slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Наследие князя Владимира

Выступление зам. главы ВРНС, председателя Союза писателей России В.Н. Ганичева
Хочу остановиться  на трёх вопросах.
Сегодня в зале Союза писателей России была проведена секция Собора «Россия и Украина. Вековечные исторические, духовно-культурные связи». Конечно, кое-кто хочет представить те трагедии и драмы, которые там сейчас происходят, как давние устремления Украины в Европу, но за этой псевдоисторической картиной забывают те глубинные неразрывные духовно-культурные связи, соединившие наши народы поистине на века. Господь Бог, история наша присудили жить нам рядом, сначала соединенно, переживая радости и горести вместе, затем в разных государствах. Но никто не перенесёт наши народы в другие миры, и поэтому они были и будут рядом и один в другом. Поэтому разрыв по-живому — это смертельная операция, возможно, и нужная каким-то хитроумным жрецам, поистине злым колдунам и игрокам от геополитики, но не русскому и украинскому народам.

Сейчас, когда звучат споры и выстрелы, рождается неотложная необходимость нащупывать и укреплять ныне не очень твёрдые связи и аргументы, которые и являются живой водой, омывающей раны и боли народов. Не будем вдаваться в те споры и обсуждения, рождённые этим временем, но мы не можем признавать и оправдывать фашизм и геноцид, показавшие свой звериный оскал, но в то же время мы должны искать и находить вменяемых людей, оживлять, взывать к жизни то, что делало наши народы родными братьями, то, что сохраняет жизнь тысячам и миллионам людей.
Участники работы секции высказались за то, что Собору следует обращаться к той позиции церкви, которую не раз провозглашал патриарх, её призыв к миру и примирению, в том числе, обращаясь к нашему прошлому. Великий свет христианства освящает наши народы из веков равноапостольного Владимира и всю их историю, создаёт поле Святой Руси: украинского, белорусского и русского народов.
Молитва о прекращении междоусобной брани звучит в храмах России и Украины. В ней слова: «Избави люди твоя от междоусобной брани, утоли кровопролития, отврати належащия беды. Не остави стадо свое от сродник своих во озлоблении сущих, умалитися, но скорое примирение яко щедр даруй».
За всеми этими внешними странными устремлениями в Европу встаёт проблема европейской цивилизации. Ведь каждый, кто чуть-чуть изучал историю, знает, что европейская цивилизация создалась её тремя ветвями: англо-саксонской, романо-германской и восточнославянской, соединявшей народы Украины, Белоруссии и России. Следовательно, разрыв этой связки обрекает на разрушение и гибель европейскую цивилизацию.
Всем трезвым, вменяемым людям надо предостеречь разрушителей этой скрепы: «Вы покушаетесь на европейскую цивилизацию, как покушались на неё Батый, Наполеон и Гитлер, и будете иметь такой же конец, как эти тёмные силы истории».
Мы вспомнили  великие традиции нашей веры, наших культур, литературы нашей. Судьбы наших народов переплелись, наполнились великими едиными победами, единым горем, едиными надеждами.
Культура и язык наших народов близки и переплелись друг с другом, и при всех различиях составляют мощное, судьбоносное сообщество восточных славян.
Антоний и Феодосий Печерские явили нам образец монашества. Князь и православный святой Михаил Черниговский пролил кровь за наш народ, за веру. Димитрий Ростовский, сын казака, епископ Ростовский — создатель «Четьи Миней», самых читаемых ныне духовных произведений, великий собиратель земли русской. Великий молитвенник Сергий Радонежский дал толчок и движение веры. Могучие исторические корни, издавна питавшие соками народной жизни творчество корифеев русской, украинской, белорусской (тут и страстное слово Ивана Вышинского, белоруса Симеона Полоцкого, мудрые песни Григория Сковороды, бунтарский голос великого Кобзаря) литературы, начиная от автора «Слова о полку Игореве», питают и нашу жизнь. И это ведь не прихоть, не термин, придуманный сегодня. Что бы ни случилось, мы остаёмся рядом и, в каком-то смысле, обречены на добрососедство.
Великий русский, мировой писатель Н.В. Гоголь, следы которого в начале 90-х хотели изгнать с Украины за его «гоголизмы» и русский язык, соединявшие русское и украинское начала, а позднее эти ценители заявили: «Гоголь — украинский письменник». Я успокоил тех раздирающих Гоголя на своё первородство: «Гоголь, конечно, русский писатель», но он и мировой, и украинский, и мы поделимся им, как Пушкиным, Достоевским, как и вы, Тарасом Шевченко и Лесей Украинкой».
Так вот Гоголь ещё в 1844 году писал в письме: «Какая у меня душа? Хохляцкая или русская, сам не знаю. Знаю только то, что никак бы не дал преимущества ни малороссиянину перед русским, ни русскому перед малороссиянином. Обе природы слишком щедро одарены Богом, и, как нарочно, каждая из них порознь заключает в себе то, чего нет в другой — явный знак того, что они должны пополнить друг друга, дабы порознь воспитались различные силы их характеров, дабы потом, слившись воедино, составить собой совершеннейшее в человечестве. Русский и малороссиянин — это души близнецов, пополняющих одна другую и одинаково сильные» (стр. 58).
Дружба великих сынов нашего народа Шевченко и Щепкина, Аксакова, Марко Вовчок и Тургенева, Короленко и Карпенко-Карого, Горького и Коцюбинского. А участие в судьбе Шевченко Жуковского и Брюллова. Примеров не счесть. А как известно, русские учёные Шахматов и Корш выдвинули в академики классика украинской литературы Ивана Франко, который и заявил: «Мы любим великорусский народ, желаем ему всяческого добра, любим и учим его язык и читаем на нём нового если не больше, чем на своём <…> и русских писателей, великих светочей в духовном царстве, мы знаем и любим».
Да, от таких слов нынешним толкователям украинской истории нелегко: или от классика надо отказаться, или пытаться их не вспоминать. В общем, таких примеров можно привести немало. Мы их помним.
Но давайте назовём ряд других, необходимых пунктов, где надо искать понимание. Говорили о русском языке и украинской мове. Многие «патриоты», а скорее невежды, морщатся: «Ну, какой это язык, это смесь и коверканье русских слов». Это о мове украинской. Считается, что литературный язык украинский стал прорисовываться в XVIII веке, а до этого был один — древнерусский язык, старославянский, общий для Киевской Руси и поздних веков и даже в XVIII веке писали на языке, близком обоим своим звучанием и смыслом (например, Тредиаковский и Сковорода), и поэтому после Котляревского, Тараса Шевченко, Леси Украинки язык литературный утвердился и стал реальным явлением. И в назидание «ниспровергателям» Российская академия наук в 1903 году (!) приняла решение: «Считать мову не наречием, а языком». Учёные ведь не вульгарные и невежественные майданщики. Действительно, мову (язык) народа не только надо признавать, но и уважать и по-доброму, как язык братского народа, любить. И своё место она может и должна занимать в России.
Ну и понятно, что та истерия, которая поднялась на Украине по поводу русского языка, ничего общего с интересами украинского народа не имеет. Он сияет и утверждает не только русский дух, но и украинский. Да-да, уважаемые незалежные. На нём свои шедевры утверждали многие украинцы, свои мысли на нём выражали, утверждая Россию и Украину. Достаточно вспомнить, что почти треть (!) творчества Тараса Шевченко создана на русском языке. Да и другие видные украинцы утверждали свои взгляды на русском языке. Они владели им досконально. Их открытия утверждали и большую науку. Достаточно вспомнить выдающегося конструктора-ракетчика, учёного мирового масштаба Королёва. Один незалежный доказал, что его фамилия Король. Ну и что? С многолетним ректором МГУ, сейчас уже легендарным Садовничим, мы земляки (он родился на территории бывшей Полтавской области, а я там учился в школе). И вот это по нынешним временам — парадокс. Он — украинец окончил школу в Донбассе, свободно поступил в Московский университет, а я — русский окончил школу  в гоголевских, миргородских местах, поступил в Киевский университет. Ему помог русский язык, а мне — украинский. Действительно, только чудовищные варвары могут выступать против русского языка, языка Пушкина, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Шолохова, Твардовского, который объявляется второстепенным, а ныне, после английского, третьестепенным да и ненужным украинцам. Почему вдруг близкий, а для большинства второй язык, приобретает враждебный оттенок для украинской культуры. Ясно, что тут политиканство, средневековое иезуитство, охота на ведьм. Возможно, что сегодня такая позиция чуть приглушена, но ведь её провозглашение бросает украинское общество в яму невежества, мракобесия, отрезает от великих источников науки и искусства, а зачастую просто ввергает в варварство, не учитывающее интересы людей. Давайте будем находить точки соприкосновения, рассматривать исторические аналогии, славянские наши корни, соединённость, и тут любой здравомыслящий взгляд, не имеющий ничего общего с неистовством отрицания, нам интересен.
Говорили о многом, о переплетающихся корнях нашей культуры, вспоминали музыку. От Киева до Камчатки звучит украинская песня, от Южно-Сахалинска до Львова звучит русская песня. Неужели нынче она враждебна нашим народам. Трудно предположить, что украинская песня будет широко распеваться в Америке, а вот в России её поют самозабвенно и с радостью. А русская песня на Украине столь же близка жителям страны, как и украинская. Есть блистательные примеры объединения музыки, танца двух народов. Достаточно вспомнить всемирно признанный Кубанский казачий хор под управлением Захарченко. О многом надо рассуждать, говорить и думать.
Ещё, в частности, надо строже относиться к своим выступлениям на телевидении, в СМИ, когда многие ораторы, обличая ошибки или даже преступления, неустанно талдычат: украинцы. Украина, в то время когда ясно, что надо обвинять властные, определённые круги украинского общества, отдельные партии и людей, не разбрасывая свои обвинения в адрес всех украинцев и всей Украины. Украинцы и Украина ещё скажут своё слово.
Русский народ выработал те черты характера и мышления, которые и определяют сегодня его роль в истории.
Но и сейчас требуется обновление и продолжение в смыслах и линиях его поведения. Конечно, кроме веры и её постулатов, есть ещё ряд общественных позиций, которые должны быть непреложны.
В мире широко распространяется невежество и вандализм, полное отрицание, да и незнание. Кое-где это невежество специально взращивается, кое-где искусно используется. Многовековые достижения народов и содружества священников, учёных, народной мудрости отрицается. Достаточно назвать зловещего паука ИГИЛ с его чудовищными постулатами, усечением голов, разрушением памятников прошлого. Я не раз бывал в Сирии, любовался её Пальмирой, ходил по ней с её хранителем. И вот её нет. Ведь если из нашего мира убрать Тадж-Махал, Московский Кремль, Китайскую стену, египетские пирамиды, Реймский собор, мир замёрзнет, одеревенеет. Он возвратится в пещеру неандертальца.
Да, и многие действия киевских майданщиков с их разрушением памятников прошлого, с разжиганием ненависти между людьми и народами — это зловещий отблеск фашизма, а то и прямой фашизм. Мы должны неустанно обращаться к подросткам, молодым людям с рассказом и показом, как освещать нашу историю, нашу культуру. Мы тратим немало государственных и частных средств на всевозможные развлечения, флешмобы и другие шоу.
Но пора вспомнить и вполне согласиться со старой русской мудростью: делу время — потехе час. Не уподобляться римскому плебсу, который требовал лишь «хлеба и зрелищ».
Боюсь показаться скучным, серым для разного рода шоу-бизнеса, для пузырчатых (от слова пузырь) конкурсов, назойливых и довольно нудных зазывал к развлечениям. Ну, да Бог с ними. Вернее, Бог-то с нами.
После 1964 года (ухода первой хрущёвской перестройки) прозвучало мудрое, взволнованное обращение классиков русской культуры: «Берегите святыни наши!» После этого был организован многомиллионный поход молодых по восстановлению памятников героям Великой Отечественной войны, создано Общество охраны памятников.
25 декабря 1965 года выступил на Всесоюзном комсомольском пленуме светоч нашей страны Юрий Алексеевич Гагарин. Он поддержал обращение: «Берегите святыни наши!» Призвал молодёжь хранить и поддерживать прошлое, его памятники, как Отечественной войны, так и давних веков. «Я считаю, что мы должны восстановить храм Христа Спасителя!» (Запомните дату — 1965 год, ведь ещё и года не прошло, когда снятый Хрущёв обещал показать обществу «последнего попа».) Предложение, кстати, нашло поддержку у молодёжи, лишь один инструктор ЦК КПСС усомнился и спросил: «А вы думаете, Гагарин согласовал это вверху?» Я как-то удачно сказал ему, показав вверх: «Да, конечно, на самом верху!»
Мы не должны забывать, что в жизнь приходят всё новые и новые поколения, перед которыми надо открывать высоты и глубины прошлого. Нам надо организовать походы и экскурсии, массовое паломничество в Сергиеву Лавру и на Богородичную дорожку в Серафимовское Дивеево, в Александро-Невскую Лавру, благоговейно посетить святые места страны. А не пора ли для всех школьников даже организовать экскурсию на героическое Золотое кольцо, по трём полям русской славы: Куликово, Бородинское, Прохоровское. Организовать сеть дешёвых гостиниц, домов отдыха, столовых, туристических автобусов, чтобы школьники могли посетить их так же, как Сталинград или Севастополь, договорившись с белорусским Брестом. Надо думать вместе с военно-историческим обществом, чтобы был составлен обязательный реестр памятных мест России. Ну, например, музей подвига Александра Матросова, Зои Космодемьянской, молодогвардейцев, Александра Покрышкина и др., чтобы школьники и на малой родине могли знать и гордиться.  И вполне уместно обратиться к бизнесменам России: Берегите святыни наши! Создайте «Золотое кольцо славы»! Вот тут пригодится и премия за благотворительность, о которой говорилось на встрече у президента правозащитников страны. Ну и, конечно, место нашей скорби и печали — Ганина яма в Екатеринбурге, месте расстрела невинных в Бутово, воздвигаемый памятник жертвам репрессий. И тогда это создаст полное, неусечённое представление о нашей истории и жизни, не вырывая и не противопоставляя одно другому, как иногда пытаются сделать.
И ещё важно, что до сих пор во многих местах, в том числе и во властных структурах, даже в юридических органах некоторых сферах и учреждениях культуры до сих пор относятся с предубеждением или даже с опаской, когда начинается разговор или представление проблем русских (исторических, культурных или представительских). «Как бы чего не вышло? А не выйдет ли чего плохого?» Но ведь русский народ представляет сегодня в России самый большой процент населения, даже больше чем на территории дореволюционной России или Советского Союза до его распада. Соборяне настойчиво обращались к словам патриарха, сказанным им на Тюменском заседании Собора о необходимости «растабуировать» русские проблемы, слова, понятия о России, русском, которые пугают некоторые структуры. Вот ведь, когда мы в 1993 году провели Всемирный русский собор в нашей либеральной, да и другой прессе, начались обвинения и предостережения в шовинизме, национализме, славянофильстве и т.д. РПЦ, ответственные общественные организации, деятели культуры и науки провели работу Собора, провозглашая русские вопросы как необходимые или  проблемные для русского народа, да и всей России. Ведь после этого у всех ведущих политических сил и партий эти проблемы заняли место в их программах или заявлениях. А ведь эта боязнь проявлялась даже и до революции в рядах либеральной интеллигенции. Ещё в начале XX века великий русский педагог Ушинский писал: «Во Франции заявляют — «Ма шер Франс», в Германии — «Германия превыше всего», в Англии — «Правь, Британия», а в России, с университетских кафедр звучало — «Проклятая Россия». Кончилось знаете чем? Крахом России, на возрождение которой понадобилось много лет.
Да, революция и советская власть поставили ряд чёрных меток на русский вопрос, которые входили в массовое сознание. Идеологи национальной политики заявляли: «Россия — тюрьма народов!» Или литературоведением тех лет лучшие эрудированные, профессиональные люди России, выступающие против крепостного права, за развитие державы и народа, были определены как мракобесы, крепостники, черносотенцы, и особенно за то, что выступали за единство славян и называли себя славянофилами или ещё ужаснее — русофилами.
А когда принимается решение сначала фактически закрыть, а потом слить Славянскую академию, которая готовит кадры по славяноведению, слить с текстильным, то бишь, дизайнерским вузом, то это, в лучшем случае, невежество, а в худшем случае, гонение на русских, на славян. Вчера на секциях ВРНС было принято решение-протест против такого бездумного и позорного решения.
А ведь не всё ещё в порядке в русских делах, много требуется улучшения, прояснения. Вот, наверное, неслучайно, президент страны уже несколько, я бы сказал, взволнованно отметил, что русский народ — самый разделённый в мире народ (!), 25 миллионов соотечественников которого находится вне Отечества. К сожалению, это не взволновало наше общество, нашу печать, многих наших людей. И речь ведь не идёт о присоединении каких-то земель, занятия их силой. Речь идёт о создании Русского мира в голове и сердце. Кто думает об этом? Надо, конечно, не только заниматься трубадурством — надо эту цифру заложить в нашу память, знать о ней, думать о выходе из такого состояния.
Наше общество иногда просто заставляют не вспоминать о каких-то наших вехах истории, не придавать им значения. Вот трагическая цифра в ВОВ: погибли 19 миллионов мирных жителей. Думаю, что 17 миллионов — это славяне. Почему забыли о них? Почему в головах цивилизованных европейцев, чьи предки почти во всех странах воевали на стороне Гитлера, исчезли накануне 70-летия Победы эти чудовищные цифры? Кто выветрил их из памяти миллионов наших соотечественников?
Да, тут были первые послевоенные годы, когда не хотели бередить раны, периоды так называемой оттепели и хельсинского замирения, не хотели проявлять не толерантность. В период великой перестройки не хотели обижать западный мир. А Армения скорбела о геноциде, и весь мир знал и сочувствовал ей, а евреи со справедливым горем и плачем говорят о холокосте, и весь мир скорбит об этом. Мы скорбим о жертвах Хиросимы и Нагасаки.
Что знает мир о 19 миллионах наших мирных жителей? Почти ничего. Да и мы не напоминаем об этом, поэтому и Европа не сочувствует нам, не сочувствует самому многочисленному убиению и геноциду за всю историю человечества.
Надо создавать комиссию, ещё и ещё раз называть виновников, проводить постнюрнбергский трибунал, который скажет слова обвинения и осуждения убийцам, подлинным поджигателям войны, для которых пара пустяков развязать бойню в Белграде, Ливии, Ираке, Сирии.
Мы обязаны поставить памятник жертвам Великой Отечественной войны, как память, как скорбь, как всенародный реквием.
Уважаемые соборяне! Это только часть проблем, которыми занимается и будет заниматься Всемирный русский народный собор.
Спасибо за внимание.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: