slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Наши дети. Трагедия нелюбви

Несколько дней милиция ездила и искала магазин, в котором детям продали водку; родители одноклассников спорили, сколько бутылок было выпито подростками; одноклассники обсуждали, как надо было пить и где; учителям школы спустили директиву — провести анкетирование школьников на предмет раннего выявления употребления алкоголя и наркотиков. Все озаботились расследованием. Ведь мальчика-то больше нет! Но никто так и не задался вопросом: почему такое вообще стало возможным?
Это случилось в парке за МКАДом в первый мартовский выходной, когда морозы ещё не спали. Компания из четырёх подростков 9 класса одной из московских школ пошла отметить день рождения. Двое подростков смогли уйти сами. Ещё двое: мальчик и девочка ещё оставались в лесу… Девочку нашли чуть раньше с тяжёлым обморожением. Врачи боролись за её жизнь и смогли спасти. Мальчик замёрз насмерть.
Эта трагедия на фоне той, что случилась в кемеровском торговом центре, меркнет. Однако пережить нужно и эту гибель одного мальчика. Лично у меня она вызвала ряд размышлений. Казалось бы, подобное было всегда. Случалось такое с подростками даже в советской школе, когда был в чести порядок и велась воспитательная работа.
Виноваты все — учителя, родители, товарищи, общество, потому что не уберегли эту молодую жизнь. Население — пустой звук, только привязка к какой угодно территории. А мы — народ, потому что у нас есть история, традиции, духовность. И если случается беда, а это точно беда, отзываться должно во всём народном теле. Так было всегда.
Это вина и писателей, и общественных деятелей. У нас восемь тысяч членов Союза писателей России. Многие ли из нас взяли под опёку ближайшую школу и проводят встречи с детьми, говорят о том, что своих товарищей нельзя бросать в беде, о красоте жизни, о подвигах и славе, о любви и вере?.. Если священника нельзя приглашать в школу (поскольку это обидит детей других конфессий), то пусть придёт писатель. Хотя я лично не против того, чтобы в класс пришёл мулла. Пусть придёт и скажет о том, что надо почитать родителей и трудиться, что надо помогать ближним.
Но никто не пришёл и не сказал детям о том, что жизнь только начинается и её надо беречь, что она так сложна и интересна, она всего одна, и юность – так коротка, и грань между жизнью и смертью, как теперь видим, едва различима.
На учителе литературы лежит ответственность куда более серьёзная, чем на учителе химии или английского языка! Не имею намерения обидеть учителей других предметов, но только на уроке литературы можно сказать о правде жизни, о душевном мире, помочь ребёнку, подростку понять характер того или иного персонажа и разобраться в поступках героев. Они завтра ему встретятся в жизни, и он должен знать, как себя вести. Так почему сегодня часы русского языка и литературы вытесняются часами, к примеру, английского языка, что отражается и на зарплате словесника...
Давайте зададим вопрос своим детям: с радостью ли они идут в школу? С радостью ли их там встречают? Какие песни поют наши дети на уроках музыки, во многих ли школах осталась практика замечательных хоров, которые вдохновляли, украшали всю школьную жизнь? Часто ли классный руководитель говорит с детьми в школе о том, что их сегодня волнует? Уверяю, что ответы их вас огорчат. А задавать эти вопросы надо.
Почему сегодня наших детей, которых ни разу не водили от школы (говорю именно об этой школе, где произошла трагедия) в Третьяковскую галерею, водят в Еврейский музей и центр толерантности? Для чего им организовывают встречи с представителями американской консалтинговой компании «Oliver Wyman» и рассказывают о том, какими успешными бывают менеджеры? Разве это не унижение достоинства наших детей – носителей великой русской культуры, сформировавшейся на христианских принципах созидания и служения, а не прибыли и накопительства? А «Oliver Wyman» – действительно успешные ребята. Эта иностранная компания, услугами которой пользовался Центробанк, представляет реальную угрозу безопасности России в сфере финансово-экономической деятельности.
Значит, что-то не в порядке с нашей школой. Значит, мы опять зашли на чужую путаную дорогу. Так как же нам тогда воспитать полноценных детей, которые завтра будут ответственны за свою страну с её великой историей и с таким же великим мессианским предназначением в мире?
Защищать и взращивать молодую поросль должна и может только родная почва. В чужой среде любой живой организм обречён на мутацию, если не на гибель. В нашей стране есть грузинские, еврейские, испанские, какие угодно школы где изучается язык и культура этих стран. Но есть ли у нас школа с углубленным изучением русской философии и национальной культуры, где изучали бы народный и православный календари, уклад русской жизни?
Ещё одной важной воспитательной составляющей является кинематограф. Когда мы в последний раз смотрели с детьми детское кино отечественного производства? В эфире: только американское.
И не нужно быть искусствоведом, чтобы сравнить нескончаемый и бессмысленный своей «бытовухой» фильм «Папины дочки» и те фильмы, что были сняты для школьников в последние советские годы «Гостья из будущего» и «Приключения Электроника». Тогда ещё берегли детство, растили романтиков и героев. А сегодня воспитывают потребителей дешёвой продукции.
Так на какой почве остаётся жить подросткам, когда пространство вокруг них выжжено и отравлено? Когда обучение в школе из процесса воспитания гражданина и нравственной личности превратили в выхолощенную, убогую услугу? Сегодня на 100 тысяч населения от 15 до 19 лет примерно 80 человек погибает от отравления алкоголем. Но что нам до этих цифр! Мальчика больше нет.
Эту трагедию, которая случилась с московским школьником и которую постарались замолчать, мы должны оплакать соборно, как свою личную. Тогда, может быть, будет нам прощение. И этот плач поможет нам очнуться и собраться с силами, начать с малого — преодолевать трагедию нелюбви. А затем уже сосредоточиться и обретать родную почву.
Даже самые непослушные, сложные, бедовые дети, которые ошиблись, оступились — всё равно они наши. Это мы забываем нашим детям сказать самые простые в мире слова: «не волнуйся напрасно», «пойдём сегодня на каток (в гости, в музей, куда угодно, только вместе)» и самое простое: «я тебя люблю». Пусть хотя бы эти тёплые слова звучат каждый день для наших детей. Ведь мы каждый день отпускаем их в мир, который борется со Христом и распинает Его. Поле битвы, помним Достоевского, это — наши сердца и сердца наших детей.

Ирина УШАКОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: