slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Область или республика?

В Махачкале в рамках заседания дискуссионно-аналитического центра «Альтернатива» и Дагестанского географического общества обсуждено нынешнее обострение ситуации на Северном Кавказе. Так, в конце августа—начале сентября произошло два тревожных события. Речь идёт о неоднозначной ситуации в Сунженском районе Ингушетии, давно являющимся спорной территорией между Чечней и Ингушетией, где чеченцы под войсковым прикрытием пытаются построить блокпост ДПС на границе с ингушским селением Аршты. И ещё один конфликт произошел уже в Кабардино-Балкарии. Кризисная ситуация началась с того, что балкарцы в Кенделене отказались пропустить через своё село около 30 конных кабардинцев для совершения восхождения на гору Канжаль в честь 310-летия победы в Канжальской битве. В населённом пункте начались ожесточенные стычки между балкарцами и кабардинцами. Конфликт удалось подавить только силами Росгвардии.
Тема заседания была обозначена как «Новые очаги межэтнических конфликтов на Северном Кавказе, и как нам не повторить чужих ошибок» (вызовы, риски, историческая и правовая оценка).
На нём депутат Советского района г. Махачкалы Руслан Луговой выразил мысль, давно обсуждаемую многими патриотическими организациями на разных политических площадках, сказав:
«…Я считаю, что причина межэтнических конфликтов лежит в плоскости территориально-административного деления, когда ещё в 30-х годах XX века была предпринята амбициозная попытка интегрировать, а впоследствии ассимилировать народы Кавказа и выстроить экономическое равное деление территории. Справедливости ради надо сказать, что такая же политика проводилась в ряде других республик и районов бывшего СССР. Особенно ярко передел территориальных границ произошёл при Хрущёве. В итоге получились поселения одних народов на территории других.
Вторая причина — это программа переселения горцев на равнину, начатая в конце 50-х, которая тоже преследовала цель ассимиляции и «окультуривания» горцев. Всё бы ничего, только уже в конце 60-х годов этот проект начал давать сбои, а очень скоро его реализация была прекращена, но «поделённость» осталась. В итоге мы получили Крым на Украине, Закаталы с аварцами отошли Азербайджану, Карабах был передан Азербайджану, Кизляр перешёл из Ставрополя Дагестану, Сунженский район, преимущественно состоящий из ингушей, был отдан Чечне и т.д.
Скорее всего, нас ждёт дальнейшая эскалация ситуации. Ведь нынешняя ситуация неслучайно возникла именно в этих двух республиках. Давно ясно, что Центр делает всё возможное, чтобы подконтрольный узел СКФО был не только формальным, но и реальным объединением. Этому мешают сильные самостоятельные республики со своими лидерами и элитами. Самой влиятельной республикой на сегодня является Чечня с её политическими амбициями и особым негласным статусом. Необходимо дать Кадырову погрязнуть в проблемах собственных амбиций. Дестабилизация ситуации на границе Чечни и Ингушетии ослабляет позиции Рамзана Кадырова, а, возможно, и Евкурова. Амбиции чеченского лидера грозят расколоть само чеченское общество, начиная с приграничного района, а это сильно ударит по позициям президента Чечни. То же самое послабление может произойти и в Кабардино-Балкарии, которая сейчас заметно выделяется своей экономической самостоятельностью, особенно в сельском хозяйстве. Таким образом, в скором времени политическим центром Северного Кавказа может реально стать администрация СКФО. Это укладывается и в недавнее предложение министерства экономического развития поделить Россию на 14 макросубъектов.
В целом такой расклад, конечно, облегчил бы работу Кремля по выстраиванию повестки дня на всем Северном Кавказе, а также обеспечил бы прозрачную управляемость, что решает проблему с попытками приграничных стран дестабилизировать ситуацию на Кавказе, как в 90-х.
В качестве варианта решения сложившейся ситуации считаю необходимым перейти от административно-территориального деления Дагестана к этно-административному. Таким образом, каждый этнос будет на своей территории и будет иметь свои естественные границы распространения. Этим решением удастся если не ликвидировать межэтнические конфликты полностью, то хотя бы их минимизировать.
При этом неплохо было бы предоставить реальные полномочия местным муниципалитетам, одновременно создав агломерации. Агломерации дадут возможность горизонтальным связям, что решит экономическое выравнивание по региону. В итоге мы получим муниципалитеты, которые смогут сохранить этнические образования, состоящие в агломерациях (область) и будут подчинены СКФО.
Далее логично было бы перейти от авторитарного правления регионов к коллегиальному, то есть к подобию Госсовета, но не с пропорциональным представительством, а с равным. Всего со всеми малыми народами в Дагестане проживает 54 народа. Пусть этот Госсовет состоял бы из 108 человек (по 2 от каждого).
Если сейчас действительно пытаются ликвидировать неформальных лидеров республик, то логичным выглядит и появление офицера Васильева. Дагестан вероятно останется островом стабильности среди других республик, которые едва ли сохранятся в своих нынешних границах....
В итоге укрупнив регионы и создав там множество самостоятельных районов с этно-административным делением, можно, во-первых, решить территориальные и межэтнические споры, во-вторых, реально сохранить этническую самобытность и, в-третьих, создать предпосылки к унификации регионов для лучшей интеграции и экономическому выравниванию регионов России».
В этом случае экономически и политически Кавказ стал бы един с одним руководством и подчинён центру, но сохранил бы свою полиэтничность».

Аналитическая служба Собора русского народа.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: