slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Не дойти до кризисной черты

Православию на Украине предстоят тяжёлые времена. Дьявол жестоко укусил украинцев. Но он может покуситься и на православных верующих в России. А всё от того, что «самостийники» захотели во что бы то ни стало разделить русский и украинский народы. А они связаны духовными, родственными, дружескими узами, общей тысячелетней историей.
Что цементировало наше государство, такое разное и необъёмное? Что делало его монолитным, но в то же время живым, способным достойно отвечать на вызовы времени, на посулы, на угрозы и опасности?! Ответов на этот истинно русский в своей необъятности и вечности вопрос можно найти много, но главным будет один — Вера.
В 998 году князь Владимир на крымской земле, в Херсонесе, принял православие. Западные историки, извращая факты тех лет, писали, что поход князя Владимира в Крым якобы был опустошительным набегом. На самом же деле Владимир отправился в поход по просьбе византийского императора. Византия боролась тогда с сепаратизмом на своих окраинах. Владимир взял Херсонес и подавил сепаратистские тенденции, укрепив византийскую государственность.
В этом походе произошло историческое событие: Владимир дал Руси Веру, которая отвечала внутренней природе Руси. Выдающийся славянский мыслитель Николай Данилевский в своих трудах писал: «Россия пришла к православию «не путём подчинения высшей по культуре христианской народности, не путём политического преобладания над такою народностью, не путём деятельной религиозной пропаганды, а путём внутреннего недовольства, неудовлетворения язычеством и свободного искания истины».
Учёные особо подчёркивают два обстоятельства, которые, по их мнению, предопределили выбор Руси в пользу православия, в которых удивительным образом сказался государственнический инстинкт Руси.
Выдающийся историк Сергей Соловьёв повествует о том, как Владимир выбирал религию. Как, например, Владимир отверг иудаизм? Он спросил у иудеев: «Где земля ваша?» Они ответили, что Бог в гневе расточил их по странам чужим. Владимир изрёк на это: «Как вы учите других, будучи сами отвергнуты Богом и расточены».
Первое обстоятельство заключалось в том, что энергичное, сильное славянство нуждалось в религии такой, которая могла бы преодолеть противоречия многочисленных языческих учений, сплотить народ, дать единую картину мира и великую достойную этого народа цель — прочную государственность.
А вторым обстоятельством являлось то, что именно православие по сути отвечало коренной черте славянского этноса — общности, стремлению к единению, духу коллективизма, братства. На языке православия это называется соборностью.
Есть смысл вспомнить Николая Данилевского, объяснившего отличие православного понятия церкви от католического, концентрирующегося на личности папы, и от протестантского, в котором право толкования откровения переносится на отдельного человека. Существовало ещё и мистическое отличие, которое уповало на мистику. Н. Данилевский заключал: «Церковь есть собрание всех верующих всех времён и всех народов под главенством Иисуса Христа, и под водительством Святого Духа, и что только таким образом понимая церковь (как целостность), обладает непогрешимостью религиозного авторитета».
Ответственность за эту непогрешимость несёт каждый, кто принадлежит к Православной церкви. Это и есть — великая цель и миссия.
Русский, славянский мир не может жить в закоулках частного, сугубо личного интереса. Ему нужна высшая цель, сверхзадача, оправдывающая его существование. Такую цель дало русскому народу православие, на многие столетия утолив его духовную жажду. Именно поэтому Россия, открытая миру, лишена социальных предрассудков и предрассудков национальных.
Россия одинаково принимала и нищего Поля Дебрюкса, создавшего в Керчи первый в России археологический музей, и состоятельного герцога Ришелье, основавшего в России Никитский ботанический сад. А кого смущало в России, что Фонвизин был по происхождению немец, Гильфердинг — саксонский еврей, Багратион — грузин, Юсупов — татарин, а предок Пушкина Ганнибал – негр?
В одном проявляла Россия требовательность к своим новым подданным: они должны были принять православную веру. Эту черту Великого Российского государства описал Николай Гоголь, уроженец Полтавщины и одновременно великий сын России, в повести «Тарас Бульба»: «Остапу и Андрею показалось чрезвычайно странным, что при них же приходила на Сечь гибель народа, и хоть бы кто-нибудь спросил их, откуда они, кто они, и как их зовут. Они приходили сюда как будто возвращались в свой собственный дом, из которого только за час перед тем вышли. Пришедший являлся к Кошевому, который обыкновенно говорил: «Здравствуй! Что, во Христа веруешь?» — «Верую!» отвечал приходивший. — «И в Троицу Святую веруешь?» — «Верую!» — «И в церьков ходишь?» — «Хожу!» — «А ну перекрестись!» Пришедший крестился. «Ну, хорошо», — отвечал Кошевой: «Ступай же, в который сам знаешь курень».
Этим оканчивалась вся церемония, и вся Сечь молилась в одной церкви и готова была защищать её до последней капли крови, хотя и слышать не хотела о посте и воздержании».
На русскую крымскую землю пришли и обрели на ней собственный дом немцы Паллас, Стевен и Тотлебен, англичанин — адмирал Грейг, греки — Фундуклей и Мисаксуди, армяне — Айвазовский и Спендиаров и тысячи других сынов разных национальностей и разного происхождения. Они были едины в одном — в принадлежности или уважении православной веры, найденной самим народом, не налагавшей на него искусственных оков. Она скрепляла государственное образование — Россия.
В конце XV века, в 1474 году, в Феодосию после шестилетнего «хождения за три моря» в Индию вернулся тверской купец Афанасий Никитин. В Феодосии он оформляет свои путевые заметки. Они оканчивались, в переводе на современный русский язык, так: «Боже, творец! Прошёл я милостию божией три моря. Остальное Бог знает. Бог покровитель ведает. Во имя Бога милосердного и милостивого. Бог велик! Боже благий, Господи благий, Иисус дух Божий! Мир тебе!». Дальше следует та же самая молитва, но уже по-персидски, по-арабски, по-татарски, по-староузбекски, по-азербайджански и по-таджикски. В этом великая восприимчивость русского человека, его готовность оставаться самим собой, но понимать и вбирать в себя иные культуры, иные традиции. Не разрушать их, а именно вбирать. Без такого качества нельзя было создать великой многонациональной империи под названием Россия.
Обретение славянами веры православной позволило создать великое государство, выработало единый язык русский. Он сплотил сознание народов. Это позволило выработать общерусскую культуру слова. А оно призвано было хранить, и передавать память и нравственные заветы предков — потомкам и делало процесс исторического общения непрерывным.
Следует не забывать заветы прошлого. Один из них пушкинский. Он заключён в поэтическом переложении библейского сюжета об Иуде. В дни смуты и расколов возникает соблазн назвать белое чёрным, а чёрное белым. Великий народ — никчемным, могучее государство жалким, а предательство и измену возвести в подвиг. За полгода до смерти, в 1936 году, Александр Сергеевич Пушкин всё поставил на свои места. Повесившись, Иуда сам себя казнил, но он навсегда останется предателем, потому что он не с Христом, а с дьяволом.
Как с древа сорвался
предатель ученик,
Диявол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него,
взвился с своей добычей смрадной,
И бросив труп живой
в гортань геенны гладной.
Там бесы, радуясь и плеща на рога,
Прияли с хохотом всемирного врага.
И шумно понесли к проклятому
владыке,
И сатана, привстав,
с веселием на лике
Лобзанием своим
насквозь прожёг уста,
В предательскую ночь
лобзавшие Христа.
Другой завет каждого обязывает быть верным исторической памяти и своей Родине. Но, увы, украинские правители забыли и о своих истоках, и о своей вере. Чтобы удержаться у власти, киевская верхушка бросила в раскол весь православный люд Украины.
С доисторических времён история знает целый ряд религиозных расколов, которые приводили к войнам внутри страны, а затем и между странами. В Древнем Египте наследник фараона Аменхотепа III, юный Аменхотеп IV отменил поклонение Амону и заменил его почитанием Атона — Бога в образе сияющего солнечного диска. Фараон-реформатор выдвинул на первое место Атона, потеснив царя богов Амона-Ра. Это вызвало ярость и гнев египетских жрецов и всех, кто поклонялся Амону, сторонников многобожия. А юный фараон сменил своё личное имя Аменхотеп на Эхнатон, что означало угодный Атону. Эхнатон возвёл Бога Атона до верховного Бога. Это было серьёзнейшее расхождение с древнейшими верованиями и привело страну к потрясениям и кровавым внутренним конфликтам. Такое решение фараона привело к возникновению древнейшей из зафиксированных в истории монотеистической религии. Тайны, окружающие семью Эхнатона, до сих пор не раскрыты.
После длительной религиозной войны, уже при фараоне Харанхебе, правившем 28 лет, были восстановлены права и привилегии жрецов из старой знати, стране вернули многобожие. Но в этом религиозном противостоянии погибли тысячи людей.
И ещё один из древнейших религиозных расколов привёл к затяжной религиозной войне. Первый иерусалимский храм не был рядовым святилищем. Это был настоящий дом Бога. Из средней части храма вели ступени во внутреннюю часть — Святая Святых (наиболее сокровенное, святое место в центральных культовых сооружениях, доступ к которому обычно строго табуирован и с которым связывается присутствие божественных сил. — Ред.). И именно это место сегодня — настоящий камень преткновения в любых палестино-израильских переговорах о статусе Иерусалима. Мишна — первый письменный текст, зафиксировавший устную традицию иудаизма (II в. н.э.), — называет храмовую пещеру бездонной могилой, ведущей в недра земли. Мусульмане именуют её колодцем душ. Иудеи и мусульмане верят, что на этом камне Бог сотворил Адама, на нём же Авраам собирался принести в жертву Исаака. Иудеи считают эту скалу камнем основания храма. Соломон строил дом Бога 7 лет. По окончании строительства храма Соломон при собрании всего общества Израиля внёс в него ларец из белой акации — Ковчег Завета.
В храме, кроме Ковчега Завета и херувимов, ничего не было. В Ковчеге только два камня со скрижалями с законами Моисея. Соломон освятил храм и обратился к Богу: «Я построил храм и жилище тебе, место, чтобы прибывать тебе вовеки». И Господь ответил Соломону: «Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек, как я сказал отцу твоему Давиду». Так было положено начало празднику, собиравшему паломников со всего мира. «И приносил Соломон три раза в год все сожжения и мирные жертвы на жертвеннике». Именно в этот момент священная идея иудео-христианско-исламского мира обрела своё материальное пристанище — дом Божий.
В Библии описан и закат правления Соломона. Мудрый царь стал тираном и потерял свою популярность. Он обратил своё видение религии от единобожия к язычеству. Религиозные войны следовали одна за другой. Они являются наглядным примером того, к чему приводят церковные расколы...
Церковный раскол на Украине, сдобренный политическими махинациями, может привести к большой беде. Надежда — на здравый смысл украинского народа, который сумеет разобраться, к чему приводят беспринципные действия политиков. Жаль, что каждый раз нужно доходить до кризисной черты, чтобы вернуть себе историческую память.
 
Вячеслав ЛОЖКО, член СП России

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: