Москве национальные диаспоры поддерживали «Справедливую Россию». Во всяком случае, в ходе кампании они предоставляли свои возможности (людей и коммерческие объекты) для распространения агитационных материалов этой партии…
  Хотя «Единая Россия» взяла верх на прошедших выборах в Тульской области, в городе Щёкино, на наш взгляд, победила восьмая партия, не имеющая официальной регистрации, но вместе с тем весьма реальная.
  В двухстах метрах от здания администрации этого легендарного в советские времена города (помните щёкинский метод, когда на местном химкомбинате было сокращено пятьсот работающих, а производительность труда выросла в разы?) я разговорился с пенсионеркой, инвалидом второй группы, пережившей разные времена.
  Она грелась на солнышке у подъезда. Мои вопросы выслушала внимательно. Агитации в почтовые ящики попадает много. Да что толку, если в квартирах нет горячей воды. При коммунистах, может быть, было и лучше, но сейчас и они занимаются в основном обещаниями.
  — Но отопление и горячую воду мы всё-таки наладили, — завершила она свой невесёлый рассказ о теперешнем житье-бытье. – Сын нашел приятелей сантехников – наших жэковских водопроводчиков. Они и помогли дать тепло в квартиры. За них и буду голосовать…
  А как же – «слышать людей, работать для людей»? Или – «новый курс президента»? Только при чём здесь партии, так отчаянно бьющиеся за власть?
 

Юрий КОВЕШНИКОВ.
Тула — Москва.


P.S.  Результаты «единороссов» более не свидетельствуют о непререкаемом авторитете партии власти. «Справедливороссы» же в Тульской области заявили о себе как новая политическая сила со своими амбициями на лидерство. Интересно, каким бы был политический ресурс этих партий в регионах, если бы в их спор не вмешался кремлёвско-белодомовский ресурс? Не пора ли региональным лидерам самим отвечать за свои дела, даже если они и представляют чьи-то партийные интересы? Вертикаль власти и партийная вертикаль пока не стали опорой суверенной российской демократии. Может быть, это как те самые параллельные прямые по Лобачевскому, которые так и никогда не пересекутся? Но этот затянувшийся спор с Евклидом никак не влияет на нашу жизнь, а вот искусственное осеменение партий власти, идущих своими параллельными путями, пока ничего хорошего российской демократии не принесло. И вряд ли принесёт.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: