slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Мусорный фронт федерального значения

«Свалки движутся по России. Из деревень, посёлков, малых и больших городов они сползаются, увеличиваются в размерах, превращаются в горы, затмевают собой небоскрёбы», — недавно написал в своём блоге известный писатель и публицист Александр Проханов. И там же провидчески заявил: «Эта свалка, казалось, вчера ещё незаметная, вдруг открылась во всей своей очевидной жути сразу после выборов президента. <…> Теперь ему придётся бороться не с Собчак, не с англичанкой Мэй, не с нехваткой денег в бюджете.
Ему придётся бороться с этой чудовищной свалкой, которая надвинулась на Россию, надвинулась на Кремль, надвинулась на рабочий кабинет президента».
Действительно, наивно было бы полагать, что доморощенные политические оппоненты власти и подкармливающие их наши зарубежные «партнёры» упустят возможность извлечь свои дивиденды из неуклюжих действий чиновников, доведших народ до ярости. Ведь именно так, по словам Эдуарда Лимонова, охарактеризовал настроения жителей Подмосковья министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган — «люди находятся в ярости».
Проблема мусорных полигонов со всей остротой проявилась в прошлом году в ходе «прямой линии» с президентом В.В. Путиным, когда на свалку в Балашихе пожаловался местный житель. Путин назвал такую ситуацию недопустимой и потребовал закрыть свалку в течение месяца. Закрытие свалки в этом подмосковном городе, куда ежегодно свозилось до 600 тысяч тонн бытовых отходов, спровоцировало мусорный коллапс. Проблема с утилизацией мусора в Московской области резко ухудшилась, поскольку на сегодняшний день осталось всего 15 действующих полигонов. Не будем лукавить и восхвалять то, чего никогда не было, но признать очевидное всё же придётся. Отнюдь не идеальную мусороперерабатывающую отрасль СССР в новой России окончательно убили «эффективные» собственники, которые не соблюдают даже элементарных норм безопасности, из-за чего многие регионы страны превратились в зону экологического бедствия.
По оценкам экспертов, площадь всех свалок Московской области составляет 15 квадратных километров — эдакая мусорная короста размером с Садовое кольцо. На каждого москвича приходится вдвое больше мусора, чем на жителя любого другого города России. Огромная масса отходов многомиллионного города ежедневно вывозится на ближайшие свалки, что вызывает бурю негодования подмосковных жителей. И это, когда ещё не освоены территории «новой Москвы», за счёт которых площадь мегаполиса увеличилась примерно в 2,4 раза. После застройки новых мест и притока населения лавина отходов грозит поглотить вообще всю область. Не пришло ли время дать всестороннюю оценку недавним «стратегическим решениям» по развитию Москвы, фактически пускающим под откос экологию целого региона и угрожающим здоровью его граждан?
В последние недели в Коломне, Дмитрове, Клину множатся выступления против мусорных свалок, куда вывозятся ежегодно от 10 до 12 миллионов тонн отходов из столицы. В Волоколамске десятки детей не так давно оказались в больнице с признаками отравления после очередного выброса с полигона «Ядрово». Собственно, именно протестные действия волоколамцев и вызвали за собой лавину выступлений в других городах. Сейчас масштабу митингов в Подмосковье даже при скудной огласке могут позавидовать многие оппозиционные деятели.
Повернулись
к политике
Вот и прошедший 1 апреля очередной митинг против свалки «Ядрово» в подмосковном Волоколамске не остался без внимания общественности. Отличительной особенностью этой акции стало то, что на ней выдвинули требования отправить в отставку главу региона Андрея Воробьева. Возможно, людей воодушевило прозвучавшее в тот же день заявление Амана Тулеева о своём добровольном уходе. «Потому что с таким тяжелейшим грузом, — сказал в своём видеообращении к жителям региона Аман Гумирович, — работать на посту губернатора нельзя. Морально нельзя». Однако на митинге прозвучали и голоса тех, кто заговорил о личной ответственности президента Владимира Путина — не без подсказки ли забугорных «партнёров»? — за переживаемое регионом экологическое бедствие. Значит, протест явно стараются повернуть в политическую сторону. А на это уже закрывать глаза нельзя. Но и действовать с грацией слона в посудной лавке негоже.
На первоапрельском митинге народ не дождался представителей властей. Часть участников митинга решила доставить резолюцию собрания лично в областную администрацию, в город Красногорск. Как стало известно из сообщений электронных СМИ, в ходе автопробега около двух десятков его участников были задержаны, но достаточно быстро без предъявления обвинений в нарушениях отпущены. Осталось лишь недоумение — зачем это было сделано? Разве недостаточно насмотрелись со стороны на пример Украины? Зачем озлоблять людей? Ведь у них помимо сегодняшних, насущных проблем действительно остаётся масса вопросов, на которые местные власти не удосуживаются пока дать чёткий ответ. И связаны они с тем, что, несмотря на принятые поправки в 89-й Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», которые легли в основу начавшейся «мусорной реформы», а также разработанный в недрах правительства приоритетный проект «Чистая страна», есть сомнения в том, что будет выбран наиболее щадящий и эффективный способ решения экологических проблем.
Известно, что Москва и область делают серьезную ставку на мусоросжигательные заводы. Мощность четырех уже проектируемых суммарно — 2,8 миллиона тонн мусора в год. Наполовину они будут загружены мусором из Москвы, но для самой столицы это будет меньше четверти всех отходов, которые уже сейчас производит город. Администрация области ищет площадку для ещё четырёх заводов. Однако при том, что термическое обезвреживание отходов сегодня один из самых популярных способов утилизации мусора, в развитых странах у жителей могут появиться и опасения, которые можно развеять только путём диалога, а не силовых волюнтаристских решений.
Не секрет, что ещё плохо исследованы диоксины — летучие яды, которые образовываются в процессе горения отходов. Помимо хлорсодержащих диоксинов, которые уже умеют фильтровать, бывают ещё и фторные, бромные, йодные, которые улавливаются плохо. Кроме того, даже проектировщик заводов сомневается, что поступающий на завод мусор будут предварительно сортировать, как это делают в Европе. После сжигания отходов остается также порошок, который куда более ядовит и для почвы, и для поверхностных вод, чем обычный бытовой мусор. Зарывать эту золу на обычных свалках нельзя. Требуются специализированные полигоны, о которых пока и разговоров нет.
От «бунтов»
к «войне»
А пока «мусорные бунты» Подмосковья, судя по публикациям СМИ, постепенно перерастают в настоящую «мусорную войну». Сетевые группы активистов сбиваются в протестные движения такие, например, как «СтопВыброс» и «Душегубка.рф». «Боевые действия» разворачиваются вокруг Алексинского карьера, что в 85 километрах от Москвы, около Клина. Его называют рекордсменом по мощности и нарушениям. В пиковые нагрузки туда приезжает до 700 «КамАЗов» мусора в день. До ближайших жилых домов — меньше полукилометра. Горожане регулярно жалуются на удушливый запах. Слои мусора не пересыпают грунтом, нет и никакого выведения стекающей со свалки жидкости — она свободно стекает в местные водоёмы.
Свалка «Лесная» в Серпухове, в 73 километрах от Москвы, уже выросла до высоты девятиэтажного дома, хотя её планировали закрыть ещё в 2013 году. Устаревший полигон собрал штрафов за нарушения на 200 тысяч рублей и продолжает работать. По данным местных активистов, на полигон сейчас заезжают до 300 «КамАЗов» со столичным мусором в день. Несмотря на протесты, работу «Лесной» планируют продлить до 2024 года.
Протестная группа коломенских «Воловичей» считается одной из самых действенных — на их страницу «ВКонтакте» подписаны более 10 тысяч человек. Активисты добились установки веб-камер по периметру полигона, расположенного в 85 километрах от Москвы. По трем искам к руководству суд встал на сторону истцов. После закрытия полигона в Балашихе нагрузка на 30-летний полигон «Воловичи» увеличилась в несколько раз — запах впервые почувствовали в самой Коломне. На дороге к свалке регулярно возникает очередь из «КамАЗов», которых прибывает до 300 в день. Этот полигон планируют расширить и модернизировать. Не будут пока закрывать и мусорный полигон в соседнем районе, в «Астапово», где-то в 100 километрах от Коломны.
Расположенный в 51 километре от Москвы полигон «Кулаковский», рядом с Чеховом, давно стоял в очереди на закрытие. От огромной кучи мусора до жилых домов — 120 метров, до местной школы — 400. Борьбу тут разворачивала инициативная группа MUSORKA.NET — собирались митинги, организовывались массовые голодовки. В итоге власти отреагировали на протестные акции — к 1 сентября Кулаковская свалка была закрыта.
Массовые акции на протяжении последнего времени проходили и в других городах, куда перераспределился мусорный поток. Известный оппозиционный политик Эдуард Лимонов констатирует в своём блоге: «В Московской области растут антимосковские настроения. Скоро, можно не сомневаться, появятся и лозунги вроде «Хватит служить помойкой Москвы!» Знаете, что я по поводу всего этого думаю? Что борьба граждан России за свои права приобрела форму непартийной борьбы…»
Пора спрашивать жителей
Внепартийная самоорганизация граждан и впрямь становится настоящей проблемой для властных структур. Возможно, это — лишь первая ласточка. Помимо мусорной Подмосковье накопило и другие проблемы. Чего только стоит проведённая здесь «оптимизация» чиновничьего аппарата через укрупнение поселений, когда объединёнными в одной агломерации оказались населённые пункты, расположенные за много километров друг от друга. Так что жителям до социальных служб и органов власти добраться стало совсем не просто. И здесь нарекания в адрес властей могут перерасти в громкие протесты.
А пока властям приходится противостоять негодованию народа на мусорном фронте, расплачиваясь здесь за собственную многолетнюю бездеятельность и криминализацию мусорного бизнеса. На днях губернатор Московской области Андрей Воробьёв заявил: «Обращаю внимание на персональную ответственность хозяев, владельцев полигонов. Именно они каждый день получают большие деньги за машины, которые приезжают к ним. Прошу доходчиво информировать владельцев свалок, чтобы они четко выполняли тот план, который мы наметили. Именно они несут персональную ответственность за состояние вверенных им объектов». Воробьёв также отметил, что полигонов, подобных существующим сейчас, в Подмосковье не останется. «Все новые полигоны, которые мы сегодня готовим, строим, — заявил он, — предполагают совершенно иной, комплексный процесс сбора и обработки мусоров. Больше в Московской области не будет свалок, какие они есть сейчас, куда сваливается мусор без сортировки… наша задача закрыть эту тему в конце 2018 — начале 2019 года».

Владимир ПОТАПОВ.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: