slovolink@yandex.ru

О господине Фурсенко, божьем даре и яичнице

Очередной жирный крест на очередной замечательной концепции
    Добрый день, уважаемая редакция!
  Хочется поделить с вами и читателями вашей газеты своими мыслями на тему реформирования системы образования в сфере культуры и искусства в РФ.
  С уважением
Николай Анатольевич РОСТОВЦЕВ,
директор Нижегородского художественного училища, член Союза художников РФ,
заслуженный работник культуры РФ.

  Уважаемые коллеги, сильные мира сего и все те, кто неравнодушен к изобразительному искусству и к искусству вообще.
  Позволю себе начать с выдержки из Распоряжения Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 1244-р:
   «1. Одобрить прилагаемую Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы.

   2. Утвердить прилагаемый план мероприятий по реализации Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы.
   3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: разработать меры, направленные на сохранение и развитие системы образования в сфере культуры и искусства; учитывать положения Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008—2015 годы при утверждении целевых программ развития культуры субъектов Российской Федерации.
   ОДОБРЕНА
   Распоряжением Правительства Российской Федерации
   От 25 августа 2008 г. № 1244-р
   Председатель Правительства  Российской Федерации  В.Путин
   25 августа 2008 г. № 1244-р»
 
  Замечательное распоряжение!
  Парадоксально, но свою позицию озвучу с того, что результат последних Олимпийских игр очень печален, несмотря на огромные финансовые вливания, и к изобразительному искусству и вообще к культуре прямого отношения не имеет. Но, на мой взгляд, в этой параллели просматривается система и проблема всех наших неудач именно в том, что, разрушая и реформируя, мы как всегда это делаем «до основания, а затем…», отрекаясь от всего хорошего, что было накоплено предыдущими поколениями.
  В любой сфере человеческой деятельности существуют традиции, веками наработанные фундаментальные ценности и независимо от того, что мы строим, это должно бережно совершенствоваться и сохраняться. Как закон всемирного тяготения – он действует и при капитализме и при коммунизме.
  Всё творческое сообщество, вся здравомыслящая общественность понимает, что без культуры, без базовых морально-этических норм нельзя построить обеспеченное, социально ориентированное общество.
  Но судя по тому, как Министерство образования РФ во главе с г-ном Фурсенко намерено реформировать образование, на этом распоряжении можно поставить большой жирный крест. И Бог бы с ним, если бы это он делал в своей вотчине, а ведь под эти реформы и стандарты подводят творческие учебные заведения, как свои, так и Министерства культуры. И они сильно лукавят, говоря, что Америка и Европа учатся по одному стандарту и Болонская система образования самая передовая и эффективная.
  Я, конечно, отстаиваю интересы художественных училищ, но, думаю, это в той или иной степени касается всех творческих учебных заведений.
  Система художественного профессионального образования корнями уходит в Российскую академию художеств и имеет 250-летнюю историю. Ведущие художественные училища страны подходят к 100-летним юбилеям, да и училища Саратова, Казани и Пензы созданы ещё при царе-батюшке. И время доказало состоятельность наших методов и стандартов. Выпускники наших училищ в основном ориентированы на Репинку, Глазуновку, Суриковский, ВГИК, Строгановку… Вся система обучения, менталитет преподавателей и студентов в корне отличается от ценностей и методов Министерства образования. Мы всё-таки продолжаем не просто обучать, но и воспитывать. В наших учебных заведениях не бьют учителей физкультуры, отсутствует дедовщина и в туалетах не отбирают деньги у первокурсников. Мы себе этого даже представить не можем.
  Я с большим уважением отношусь к точным наукам, и, конечно же, развитие общества без них невозможно. Но механизм познания, методика при изучении физики, математики и других точных наук в корне отличаются от понимания, изучения и приобретения навыков художника, балерины, скрипача. Нельзя балерину натаскать за год, за два. И не забывайте про талант, слух, проще говоря, про Божий дар!
  Я предлагаю провести эксперимент, результат которого мне ясен уже сейчас. Берём человек 30 среднестатистических хорошистов учащихся 10-х классов и целенаправленно готовим, натаскиваем по физике, математике, английскому языку — и 99,9% поступит в Баумановский, МГИМО и другие престижные вузы Москвы и Питера. Другие 30 человек, не занимающиеся дополнительно искусством (в музыкальных и художественных кружках, студиях), будем обучать музыке, рисованию, хореографии и готовить в Репинку, Глазуновку, Суриковский, Гнесинку и т.д. — и 99,9% не поступят! И это я утверждаю не потому, что точные науки легче, а потому, что как срок беременности не может быть меньше 9 месяцев, так и балерину надо готовить не с 10 класса, а с пелёнок и лучше в родной среде.
  Слава богу, что у нас оставили творческие экзамены. Но результаты ЕГЭ для нас стали основными, и бывает безумно обидно, когда талантливого парня обходит отличник по ЕГЭ. Говорят, Малявин и ещё ряд великих русских художников в слове «ещё» мог сделать четыре ошибки. И я не знаю, сможет ли взять интеграл Плисецкая или Хворостовский. Но думаю, что почитателям их таланта всё это, как сейчас модно говорить, «по барабану». И мне страшно представить, сколько бы потеряла русская, да и мировая культура, если бы главным экзаменом для них был ЕГЭ!
  А новые стандарты, которые могут быть введены в ближайшее время, почти в два раза сокращают часы по главным для нас предметам: рисунок, живопись, пленер, композиция (а на живописном отделении ещё отберут пятый год обучения). И зачислять студентов мы должны по результатам ЕГЭ. Вот тут у меня в душе всплывает терминология 37-го года о врагах народа.
  Реализация этих реформ в жизнь за собой тащит другую важную проблему. Преподают у нас не учителя рисования и даже не кандидаты и доктора-теоретики, а состоявшиеся художники, заслуженные, народные, участники российских и международных выставок. И работают не за зарплату, а за возможность творческого общения и взаимного обучения. У нас преподаватели и студенты – коллеги.
  При этой реформе наши училища превратятся в банальные колледжи с художественной составляющей, ориентированной на массовку и гламур. Преподавать будет просто не интересно, и художники уйдут из училища.
  К чему я всё это пишу? К тому, что если мы хотим действительного претворения Концепции в жизнь, то нужно срочно собрать не чиновников от искусства, а представителей ведущих учебных заведений искусства, художников, создать свою нормативно-правовую базу и жить по своим стандартам, тем более что всё это у нас наработано и опробовано временем!
  В конце концов, если в бизнесе и экономике должна быть честная конкуренция, то и в образовании дайте возможность человеку выбрать, чему и у кого учиться. У нас на всю страну чуть более 50 художественных училищ — это капля в море. И у нас не «фабрика звёзд», мы готовим «штучный товар», тот фундамент, на котором держится вся академическая художественная школа.
  Если существует фундаментальная наука, то и в искусстве должна сохраняться и развиваться фундаментальная академическая школа!
  Мы просто обязаны сохранить уникальную систему профессионального художественного образования: художественная школа, училище, институт, союз художников. Более того, мы обязательно должны разработать механизм защиты кандидатских, докторских степеней, коль уж существует такая иерархия, за счёт практических творческих достижений. Дайте одним к кандидатским и докторским идти через теорию, а другим через практику. Как-то нелепо выглядит, когда народный, заслуженный художник обязан повышать квалификацию на курсах, при всём к ним уважении, у теоретиков, пускай даже у кандидатов и докторов наук. Есть виды человеческой деятельности, в которой, безусловно, можно написать диссертацию, наполнив всё это многотомными формулами и умозаключениями. Но по канату под куполом цирка надо сначала научиться ходить, а уже потом писать что-либо по этому поводу.
  На мой взгляд, каждый должен заниматься своим делом — Министерство образования, обороны, сельского хозяйства, здравоохранения. И нам позвольте заниматься своим, опираясь на 250-летний опыт Российской академии художеств и 100-летний опыт художественных училищ.
  Тем более что в минувшем году вступительные экзамены для нас проходили по тем же правилам, что и для всех средних специальных учебных заведений. Приём документов растянули аж до 15 августа, экзамены в два потока держат в подвешенном состоянии всё лето тех, кто сдавал экзамены в июле, а это как раз те, кто нам нужен, — у них за плечами художественные школы, изостудии и они с детства живут в нашей системе ценностей. А те, кто к нам надумал поступать позже, думаю, случайные люди, которым всё равно, где учиться. При такой реформе г-на Фурсенко творческие учебные заведения вскоре превратятся в проходной двор.
  Вообще, деятельность г-на Фурсенко мне напоминает деятельность академика Лысенко, благодаря «научным открытиям» которого наша генетика была отброшена на десятки лет назад. Как бы с нашим образованием не произошло так же!
  Если хотим, чтобы замечательная Концепция развития образования в сфере культуры и искусства не осталась благим намерением и чтобы в нашей культуре и искусстве основными ценностями не являлись художники-стилисты Зверевы, Бори Моисеевы, Ксюши Собчак, а в музеях и театрах, кроме инсталляций на тему чёрного квадрата и всякого мусора с помоек, была бы возможность увидеть Репина, Плисецкую, художника-дизайнера Фаберже (а не чью-либо жену с Рублёвки в роли дизайнера), надо, чтобы эта Концепция развития образования в сфере культуры и искусства реализовалась! Развалим среднее звено – рухнет и высшая школа, развалим художественные школы – развалим училища.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: