slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Нелёгкие лавры победителя

«Международный музыкальный конкурс имени Петра Ильича Чайковского — масштабнейший во всём мире», — считает обладатель первой премии и золотой медали XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского скрипач Сергей ДОГАДИН. За звание лауреата в этом году были готовы бороться 954 музыканта, по результатам отборочного тура прошли 231. Лауреатами первых премий по разным специальностям стали восемь музыкантов. И среди них Догадин.
Восемь лет назад он выиграл вторую премию на этом же конкурсе. Но в этом году ему просто не было равных, и он получил первую премию и золотую медаль. Со жребием ему тоже повезло — он играл самым последним и выглядел настоящим профессором на фоне остальных конкурсантов. Ведь ему уже 30 лет, и он уже настоящая звезда, один из лучших скрипачей мира, играть с которым почитают за честь первые музыканты.
— Ваш отец Андрей Сергеевич Догадин — профессор Санкт-Петербургской консерватории. Он, наверное, с рождения определил, что вы будете скрипачом?
— Роль папы в моём воспитании просто огромна. Меня изначально отдали в 5 лет на рояль. Через полгода параллельно я стал учиться на скрипке, которая мне оказалась ближе, тем более что родители оба струнники. Папа — альтист. Мама — скрипачка в филармонии. И это был правильный шаг…
— Родители на конкурсе поддерживали, присутствовали в зале?
— Нет. Но они, конечно, следили за всеми трансляциями в прямом эфире. Здорово, что трансляциями была охвачена миллионная аудитория.
— На четырнадцатом конкурсе вы играли на скрипке Страдивари?
— На ней долгое время играл Давид Фёдорович Ойстрах. В этом году был абсолютно другой инструмент, не могу сказать, хуже или лучше. Просто другой: великого итальянского мастера Доменико Монтаньяны (Венеция, 1721 года), предоставленный частной коллекцией Сингапура в пользование до конца 2020 года.
— Если сравнивать четырнадцатый конкурс и нынешний, то чем они отличаются для вас?
— Не очень явственно помню предыдущий конкурс. А что касается нынешнего… Это — большой праздник музыки. За 8 лет я побывал на очень многих конкурсах. Среди них Девятый Международный конкурс скрипачей имени Йозефа Иохима в Ганновере — первая премия и Международный конкурс скрипачей в Сингапуре — первая премия. Но этот конкурс выделяется по масштабу, по многим номинациям, по огромному интересу общественности, прессы. В Москве, где я выступал, народ очень тепло принимал что пианистов, что скрипачей. Всегда были полные залы. Этот конкурс особенно отличает любовь к музыке.
— У вас уже своя фан-группа сформировались — горячо аплодировала, кричала браво… И среди ваших поклонников в малом зале консерватории обнаружился даже миллиардер — Владимир Потанин!
— И это особенно приятно в Москве для питерского человека.
— А почему вы сейчас живёте в Вене. Мы же вас потеряем как музыканта…
— Я живу в Вене только из-за того, что ещё учусь в аспирантуре университета искусств Граца у одного из самых лучших профессоров мира Бориса Кушнира, который там живёт и преподаёт. Самый удобный вариант, чтобы в любое время быть готовым прийти к нему на уроки. Он ездит много, я езжу много. И специально приезжать в Вену было бы довольно сложно. А в Россию всегда прилетаю с большим удовольствием, никогда не отказываюсь от концертов.
— Сейчас такое поветрие, что учатся в разных странах у разных профессоров. Это что-то даёт?
— Сначала я тоже учился только в России — окончил Санкт-Петербургскую консерваторию класс профессоров Владимира Овчарека и Андрея Догадина, но потом уехал в Кёльн, где учился два года в аспирантуре у замечательного профессора Михаэлы Мартин. Почти год стажировался в Международной музыкальной академии имени Иегуди Менухина у Максима Венгерова. У всех них разные взгляды, и это очень важно!
— На конкурсе вы очень проникновенно исполнили концерт для скрипки с оркестром ре мажор, сочинение 35 Петра Ильича Чайковского. Кто вам помогал составить программу?
— Конечно, советовался с моим профессором, чтобы определить близкую мне по духу программу, чтобы было много русской музыки.
— А с Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением народного артиста СССР Юрия Симонова уже работали или выступали впервые с ним вместе на конкурсе?
— Год назад с этим оркестром играли в зале Чайковского. С виолончелистом Сашей Раммом и пианистом Филиппом Копачевским играли тройной концерт, российскую премьеру американского композитора, которая ещё и ныне жива. С Юрием Ивановичем играли лет десять.
— Те, кто сидели в жюри ещё каких-то несколько лет назад, сами были участниками Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Причём, если членам жюри нравится исполнение участника, то они, сопереживая, беззвучно как бы играют или беззвучно поют. Вы готовы к такой роли?
— Я уже на себя эту роль примерил. В этом году работал в жюри Международного конкурса скрипачей имени Юрия Янкелевича, где председателем Владимир Спиваков, в Омске. Вообще Владимир Спиваков сыграл большую роль в моей жизни. Он рано заметил меня, многие годы всячески поддерживал в своём Международном благотворительном фонде. Вместе мы сыграли концерт Чайковского с его замечательным оркестром. Огромное ему спасибо за наш очень близкий контакт. Этот Международный конкурс имени Петра Ильича Чайковского — последний в моей жизни. Тут не может быть никаких вариантов. Он — жирная точка. Я уже начал на себя примеривать роль члена жюри, и это очень интересно сравнить работу как члена жюри изнутри и как участника...
* * *
О важности и значении Международного конкурса им. П.И. Чайковского свидетельствуют слова председателя скрипичного жюри Мартина Энгстрёма: «Конкурс имени Чайковского — это живая легенда. Ни один другой международный музыкальный конкурс не может сравниться с ним по важности и масштабу. Конкурс имени Петра Чайковского никогда не был ограничен рамками одной страны, он всегда привлекал к себе интерес всего мира — и не только мира музыки, но и мира политики.
На финале самого первого конкурса присутствовал Никита Хрущёв, в наши дни Владимир Путин своим присутствием символизировал участие всего российского народа. Для меня лично именно живой интерес к нему со стороны самой широкой публики всегда выделял конкурс среди многих остальных. Я участвую в нём в качестве члена жюри уже в третий раз и всякий раз поражаюсь тому, что каждый этап конкурса собирает полные залы. Его слушатели — это подлинные ценители и знатоки. Они обладают особой энергетикой, какой нет по всему миру. Это настоящий национальный конкурс, и я очень горжусь своим участием в нём».
Заместитель председателя Правительства РФ, сопредседатель оргкомитета Международного конкурса имени П.И. Чайковского Ольга Голодец присутствовала в зале от начала конкурса и до конца. «Мы всегда следим за участниками конкурса, — сказала она. — Само попадание на конкурс Чайковского и особенно выход в финал — пропуск в насыщенную жизнь. Сергей Догадин восемь лет назад тоже был победителем, заняв второе место. Сейчас он сделал всё возможное, выложился, показал другую игру. Публика и жюри были единодушны в своём выборе золотым медалистом Сергея Догадина. Каждый конкурс Чайковского — это открытие нового поколения музыкантов».
Михаил МАСЛОВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: