slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Памяти Юрия Ковешникова

Ю.М. Ковешников

10 июня на площади Славы Отечества (Крымский Вал, 10) состоялась церемония открытия бюста Юрия Михайловича Ковешникова, известного российского журналиста и общественного деятеля, скоропостижно скончавшегося в феврале этого года.
Юрий Ковешников родился в Ташкенте 9 мая, в первую годовщину Победы в Великой Отечественной войне — факт, которому он придавал особое значение. В семье Ковешниковых воевали отец, Михаил Степанович, его братья, младший из которых, Дмитрий, родной дядя Юрия Михайловича, в 25 лет стал на фронте командиром горно-стрелкового полка и Героем Советского Союза. К 50-летию Победы «Слово» впервые опубликовало в нескольких номерах его воспоминания о войне – многомесячный выход с боями из окружения в 1941-м и героическую судьбу легендарного эльтигенского десанта на Малой земле, которым командовал Дмитрий Ковешников. Только в первый день боёв под Керчью, 1 ноября 1943 года, горные стрелки отразили 19 немецких контратак. В следующие дни счёт им был потерян…

  Безыскусные, по-военному лаконичные, написанные ясным, твёрдым почерком, страницы мемуаров генерал-лейтенанта Д. Ковешникова повествовали о таких испытаниях фронтовых лет, перед которыми меркнет фантазия любого нынешнего сценариста. Внушала уважение сама интонация воспоминаний – без пафоса, без ложной патетики, пронизанная стойкой верой в конечную победу. Рассказываю об этом к тому, что гены у Юрия Михайловича были такие, которыми бы всякий гордился...
  Школу Юрий Ковешников заканчивал в Краснодаре. Как зарождается мысль о призвании? Из каких сфер летят едва различимые сигналы, определяющие жизненный путь? Сам он позднее рассказывал об этом так: «Однажды мне, шестикласснику, на школьных соревнованиях дали в руки микрофон: «Давай-ка, расскажи о том, что происходит на стадионе. Ты в прямом эфире!». Мой первый спортивный репортаж похвалили». Вроде, случайность, а повернула всю жизнь…
  Спорт привлекал Юрия Ковешникова духом соперничества, необходимостью выкладываться до последнего, нацеленностью на конечную победу – словом, тем, что было столь присуще ему самому. Перворазрядником он поехал в Ленинград поступать в Институт имени Лесгафта. Ещё студентом начал писать спортивные заметки в ленинградскую «Смену», куда его вскоре пригласили на постоянную работу. Биография Юрия Михайловича начиналась, как у многих в те годы: любые дороги были открыты, любое дело казалось по плечу. Так случилось, что две главные стези его призвания – спорт и журналистика – шли параллельно, часто пересекаясь. Юрий Михайлович успел поработать помощником у министра по делам спорта М. Грамова, консультантом в Администрации первого Президента СССР. Женился ещё в Ленинграде, прожил с любимой женой Ириной сорок с лишним лет и вырастил вместе с ней двух прекрасных дочерей.
  Но журналистика влекла к себе, как первая любовь. Человек кипучей энергии, беспокойный и неравнодушный, Юрий Михайлович преданно любил свою профессию и достиг в ней впечатляющих вершин. Завотделом спорта в ленинградской «Смене», заместитель главного редактора в знаменитом перестроечном журнале «Собеседник», первый зам. главного в «Учительской газете», и, наконец, пять лет на посту главного редактора еженедельника «Россия» — вот только некоторые вехи его стремительной творческой биографии, насыщенной событиями и свершениями.
  Неутомимо искавший пути развития новой журналистики на головоломных виражах последнего двадцатилетия, Юрий Ковешников был нацелен на главное — служить людям. Читателю с большой буквы, которого он полагал высшей ценностью для себя как газетчика. «Россию» Юрий Ковешников делал для народа, потрясённого крушением страны, обездоленного реформами 90-х. Делать такую газету было непросто. Смена собственников с неизбежной заменой ориентиров, поиск спонсоров, увольнения и переезды, призыв коллег под знамена и затем вынужденное расставание с ними – вот участь многих, кто не ударился в эти годы в желтизну или гламур, а стремился сохранять и пестовать высокие традиции отечественной журналистики. Кто знает, скольких рубцов на сердце стоила Юрию Ковешникову эта борьба?
  Но даже газеты, которой он отдавался самозабвенно, ему было мало – его неукротимая натура властно требовала дела в других сферах. Он годами в разъездах по стране и за рубежом, он участвует в работе ведущих общественных организаций России – таких как «Меценаты столетия», «Добрые люди мира», «Фонд Андрея Первозванного». В «Слове» появлялись его всегда неожиданные репортажи из экзотических мест — с Северного полюса, из Китая…
  Незадолго до кончины Юрий Михайлович становится основателем и первым главным редактором «газеты социального действия» «Держава —XXI век». Снова надежды, замыслы, горение, бесконечные бдения на работе, обсуждения, выпуски «на коленке» первых номеров… Он всю жизнь выкладывался, как бегун на 400 метров — длинного спринта, самой тяжёлой из беговых дисциплин. Стройный, подтянутый, молодой до последних дней и часов отпущенного ему на этой земле срока, Юрий Ковешников ушёл из жизни, как птица, подстреленная в полёте.
  Неудобного, временами неуживчивого Юрия Михайловича искренне любили близкие и друзья, ценили за преданность делу и профессии, остроумие, щедрость, доброту, неистребимую веру в то, что любое его начинание непременно обернётся успехом. Эта вера долгие годы заражала окружающих, всех усталых или изверившихся, с которыми он соприкасался на жизненном пути.
  Он очень любил жизнь. Долгие десятилетия мы шагали по жизни рядом. Часто спорили, расходились в оценках событий и людей, но помогали друг другу всегда. Юра был другом и коллегой по профессии, его уход для меня – в ряду невосполнимых утрат.
  На церемонии открытия бюста Ю. М. Ковешникова выступили председатель Попечительского совета Фонда «Меценаты столетия» Николай Дроздов, президент Академии меценатства Юрий Ковеленов, бывший председатель Госдумы Геннадий Селезнёв, который когда-то принимал Юрия Михайловича на работу в ленинградскую «Смену». Они рассказали присутствующим о жизненном пути этого яркого журналиста и человека. На торжественную и печальную церемонию были приглашены родные Юрия Михайловича — вдова Ирина Дмитриевна, дочери Ирина и Александра, зять Григорий с внуком Сашей. Пришли друзья и коллеги замечательного журналиста – председатель общественного движения «Добрые люди мира», председатель Союза писателей РФ Валерий Ганичев, президент Международного союза благотворительных организаций «Мир Добра» О. Олейник, Николай Долгополов, Владимир Снегирёв, Геннадий и Ирина Швец, Виктор Черёмухин, Александр и Татьяна Колесниковы и многие другие.
  Теперь скульптурный портрет Юрия Михайловича Ковешникова, выдающегося журналиста и общественного деятеля, украшает Площадь Славы Отечества «Музеон». Поклон тем, кто почтил и увековечил его память.

Виктор ЛИННИК.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: