slovolink@yandex.ru

Опасное время для российского образования

Посвятив жизнь педагогике, выдающийся «учитель века» (как его называли ещё в дореволюционной печати) С.А. Рачинский считал, что именно в образовании заключён «...вопрос о будущем России, более важный, чем о финансах, судопроизводстве, полиции и вообще о государственных учреждениях. Ибо как ни плохи будут эти учреждения, но, когда дух народа цел, государство останется непоколебимо…». За сто лет, с тех пор, как были сказаны эти слова, русская, советская, российская школа пережила разные периоды: взлёт просвещения 1913 г., разрушение школы в 1920-х гг., восстановление системы образования к 1950-м гг., постперестроечное разрушение... И сегодня, в пору тревожных перемен мироустройства, вопрос образования волнует нас едва ли не больше, чем вопросы экономики и здравоохранения, потому что от образования, как и во времена Рачинского, зависит состояние духа народа и будущее России. Мы беседуем с опытными преподавателями о положении дел в современном образовании. АСОНОВ Николай Васильевич, доктор политических наук, кандидат исторических наук, профессор МПГУ, академик АПН РФ. ЕВДОКИМОВ Александр Юрьевич, доктор технических наук, кандидат культурологии, академик РАЕН, профессор кафедры теологии МГЛУ.
– Имея опыт преподавания в разных вузах более четвери века, наверняка Вы можете сказать, как за последние два десятилетия изменилась система вузовского образования?
Евдокимов А.Ю.: В наихудшую сторону – полного развала оного. Переход на «болонскую систему», проникшую даже и в православные учебные заведения, есть преступление!
Асонов Н.В.: Хорошо известно, что победитель навязывает свою волю побеждённому. Сдав с подачи М.С. Горбачёва все свои позиции западным неолиберальным силам, мы оказались проигравшей стороной и потому должны принять ту модель организации социально-политической жизни, которую нам навяжет победитель. А он не заинтересован в возрождении нашей страны как мощного конкурента, обладающего солидным интеллектуальным потенциалом и патриотическими настроениями в обществе, ориентированными на национально-исторические традиции управления и жизни. Поэтому нам была предложена самая неэффективная Болонская система обучения и введена балльно-рейтинговая схема оценки знаний. Причём, она вводилась по упрощённому варианту её использования, позволяющему «закрывать глаза» на отстающих и «натягивать» нужные отметки, поддерживая фиктивный рейтинг общей успеваемости. И это только начало либерализации нашей системы образования. Дальше будет ещё хуже. Ведь власть ничего не желает менять в сторону наших традиций, доказавших свою успешность. Часы на изучение отечественной и зарубежной истории сокращены, уровень требований снижен. А большое число «платников», которых при царе и Советской власти к институту не подпустили бы на пушечный выстрел, подавляет своей массой интеллектуальное меньшинство и вынуждает руководство равняться на них и ставить им «удовлетворительно» вместо «единицы», отменённой при В.В. Путине. Впрочем, с политологией дело обстоит ещё хуже. Ведь она обязана анализировать действующую власть и давать ей объективную оценку, т.е. вскрывать не только её достоинства, но и недостатки. Они становятся достоянием общественного мнения. А терять свой рейтинг в условиях постоянных выборов наша прозападная власть не желает.
– Что было, на Ваш взгляд, значимо и полезно в системе образования царской России и чем мы безвозмездно пользуемся из того багажа? Что было из него утрачено в советское и постсоветское время?
Асонов Н.В.: Система высшего образования, сложившаяся у нас благодаря стараниям М.В. Ломоносова в середине XVIII века и возрождённая И.В. Сталиным во второй половине 30-х годов ХХ века, когда с 1934 года история перестала быть контрреволюционной наукой и стала служить делу патриотического воспитания и защиты интересов простых граждан, в перестроечный период подверглась сильной модернизации. И эта модернизация носила в полном смысле революционный характер, подобный тому, который мы наблюдали в первые годы Советской власти, когда вся система воспитания и обучения вместе с наукой попала в руки левоэкстремистского крыла большевиков. Программным лозунгом их деятельности в этой, как и в других сферах социально-политической жизни, стали слова поэта В.Д. Александровского, откровенно заявлявшего, что «Мефистофель, отец мой и брат». В 1923 г. один из своих опусов он закончил так: «Старая Русь повешена. И мы – её палачи!». Именно эта революционная идея, направленная на разрыв культурно-исторической связи поколений, поддержанная в своё время Л.Д. Троцким и другими лидерами левого экстремизма, проигравшим Сталину «битву за умы», сегодня утвердилась в сфере исторической и политической науки. Из неё выброшено то, что составляло основу правильного образования – равнение на Образ Божий. При Сталине мы стали образовываться как патриоты своей отчизны, учились видеть в ней не больной, а здоровый организм, нацеленный на нравственное созидание, способный преодолеть не только свои внутренние недостатки, но и помочь другим странам и народам. Теперь, когда ныне действующий Президент в своём очередном Послании связал «реализацию наших национальных интересов» с «широким сближением и реальной интеграцией в Европу», объявив, что «это – наш с вами исторический выбор. Он сделан. Он последовательно реализуется», стали усиливаться другие ценностно-целевые шаблоны. Любовь как жертвенное служение Богу и своей Родине, отошли на второй план, а на первое место вышло стремление развивать в себе, как выразился наш Президент в 2019 г., развивать в себе «предпринимательскую жилку». Этому теперь должна учить история и, особенно, политология. В конце 80-х годов ХХ века она возрождалась у нас как сугубо западная наука, направленная на воспитание в нас исключительно западнических либеральных торгово-рыночных шаблонов осмысления власти. В этих шаблонах России отведено место «больного организма», не имеющего сил выбраться из кризиса самостоятельно. Спасти её может только западный проект, начатый М.С. Горбачёвым и продолженный В.В. Путиным, закрепившим своими поправками либеральные основы организации, государства и общества, зафиксированные Конституцией 1993 года. Итог этих новаций нам известен. Уже более 60% молодёжи до 30 лет взяли на вооружение старый принцип космополитов: «ubi bene, ibi patria» (где хорошо – там родина).
Евдокимов А.Ю.: В Российской империи была система классического образования, много из которой сохранялось и в советские времена (пусть и в несколько искаженном виде); кроме того, была система церковно-приходских школ, развитая усилиями К.П. Победоносцева, где учащихся на первой ступени обучения (2 года) учили читать, писать, считать и молиться Богу – ни одного из перечисленных моментов современная молодежь делать не умеет (результат компьютеризации и либерального атеизма, причем последнее неизмеримо хуже открытого богоборчества советской власти); на второй ступени обучения (еще 2 года) изучали историю и географию, с чем современная молодежь также фактически незнакома – в первом случае в весьма искаженном и лживом виде, во втором – вообще не знает ничего и знать не хочет (зачем географию учить, когда извозчики есть? Произведение Фонвизина до сих пор, увы, весьма актуально).
Если в советское время что-то еще сохранялось и даже достаточно эффективно использовалось, то в настоящее время эти остатки интенсивно разрушаются, если не разрушены уже полностью. Сознательное разрушение образования, осуществляемое «пятой колонной» необходимо квалифицировать как государственную измену!
– Какие шаги необходимо сегодня предпринять на государственном уровне, чтобы восстановить в целостности российскую систему образования? (Профессор ИМЛИ, доктор филологических наук В.Ю. Троицкий убеждён, что шаги эти просты: восстановить разрушенное).
Асонов Н.В.: История и политология всегда имеют дело только с конкретным материалом. Поэтому взгляд честного историка и политолога носит более объективный характер. По этой причине я не могу согласиться с профессором В.Ю. Троицким. Если восстанавливать разрушенное, то какое? Царское, имперское или Советское образование? Это первое. Второе. Восстановить любое из них может только та государственная власть, которая исповедует ценности и цели, связанные с той или иной системой образования и смотрит на неё как на свою культурно-идеологическую основу. Наша власть, как я уже сказал, придерживается прозападных неолиберальных установок и с этих позиций она сходить не будет, ибо она вписана в рыночные отношения глобального уровня, поставлена победителями в «холодной войне» и опекается ими. Поэтому главный шаг, который здесь следует сделать – сломать существующую систему организации государственной власти и вернуться к одной из тех форм управления, что мы имели до Горбачёва. Для этого нужна политическая организация. Сегодня кроме КПРФ у нас такой политической организации нет. Следовательно, возвращение к любой форме православной монархической модели управления становится утопией. У КПРФ для победы на выборах нет ни денег, ни сил. Да и те возможности, что у неё есть, действующая власть всячески ограничивает и держит под своим строжайшем контролем, в чём находит поддержку своих «патронов» на Западе.
Евдокимов А.Ю.: С уважаемым Всеволодом Юрьевичем полностью согласен! Только не очень это просто – необходима политическая воля «наверху» и достаточная сила власти для этого; ни того, ни другого пока не наблюдается…
– В Вашем поле зрения постоянно находятся студенты. Какие улучшения, дополнения они сами хотели бы видеть в системе образования? Каким должно быть это самое «патриотическое воспитание», о котором много говорится в последние годы, однако огромный процент молодёжи не связывает своё будущее с «этой страной»?
Асонов Н.В.: Мои подопечные очень разные люди. Значительное большинство идёт за дипломом, а не за знаниями. Для них улучшением является упрощение процедуры учёбы. Интеллектуальное меньшинство расколото на «западников» разных мастей и «почвенников», составляющих меньшинство. «Западники» мечтают о введении правильной западной схемы образования, «почвенники, расколоты на сторонников Советской и царской модели. Для меня патриотическое воспитание – это «ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ И НАРОДНОСТЬ», покоящиеся на принципах СОБОРНОСТИ как положительной альтернативы парламентаризму. В Советской модели меня привлекает воспитание отвращения к угнетению человека человеком, сохранённое царской моделью и замалчиваемое в её образовательных учреждениях так же, как оно замалчивается сейчас.
Евдокимов А.Ю.: Современные студенты в массе своей люди весьма неглупые и отлично понимают ситуацию в образовании (сюда следует отнести и откровенных либералов и непатриотов). Их необразованность не является их виной, но страшной бедой, хотя помочь им в этом представляется весьма сложным – на первый курс они приходят по их собственным словам «ЕГанутые», приходится учить их географии чуть не с «нуля» (про элементарную грамотность уже не говорю). Студенты сами жалуются преподавателям на огромное количество предметов скучных, им непонятных и ненужных, тогда как истории и географии уделяется ничтожное время.
Самое страшное – настойчивое насаждение во многих ВУЗах идей толерантизма и отождествление его с веротерпимостью!
Патриотическое воспитание – о его важности говорить не стоит. Современное «образование» отягощает человека огромным количеством информации, при колоссальном духовном обнищании. Определенная часть молодежи стоит на либеральных позициях, что вполне естественно в условиях толерантного общества. Надо только при этом понимать, что любая система, построенная на либерализме, толерантизме и космополитизме, является не системой, но антисистемой, работающей на самоуничтожение. Но именно этого и добиваются деятели «пятой колонны».
Наряду с этим, однако, имеется определенная часть молодежи, сохраняющая (в силу семейного воспитания или собственного интеллекта) здравый смысл и понимание исключительной роли России в историческом процессе. Последнее дает определенную надежду…
Если же говорить в обобщающем ключе, то пугаться и отчаиваться нельзя ни в коем случае! Россия проходила через многие испытания… хотя нынешнее «смутное время», безусловно, наиболее опасное для нашей страны, да и для всего мира…

Беседовала
Ирина УШАКОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: