slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Памяти Энгуса Мэддисон

  24 апреля скончался один из крупнейших западных экономистов Энгус Мэддисон. Ему шёл 84-й год.
  Я знал Мэддисона почти полвека, мы часто встречались, и со временем знакомство переросло в дружбу. Шотландец по рождению, он большую часть своей жизни прожил во Франции и умер на своей небольшой ферме в деревушке Шеванкур к северу от Парижа. Мы не раз бывали у него в гостях, а он с женой Пенни у нас в Амстердаме. В автомобильный век мы были почти соседями.

  Университетское образование он получил в английском Кембридже, где его научным руководителем был Морис Добб, крупнейший английский марксист прошлого столетия. Энгус не стал марксистом, но его никогда не тянуло к финансам и математизированной формалистике, а  излюбленной сферой анализа была реальная экономика.
  Первые его работы были посвящены факторам роста индустриально развитых стран и привлекли внимание новизной подхода. Так же, как другие западные авторы, Мэддисон применял разложение роста по его составным компонентам, но в отличие от них не ограничивался капиталом, трудом и производительностью, т.е. факторами производства и предложения, а делал акцент на компонентах использования валового продукта, т.е. личном потреблении, инвестициях, государственных расходах и внешней торговле. Это позволяло преодолевать господствующий до него односторонний анализ. Другой новизной был межстрановой подход, при котором страны рассматривались не отдельно друг от друга, а в одновременном сопоставлении.
  Это была неординарная задача, т.к. требовала при тогдашней множественности плавающих валют специальной методологии сведения данных к единому знаменателю. В то время такой методологии ещё не было, и Мэддисону пришлось её создавать вновь. Работы эти сразу снискали автору всемирную известность. Одна из них была тогда же, в 60-х годах,  переведена на русский язык и издана в Москве.
  Долгое время Энгус проработал в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже, где возглавлял отдел исследований. Результатом было несколько томов таблиц исторической статистики валового продукта, восстановленных Мэддисоном от начала XIX столетия до наших дней практически по всем странам и регионам мира. И всё это, что особенно ценно, в сопоставимых единицах, позволявших делать широкие сравнения и прослеживать долговременные тенденции развития на протяжении многих десятилетий и даже столетий.
  Мэддисону был чужд идеологический догматизм. В отличие от некоторых других авторов он, например, никогда не стремился преуменьшить место России и СССР в мировой экономике. Впрочем, официальных советских статистиков он тоже не устраивал.
  В последние двадцать лет Энгус перешёл на преподавательскую работу, был профессором Королевского университета в Гронингене, Нидерландах, куда ездил из Франции чуть ли не еженедельно на своём автомобиле. При этом продолжал писать и издаваться. Одной из последних его работ явилась всемирная статистика валового продукта от Рождества Христова до наших дней. Читая сводные таблицы в этой толстой книге, ещё раз убеждаешься в ошибочности европоцентрического подхода в традиционных сочинениях по всемирной истории. И действительно, не только во времена Римской империи, но и вплоть до Колумбова открытия Америки подлинными центрами мировой экономики были, конечно же, Китай и Индия, а Европа по валовому продукту отставала от них в несколько раз. Книга Мэддисона убедительно доказывает это цифрами.
  Осенью 2006 года в честь своего восьмидесятилетия Энгус устроил две конференции — одну в Гронингене, другую в Бризбейне (Австралия), посвящённые прогнозу мировой экономики до 2030 года. Каждый участник делал доклад о своей стране или регионе. На мою долю пришёлся прогноз российской экономики. В кратком варианте мой доклад опубликован в «Слове» в мае 2007 года. Сейчас готовится к печати полный сборник всех докладов этих конференций. К сожалению, Мэддисон не дождался его выхода в свет.
  Читатель, не знавший Энгуса лично, должно быть, подумает, что учёный, копавшийся в цифрах, в жизни был порядочным сухарём. И ошибётся. Энгус был большой весельчак, за словом в карман не лез, был душой дружеских компаний. Помню, как весной 1967 года он после заседаний научной конференции катал нас по Лондону на стареньком джипе своего родственника от одного бара к другому, распевая по дороге шуточные английские частушки. Напоследок затащил нас в ночной клуб, куда пускали только постоянных членов и  иностранцев.
  — Станислав, — сказал он, обращаясь ко мне. — Ну-ка доставай свой паспорт.
  И по моему молоткастому всех нас впустили. Танцевали мы там далеко за полночь.
  Было это сорок лет назад, но Энгус сохранил добродушие и весёлый нрав до конца жизни. Последние годы он тяжело болел, но не унывал. – Врачи меня приговорили – говорил он, — но я не сдаюсь.
  Таким – большим учёным, боевым и весёлым человеком — останется Энгус Мэддисон в нашей памяти.

Станислав МЕНЬШИКОВ.
Амстердам.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: