slovolink@yandex.ru
  • Подписные индексы П4244, П4362
    (индексы каталога Почты России)
  • Карта сайта

Острогожский камень

Из истории фактов не выбросишь: как ни крути, а они действительно упрямая вещь, и ничего с этим не поделать. Остаётся только одно — знать их, чтобы оставались предметным уроком на будущее, и не допускать предвзятого толкования, а порой и намеренного искажения.

С одним из таких фактов, который превратно толкуют в «дружественной» Украине её правители, я столкнулся в своём родном городе Острогожске Воронежской области. Этот город более 3,5 века назад был оплотом южных рубежей Московского государства от набегов крымских татар. По возрасту Острогожск самый древний после Воронежа город в области.

 

Возникновение города-крепос-ти относится к тем далёким временам, когда Русское государство, избавившись от татарского гнёта, делало первые шаги по возрождению и заселению чернозёмных степей, почти не заселённые степные просторы «дикого» поля были тогда тревожным южным рубежом государства. Основанные в XVI веке крепости Воронеж, Старый Оскол, Белгород, а также отдельные «сторожи», в том числе и на реке Острогощи, где позже у её впадения в реку Тихая Сосна в 1652 году и возник Острогожск, могли только на короткое время задержать продвижение врага. Недаром говорили тогда: «От Воронежа степь не загорожена».

В Острогожске ещё и сегодня местные аборигены ведут свои родословные от различных корней. Я, например, потомок донских казаков, так воспитал меня дед, считавший себя таковым; другие — от украинских казаков — черкасов. Почему? Одно короткое отступление развеет неуместные толкования этого разнообразия: в 1652 году на строительство города-крепости Острогожска прибыли на вечное поселение вольные люди из разных городов русских: 40 стрельцов, 20 пушкарей, станичники и дети боярские, а всего 200 человек. Сюда же по приглашению царя Алексея Михайловича пришли и свыше тысячи украинских переселенцев во главе с полковником Иваном Дзиньковским. Это были участники войны украинского народа с польскими панами за независимость Украины, которую он вёл под руководством Богдана Хмельницкого. Не желая после заключения Белоцерковского договора в 1651 году снова возвращаться под власть польских панов, они организованно, целым полком, с оружием, с семьями, скотом и другим скарбом перешли границу Русского государства. Тут их переписали, привели к присяге и направили на вечное поселение и несение службы во вновь строящийся город-крепость на реке Тихая Сосна. Новосёлы получили места для дворов, гумен и огородов, также пахотные земли за посадом. Позже, уже во времена Екатерины II, в Острогожском уезде были выделены земли для немецких колонистов. Но город оставался казачьим, каким его и отобразил поэт Кондратий Рылеев, стоявший в нём со своим полком в 1817 году в поэме «Пётр Великий в Острогожске» (1823):

Где в стране

благословенной

Потонул в глуши садов

Городок уединённый

Острогожских козаков.

Идеей и канвой поэмы является встреча Петра I с гетманом Мазепой. Пётр, возвращаясь после победы над турками под Азовом в августе 1696 года, прибыл в Острогожск, чтобы поблагодарить казаков полка за героические действия при взятии Азова. Тогда Пётр I подарил городу 52-пудовый колокол. Тогда же в город приехал и Мазепа, который вместе с Шереметевым охранял пределы России от татар на Калмиусском шляхе. Мазепа поднёс царю богатую турецкую саблю, оправленную золотом и осыпанную драгоценными каменьями, и на золотой цепи щит с такими же украшениями. В то время Мазепа был ещё невиновен, но уже замышлял своё предательство. Как бы то ни было, но хитрый и уклончивый гетман сумел вкрасться в милость Петра (как это похоже на современных украинских политиков и простоту наших. — В.К.). Монарх почтил посещением его шатёр, обласкал, изъявил особое благоволение, одарив шубой со своего плеча и с честью отпустил в Украину, напоследок отобедав с ним. Пётр 1 уехал из Острогожска в специально присланной из Воронежа карете, уверенный в верноподданничестве острогожцев и гетмана. Но события последующих лет не оправдали доверия царя. Кондратий Рылеев так отобразил этот момент:

...Кончил — и к стопам Петровым/ Щит и саблю положил/Но, казалось, вождь суровый /Что-то в сердце затаил...

Этот исторический факт в Острогожске решили в 90-х годах прошлого столетия увековечить памятным камнем, установив его на месте, где стоял шатёр Петра I на Майдане (площадь для сбора казаков). Камень установлен среди хат (частные подворья) в основном в честь посещения Петром Великим Острогожска в 1696 году. Но, как говорят, из истории страниц не вырвешь, и на камне том было выбито имя Мазепы.

Посещая каждый год свою малую Родину, встречаясь с друзьями школьных лет, мы, отлично знающие историю страны и города, всегда фотографируемся у этого камня.

В этот приезд мне рассказали, что приезжало украинское телевидение, снимали камень со всех сторон, старались брать интервью у местных жителей, задавая провокационные вопросы. Многие отказывались с ними разговаривать. Как сказал мне мой товарищ Юрий Хаустов, живущий рядом с камнем: «Что они там покажут, никто не знает, но наверняка это будет брехня!».

Вот так, наш незаметный камень превращается в политический жупел. И никто не хочет сказать правду, что Петра можно обвинить в доверчивости, но.., он был государственным человеком и пёкся о пользе государства, а Мазепа уже тогда больше думал о личной корысти. Подобное наблюдается и у современных последышей Мазепы. Что им мнение народа, ридная мати Украина? Свои личные интересы — вот главное.

Как мне сказал простой труженик, участник Великой Отечественной войны, дошедший до Харбина, Иван Черкасов, его слова можно отнести и к украинским и русским властителям — олигархам: «Что для них Родина? Дойная корова, а народ раб для их прихотей. Их стремление к сверхобогащению — это болезнь похлеще наркомании. Излечить её может только топор палача!». Звучит как рефрен лозунгов французской революции, но, к сожалению, это так.

А что касается «памятного камня» в провинциальном городе Острогожске, то никто его не собирается убирать или мазать краской в связи с антироссийской истерией в Украине. «Из истории листов не вырвешь, — говорят местные жители, — к тому же мы на половину украинцы. Ведь нашими предками были и черкасы (украинские казаки — выходцы с Украины. — В.К). Обидно только одно, что вековая поговорка «паны дерутся, а у холопов чубы трещат!» верна и в наши дни!».

Побеседовав со многими земляками, я пришёл к неутешительному выводу, что за делами о хлебе насущном у нас начисто забыли о духовном начале. Нынешней молодёжи мало известно о своих исторических корнях, о славных делах наших предков. А ведь с этого начинается не только Родина, но и патриотическое отношение к ней.

ВАДИМ КУЛИНЧЕНКО,

капитан 1 ранга в отставке.

г. Острогожск

Воронежской области.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: